"Бегущая по волнам" с рисунками Саввы Бродского (Речь, 2021)

Jan 28, 2021 19:00


Месяц назад я написала о сданном в печать сборнике Александра Грина "Бегущая по волнам" с рисунками Саввы Бродского. Тогда речь шла о подготовке материала, о том, что именно вошло в сборник, а что нет, и почему все было сделано именно так. Сейчас можно расмотреть уже вышедшую книгу.



Напомню, произведения Александра Грина проиллюстрированы работами Саввы Бродского, созданными художником в 60-е гг. для шеститомника издательства "Правда" и хранящиеся в Феодосийском литературно-мемориальном музее А. С. Грина.




Начнем с основного - с размеров книги. Знаю, что многих удивил выбранный формат, особенно в сравнении с Сервантесом или Шекспиром. Но ведь многие часто упрекают издательство в выпуске "альбомов не для чтения". А наше издательство всегда прислушивается к своим читателям! :) к тому же здесь изначально размер работ не предусматривал какое-то увеличение, а сами работы меньше привычного формата, в иллюстрациях почти нет мелких деталей, как у Сервантеса, нет заранее спроектированного сложного макета, как в Шекспире, и поэтому мы вернулись к стандартному формату "книг для чтения". К тому же сама серия "Образ Речи" и подсерия книг с работами Саввы Бродского никогда не зацикливалась на одном формате (почему собственно я каждый раз повторяю, что серия эта очень условная), а выбирался тот размер, который максимально соответствовал работам художника к данному произведению: от небольшого "Байкала-озера сказок" до монументальной "Калевалы".







Книга по формату (обрезной размер блока 170*230) и толщине (496 страниц + 48 страниц вклейки (24 рисунка) получилась внушительной, но уютной, хорошо ложится в руках. Поскольку основная печать на офсетной бумаге, она не тяжелая, и мы постарались сделать ее максимально удобной по шрифту для чтения, он не мелким, но и не слишком крупным - аудитория книги не младшешкольники/дошколята, а произведений вошло достаточно много - 14 рассказов, 1 повесть (феерия) и 1 роман.







Вот сравнение именно с Сервантесом, по размеру и по величине шрифта. Кстати, Грин получился чуть ли не толще, чем один том Дон-Кихота - 496 страниц + 48 страниц вклейки (24 рисунка).







Печать. Знаю, что многие посерчали, что печать сделана не в Латвии. И тут мне обидно за Парето. В конце концов, мы не отправили книгу на Урал или в детскую Тверь! А Парето, без шуток, самая современная и самая лучшая типография в России, там отличные возможности. А если внимательно поглядеть на выходные данные, то не все книги серии печатала Латвия ;)

Ну, и будем реалистами: вопросы "почему" надо задавать не издательству, а правительству, в частности по уровню девальвации национальной валюты за последние пару лет. И по системе книгораспространения, когда основные каналы книжной торговли - это по сути он-лайн супермаркеты, где книги покупаются в одну корзину с тапочками, кофточками и подгузниками...



С моей профессиональной точки зрения печать получилась хорошая: белоснежный плотный хороший офсет (мы не тонировали бумагу в этот раз), четкая печать, без отмарывания, без заломов, отличная печать на меловке, хороший переплет. Приятно удивил блинт - его глубина, четкость. Честно - не ожидала. Он получился не очень равномерным: внизу крышки переплета более выраженный рельеф, сверху - меньше, но это, как ни странно (глубину блинта мы регулировать на макете не можем), отвечает изображению - ближний план четче, дальний - более размыт. Да, если придираться - хотелось бы более плотный обжим (книга толстая) и более плотную бумагу на вклейках (это уже наше упущение).



Форзацы/нахзацы издательские, как и переплет, и шмутцтитул на рассказы. В основе форзаца рисунок к Бегущей, но немного в иной тональности.





Портрет писателя единственный авторский рисунок не на вклейке, он изначально черно-белый, без подрисовок, выполнен в ином стиле, чем остальные работы, поэтому мы посчитали возможным печатать его в блоке.





При появлении в книге портрета Грина иллюстрации к "Крысолову" зазвучали совсем по-иному.



