Василий Аксенов "Любовь к электричеству" - первое книжное издание с рисунками Саввы Бродского

Jan 31, 2024 01:10



Издательство "Речь" продолжает публикацию книг с иллюстрациями Саввы Бродского.
И внутри нашего проекта получился небольшой спецпроект - издание иллюстраций, опубликованных в периодических изданиях, где Савва Бродский стал первым художником, работавшим с этим произведением.

Что-то потом вышло отдельной книгой с этими же работами, а некоторые работы так и остались только на журнальных страницах. И не были даже упомянуты в Каталоге работ Саввы Бродского 1988 года. По сути - забыты.

Всего на сегодня нам известны три журнальные публикации, все они были в журнале "Юность":
• "Бабий Яр" Анатолия Кузнецова, журнальная публикация в 1966 году, отдельная книга в 1967 (издательство "Молодая гвардия"). После скандального отъезда Кузнецова из СССР книга была забыта, иллюстрации не публиковались. У нас в издательстве "Речь" книга вышла в 2019 году
•"В списках не значился" Бориса Васильева, журнальная публикация в 1974 году, книжное издание в 1975 (издательство "Советский писатель") вместе с повестью "Не стреляйте в белых лебедей"
• "Любовь к электричеству" Василия Аксенова, журнальная публикация  в 1971 году. И вот отдельной книгой они так и не вышли. Вернее сама повесть вышла, но с рисунками совсем другого художника.


Повесть писалась по заказу "Политиздата" для новой очень современной по тем временам серии "Пламенные революционеры". Серия была попыткой придать новый импульс поднадоевшим биографиям деятелей компартии, писавшимся до этого в традиционном житийном стиле благонравия и идеальности, перезапустить сам жанр с ориентацией на молодого читателя 60-70 гг. В новой серии были сильно раздвинуты понятия того, что есть революционер (героями были не только соратники Ленина, но декабристы, народовольцы, исторические деятели, иногда страшно далекие от марксизма - Михаил Лунин, Кампанелла, Шевченко, Бестужев-Марлинский, Радищев и тд - все те, кто шел против устоявшихся правил). Авторами выступали популярные у молодежи писатели-шестидесятники - Владимир Войнович, Василий Аксенов, Булат Окуджава, Анатолий Левандовский, Анатолий Гладилин, Натан Эйдельман, Юрий Трифонов, Еремей Парнов. Даже дизайн был современный - маленькие стильные томики в 32-долю.

Возможно из-за уменьшенного формата, возможно по срокам (книжное издание было в один год с публикацией "Юности", а готовится книга дольше), возможно еще почему-то, но в книжном издании в серии "Пламенные революционеры" в 1971 году повесть Аксенова вышла с иллюстрациями совсем другого художника - В.А.Былинкина. С ними же она была переиздана в 1974.

Так и оставались долгие годы рисунки Бродского к этой повести единожды опубликованными в трех номерах журнала "Юность" за 1971 год.



При этом мы знаем, что художник о своей работе не забывал: в 1972 году они были показаны на персональной выставке работ Бродского. Тогда в каталоге они были названы так:  "серия "Варшавянка" по мотивам романа Василия Аксёнова "Любовь к электричеству". Именно с привязкой к Варшавянке (но потеряв привязку к роману Аксенова) они и стали упоминаться, но почему-то были забыты в списке работ в альбоме Матвеева (1988 г).

Сейчас большая часть оригиналов находится в Мордовском художественном музее в Саранске. Работы сделаны в традиционной для Бродского смешанной технике на листах белого пластика.

Так как именно книги ранее не было, то оформление, подача, переплет книги - наши. В отличии от журнальной публикации мы не стали разрезать иллюстрации пополам, дали как они есть едино под обрез на разворот, исключая две полосные работы - портреты Нины и Красина. Формат единый с ранее вышедшей книгой "Бабий Яр" (170*230 мм).





Текст журнальной и книжной публикации разнится, у нас текст дан по книжному изданию 1974 года. В повести упоминается большое количество имен и событий, многие сегодня подзабыты, поэтому мы разместили комментарии после текста. В самом тексте также есть небольшое количество сносок (как правило пояснение по партийным псевдонимам в переписке) - это те сноски, которые были в тексте книги Политиздата (авторские или редактора - мы не знаем), чтобы их не мешать и развели сноски на страницах и комментарии в конце книги.

