В серии "Образ Речи" вышла новая книга - роман в стихах Александра Пушкина "Евгений Онегин" с иллюстрациями Лидии Тимошенко.
Работа над рисунками к Евгению Онегину заняла у Лидии Яковлевны Тимошенко около 20 лет. Художница очень ценила и любила роман Пушкина, знала его наизусть, но ее не очень устраивали существовавшие иллюстрации к роману, она спорила с ними, критиковала, многое не принимала. Возможно тогда и возник замысел сделать свои собственные рисунки.
************
«Евгений Онегин» - это больше, чем Пушкин с няней, потому что здесь его сердце и душа и его главная идея о жизни.
Л.Я. Тимошенко
1949 г.
************
К непосредственной работе над рисунками Лидия Яковлевна приступила уже после войны, в конце сороковых годов. Было изучено множество литературы, друзья отмечали, что Тимошенко стала настоящим пушкинистом. Выезды на природу, в усадьбы, работа в библиотеках, в музеях. И поиск художественного решения, выбор техники: множество опробованных вариантов. Были пробы в карандаше, чернилами, затем художница сосредоточилась на работе цветной акварелью. Но... странное дело - цвет мешал художнице. "...во мне самой, возникло очень большое препятствие - отсутствие материальности цвета. " Тогда, видимо, и возникла идея сделать рисунки в необычной монохромной технике "гризайль"
************
Гризайль - это разновидность живописи, которая традиционно выполняется с использованием одного цвета с его тоновыми вариациями.
************
И маслом (пишу "маслом черным и белым без цвета (никаких эстетских акварелей...)"), что было крайне необычно - художники-иллюстраторы книг очень редко готовят работы в технике масляной живописи - это сложнее технически, требует отдельного помещения, занимает больше времени. И "сам материал увлекает художников в сторону от иллюстраций". Здесь же масло наоборот дополнило, придало большую выразительность работам. Рисовалось на холсте, наклееном на картон. Работы большие, в среднем где-то 50 на 30 см. Иллюстрации Лидии Яковлевны - это где-то между станковой живописью и прикладной книжной графикой. Не зря в одном музее даже возник спор, где хранить работы: в отделе станковой графики (по форме) или в отделе графики (по содержанию).
Работа шла долго и трудно: Лидия Яковлевна тяжело болела. Как она пишет сама: работа шла через боль, рисовала она с грелкой, привязанной к животу. Но при этом она была максимально увлечена, практически жила в мире пушкинских героев.
************
Эта тема захватила меня целиком. Это не иллюстрации - это самое главное, самое живое и любимое, что у меня есть.
Л.Я. Тимошенко
1950 г.
************
Пушкинские герои ухудожницы все положительные: и Татьяна, и Евгений, и Ольга, и Владимир. Просто все очень разные. И очень молодые, ведь возраст героев важен. Все привыкли видеть героев Пушкина, как персонажей оперы Чайковского. А там не поют в 16 лет.
Есть известная аудиозапись 1948 года (т.е как раз примерно того времени) с Андреем Ивановым, Иваном Козловским, Еленой Кругликовой и Марией Максаковой. Запись замечательная, но всем исполнителям под 50 годков. А ведь самим героям Пушкина лет совсем немного:
Евгению в момент дуэли 23, к концу романа 26 лет
Ленский погиб в 18,
Татьяне в начале 16-17, к концу - 20
Ольга минимум на год моложе
************
Вот Катя Белашова посмотрела на мои иллюстрации, и вдруг глаза у нее устремились куда-то вдаль, полные какого-то сложного чувства. Я спросила ее: «О чем ты задумалась?» Она говорит: «Я подумала, могу ли я сейчас любить так, как любят в 18-20 лет, ах, как хорошо тогда любят».
Л.Я. Тимошенко
************
Поэтому и искала художница моделей для своих работ того же возраста, что и книжные герои. Татьяну художница искала год, ходила по школам, искала среди знакомых, пока кто-то не посоветовал позвонить ученице 9-го класса Галине Егоровой. Она и стала Татьяной в книге.
************
Входя в дом, я не знала, что вхожу в него навсегда. Семь лет спустя я стала женой ее сына Николая Загоскина.
Г. Егорова-Загоскина
************
Работа шла долго - 4-5 лет, многие часы позирования (сеанс длился 3-4 часа), продуманные сцены, костюмы (которые доставал где-то Евгений Кибрик, муж художницы), свет.
Сцена всегда выстраивалась долго и тщательно, при этом художница всегда много разговаривала со своими моделями, обсуждала, спрашивала их мнение, какой же должна быть сцена, какое настроение, какие эмоции.