Заканчивает книгу рассказ "Комендант порта", он вышел уже после смерти писателя, в 1933 году. И,  как впрочем и большинство его рассказов, удивительно автобиографичен. Грин - тот самый комендант порта, проживший вроде рядом с морем, бредивший им, путешествиями, кораблями, но так и оставшийся на берегу, встречая и провожая корабли...





Иллюстрации в книге  расположены неравномерно, привязка к тексту идет цитатой на обороте. Я уже объясняла, почему так получилось: текст хотелось дать на офсете, рисунки - на меловке. Вариант вклеек (если точнее, это накидки на тетрадку) предусматривает возможным только расположение кратное 16. То есть между 16-17 страницами, 32-33, 48-49 и тд.  А поскольку некоторые рассказы занимаю 4-5 страниц (Словоохотливый домовой, Пришел и ушел), другие больше, но все равно меньше 16, то технически невозможно сделать так, чтобы рисунок находился между "нужными тетрадками". Поэтому и был принято такое расположение. К слову, в 1963-1965 гг. эти иллюстрации и создавались как вклейки...



Все иллюстрации, кроме портрета, печатались цветом.



О переиздании иллюстраций Саввы Бродского к Грину говорили давно, было безумно жаль, что они остались в прошлом: говорить "забыты" я не хочу, это не тот случай, но букинистика - это букинистика, "книги ушедших времен", а чтобы рисунки были живы, они должны переиздаваться в новых и новых изданиях, они должны быть не музейными экспонатами, а жить в книгах, разговаривать с читателем, быть доступными. Книгу начинали делать почти год назад, за это время многое изменилось и февраль 2019 кажется очень далеким и почти нереальным. И я очень рада, что книга смогла выйти. Да, возможно год назад (а тем более два) что-то было бы по-иному. Но у нас есть "сейчас" и "сегодня", давайте будем ценить то, что есть.
_____________________________
Грин Александр
Бегущая по волнам
Художник: Бродский Савва
Объем: 496 страниц + 24 цветные вклейки
Год издания: 2021
Формат: 170*230
Тип переплета: Твердый
Тираж: 2000
ISBN: 978-5-9268-3044-3
Серия "Образ Речи"

«Рано или поздно, под старость или в расцвете лет, Несбывшееся зовёт нас, и мы оглядываемся, стараясь понять, откуда прилетел зов. Тогда, очнувшись среди своего мира, тягостно спохватясь и дорожа каждым днём, всматриваемся мы в жизнь, всем существом стараясь разглядеть, не начинает ли сбываться Несбывшееся?..» - сказано в мудрой книге А. Грина «Бегущая по волнам»…
«Запрещать мечту - значит, не верить в счастье, а не верить в счастье  - значит, не жить», - любил повторять светлый романтик А. Грин. Символом сбывшейся мечты, чуда, созданного собственными руками, стали его «Алые паруса»…
Сказка нужна не только детям. Сказка вызывает волнение - источник высоких человеческих страстей, она не даёт успокоиться, показывает иную тревожащую нас жизнь. В этом её ценность, и в этом ценность могучего обаяния рассказов А. Грина…
В настоящий сборник включены и роман «Бегущая по волнам», и повесть-феерия «Алые паруса», и серия написанных в разные годы рассказов, - проиллюстрированные «самым гриновским художником» Саввой Бродским. Эти рисунки были созданы в начале 1960-х годов к изданию шеститомного собрания сочинений писателя.

В книге использованы изображения произведений из фондов МБУК «Фео­досийский литературно-мемориальный музей А. С. Грина муниципального образования Городской округ Феодосия Республики Крым».

Содержание
Алые паруса. Феерия
Бегущая по волнам. Роман

Рассказы:
Апельсины
Остров Рено
Пришёл и ушёл
Позорный столб
Синий каскад Теллури
Продавец счастья
Капитан Дюк
Корабли в Лиссе
Пропавшее солнце
Словоохотливый домовой
Крысолов
Возвращение
Акварель
Комендант порта

Текст печатается по изданию: Грин А. С. Собрание сочинений в 6 т. - Т. 1-6. - М.: Правда, 1965.

рабочее, Бродский

Previous post Next post
Up