Книга на офсете.





О чем (вернее о ком) эта книга? Подзаголовок автора "Повесть о Леониде Красине" (хотя это подзаголовок был только в книжном издании, а в журнальной именовался роман-хроника), вроде понятно,  но разорванность, отрывистость, эпизодичность повествования, множество героев (некоторые реальные, некоторые вымышленные), размышления о времени, о причинах и следствиях. Первая русская революция. Кто-то назвал роман конъюктурным, отрываясь от самой фигуры главного лица, времени написания, забывая, что это не документальный роман.

Говорят, что выбор именно фигуры Красина - это было решение самого Аксенова. И это не биография, не авантюрный роман, не исторический (хотя все эти черты есть), это слепок времени - не зря сквозь все повествание проходят вставки из документов, выдержки из официальных дел и множество цитат из газет того времени. Первоначально все это кажется случайным, отрывистым, лоскутным, мы видим отдельные эпизоды, штрихи, но именно из таких штрихов и складывается картина времени. Аксенов берет достаточно ограниченный период - от 1903 до 1913: подготовка восстания, его неизбежность, Кровавое воскресенье, трагизм происходящего, Московское восстание 1905, опьянение мнимой победы, разгром, репрессии, осознание проигрыша и безнадежности. У кого-то больше нет "электричества в жилах", оно кончилось, "ушло в песок", но кто-то хранит "крепкий заряд электричества"

"Что такое электричество? Поток электронов. Много ли узнали об электричестве со времени Фарадея? Много и бесконечно мало. В природе его есть загадка, как и в самой природе человека, в природе нервных импульсов, потоке мужества, нежности, благородства... Трусость - это понятно, ярость, злость - тоже понятно, но... что такое непокорность и чувство справедливости, что такое готовность к жертве? Что такое страсть к революции и почему от неё нельзя излечиться?"





Ну, и пара цитат из книги, просто к тому, что не бывает книг "того времени", любая хорошая книга всегда современна...

"Я хочу сказать вам о революции. Менее всего смысл революции понимают революционеры и контрреволюционеры. Первые судят греховное общество и в суде своём не хотят видеть истины, вторые, судимые, упорствуют в своей неправоте и тоже не видят смысла. Между тем революция есть малый апокалипсис истории, как и суд внутри истории. Революция подобна смерти, она есть прохождение через смерть... неизбежное следствие греха..."

"- В марксизме есть стремление к мессианству, и поэтому русский народ примет его, ибо и самому русскому народу в высшей степени свойственна идея мессианства. Произойдёт подмена марксизма русской державной идеей, и всё вернётся на круги своя, для того чтобы вновь разрушиться и возникнуть, и так будет до самого конца...
- До какого конца, позвольте поинтересоваться? - спросил Красин.
- До конца истории, до Большого Апокалипсиса..."

Написано в 1970-ом году, пятьдесят лет назад, в повести о Леониде Красине...



Аксёнов Василий
Любовь к электричеству
Художник: Бродский Савва  
Объем: 352
Год издания: 2024
Формат: 170*230
Тип переплета: Твердый
Тираж: 2500
ISBN: ISBN 978-5-9268-4104-3
Серия: Образ Речи

Василий Аксёнов любил авантюристические характеры и авантюристические сюжеты, а потому, согласившись писать в серию «Пламенные революционеры» (была такая серия в Политиздате в 1968-1990 гг.), героем выбрал Леонида Красина, этакого большевистского Джеймса Бонда. Инженер-электрик по образованию (блестящий инженерный ум!), в 1890-х Л. Красин меняет машины, генераторы, батареи на электричество другого рода - становится руководителем боевого отряда РСДРП. «О Россия... Толстой пашет землю... инженер Красин строит электростанции и делает бомбы…»
Сюжет повести временами напоминает боевик. Динамичный живой язык Аксёнова с невероятной скоростью приводит к финалу, удивляет непредсказуемой развязкой.
Первая публикация «Любви к электричеству» состоялась в 1971 г. на страницах журнала «Юность», с иллюстрациями Саввы Бродского.

В книге использованы изображения произведений из фондов Государственного бюджетного учреждения культуры «Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи»

Текст печатается по изданию: Аксёнов В. Любовь к электричеству : Повесть о Леониде Красине. - М.: Политиздат, 1974. (Пламенные революционеры).

рабочее, Бродский

Previous post
Up