Память

Apr 28, 2022 23:49





Сегодня 25 лет как не стало моего папы - Демина Эдмунда Николаевича.


Родился в 1929 году, детство те самые тридцатые, взросление - война, на которую он чуть-чуть не попал - это было то поколение, которое собственно и сделает ту самую оттепель второй половины 50-х. Искреннее и очень светлое поколение, поколение мечтателей, поколение очень нравственных людей. Не по пресловутому "кодексу строителей коммунизма", а несколько книжное, благородное, кажущееся сейчас, в наше циничное время, немного наивным. Очень хорошо помню один эпизод из детства: по телевизору уже в 80-е показывали фильм, где летчик отправляется спасать какую-то группу людей только потому, что в этой группе его любимая девушки - и помню папино абсолютно искреннее возмущение "как же так можно?".
И та редкая книжная эрудиция этого поколения, когда спросить можно было абсолютно все - от химии до Бисмарка. В доме читалось на любую тему: фантастика, история, археология, путешествия, биология, краеведение, детективы, научпоп, два десятка журналов, пять газет. Книги и пресса лежали дома везде. И, что я особо уважала, если он не мог на что-то ответить, то всегда предлагал: "давай вместе поищем ответ". Поэтому у нас на кухне (невзирая на мамины протесты) всегда лежал толстенный энциклопедический словарь и малый атлас мира. Хорошо помню, как после событий в Буденновске, папа очень легко комментировал просто по карте: вот, отсюда пришли, сюда ушли, вот дорога, здесь посты, здесь горы - сколько всего можно было вытащить просто из карты. А из словаря! Причем это то самое умение искать информацию: смотрим одну статью, за ней другую. И без всяких гуглов.

Это то поколение людей, которое умело удивляться и всегда искало что-то новое, та самая человеческая жажда познания, умение быть любопытным. Освоить в 60 лет компьютер, причем не нынешнюю руссифицированную Винду или Андроид, а те самые первые, на Dos, когда даже Нортона не было. Поднять кучу знакомых, чтобы получить архитектурные планы застройки района (это в 1978!) - ну, интересно же! Звать меня залезть на стройку:  давай посмотрим, как строился наш дом! А когда я отказалась, то с обидой сказать: какая ты стала не любопытная! Мне было 6 лет, папе 51.



Увлечься он мог чем угодно: созданием студенческого самодеятельного туризма (был председателем ДСО Наука в 50-е), авторской песней (один из первых стал ее записывать и пропагандировать: на деминские вторники (четверги) на Кирова, где ставили последние записи,  мог прийти абсолютно любой человек, незнакомый хозяину). Появилась дача, значит будем выращивать помидоры Бычье сердце и черные тюльпаны. Новая квартира - будем делать сами мебель. Подбросили рыбок - будем клеить огромные аквариумы и строить насосные станции в ванной, а в холодильнике, к ужасу бабушки, хранить живого мотыля - зато наши золотые рыбки вырастали до размеров карпа!
Куча нестандартных решений "а что так можно было?". Некуда поставить огромный телевизор Радуга? да, повесим его над дверью. Коляску со мной выставить во двор, а вдруг ребенок заплачет? Ну, положим в коляску микрофон и выведем его на динамик. Шторы лень закрывать? Поставим моторчик, и они будут закрываться сами.

И неудачная поездка в 1985 году в Ленинград. До нее у папы не было даже медицинской карты. Часто болела мама, нам ее надо беречь", говорил папа, нагружая до огромных размеров рюкзак. И жара лета 1985, неделя бодрого туризма и инфаркт за день до отъезда. Хорошо помню, как мы с мамой не могли понять, он сам не мог что с ним и полулежал на ступеньках кинотеатра Баррикады на Невском, а люди принимали отца за пьяного, его, полностью отрицавшего алкоголь.

За инфарктом пошли другие напасти, сильно изменившие образ жизни, под конец он с трудом мог ходить, закупорка артерий, какое-то экспериментальное лечение пептидами, то лучше, то хуже. Но была и работа, и разные варианты подработки на пенсии в начале 90-х , от распространения газет, ведения бухгалтерии (экономическое образование) в малом бизнесе, участие в тогдашней политике, разочарование в Ельцине (мы строим Веймарскую Германию, говорил он после 1993) . И все закончилось в 1997...

Фото может не самые удачные, но они нравились маме.
От папы осталось много негативов 50-60 хх гг (да и фотографией он тоже увлекался!), никак не доходят руки разобрать

личное

Previous post Next post
Up