************
Иногда подолгу искали позу и способ создать необходимую для этой позы среду. И спасала фантазия Лидии Яковлевны. Сцена «Сна Татьяны» вроде несложная, но как сделать, чтоб именно медведь держал в лапах обмершую Татьяну? И тогда в ход шли диванные валики под шею и под колени, а рассыпавшиеся волосы развесили по комнатным цветам, изображавшим кусты, через которые медведь нес Татьяну.
Г. Егорова-Загоскина
************
Онегина тоже искали долго. "Где я только его не искала. Ходили и потомки Пушкина, и потомки Толстого, и актеры, наконец пришел <он> и повел нить романа дальше." Он - это дипломник Строгановского училища Женя (Евгений) Устинов.
************
...помимо Пушкина, у меня есть еще друзья. Это мои модели. Моя Татьяна - Галя Егорова, которая кончает десятилетку и сейчас сдает экзамены. Ленский - Лева Андронов, он скрипач, переходит в 10 класс в школе. Онегин - Женя Устинов, дипломник Строгановского училища - их я люблю.
************
Став самостоятельным художником Евгений Устинов, видимо, не забыл долгие часы позирования в облике Евгения Онегина. Наоборот, именно пушкинская тема стала основной в его творчестве.
************
Мой Онегин сдает диплом, а Татьяна аттестат зрелости, и всё же сегодня они придут для «Последнего свидания».
Л.Я. Тимошенко
************
К 1952 году работа над основными иллюстрациями была закончена и работы были представлены на худсовете в Детгизе. Они получили высокую оценку, был подписан договор, но издательство попросило дополнить цикл еще несколькими иллюстрациями.
Художница должна была закончить работу к 1954 году, дописав еще 10 иллюстраций. И вдруг, с удивлением, она осознает, что отношение к ее работам начинает меняться. Звучит критика, причем в адрес мелочей, бытовых подробностей и прежнего отношения уже нет.
Однако работы сдаются, и в 1958 году книга выходит в Детгизе тиражом 50 тысяч экз. (довольно мизерный тираж по тем временам).
"Евгений Онегин" с иллюстрациями Лидии Тимошенко имел успех, был мгновенно распродан, но со стороны коллег все больше звучит критика. Тимошенко этого не понимает, не принимает. Работа, которой она отдала все силы, всю энергию, все здоровье не получила ожидаемого успеха и признания, в первую очередь среди коллег.
И здесь, как мне кажется, не вина иллюстраций или окружения. Просто за время работы над книгой изменилась ситуация вокруг. 1958 год, уже начало оттепели - Фестиваль в Москве и XX съезд партии, в воздухе другие веяния и другие эстетические ожидания. Другая архитектура, фильмы, спектакли, другие настроения в обществе. Борьба с излишествами, спутник, Лайка/Белка/Стрелка, физики и лирики, Евтушенко и Гагарин. Это ответ, почему появился другой Онегин - в литографиях. Попытка уйти в другое время - с легкими линиями, намеками, небрежностью. А-ля "итальянский неореализм".
Насколько удалась эта переделка - сложный вопрос. Если бы изначально эти работы задумывались именно под технику литографии, если бы это были самостоятельные работы, рассчитанные под такой цвет и печать... Но художница по сути переделывает свои же работы, просто упрощая, убирая, вычищая.
И эти измененные работы художественная общественность опять не приняла, хотя они и вышли в 1966 году в издательстве "Художественная литература".
И с тех пор, с 1958 года рисунки, сделанные маслом на холсте, больше не переиздавались. Но читатели про них все время помнили. Проходят годы, меняется оценка и мы начинаем ценить то, что ранее осуждалось и не принималось.
Рисунки Тимошенко к Онегину - это тот самый сталинский ампир, немного тяжеловесный, трудоемкий, но замечательный в своей основательности, в углубленности, в проживании, в глубине. То, что теперь мы начинаем заново ценить, хотя бы потому, что сегодня воплотить что-то подобное, вот так прожить с героями почти 20 лет, пронести через себя - невозможно.
Идея о переиздании рисунков Тимошенко к Онегину возникла где-то год назад, с подачи наших читателей. Было понятно, что печатать эту книгу можно только с оригиналов, воспроизводить печать 1958 года бессмысленно. Начался поиск работ. К сожалению, в нашей стране нет единой музейной базы, приходится запрашивать множество музеев, рассчитывая, что где-то нужные работы выплывут. У нас была ошибочная информация, что работы в ГМИИ, их там не оказалось (хотя они там как-то выставлялись). Искать было сложно и потому что работы назывались по-разному - строчками из Онегина, описанием сюжета. И в какой-то момент вдруг оказалось, что у нас есть все работы (и даже больше - нашлись две работы, которые не вошли в издание 1958 года). Долго не могли найти работу с суперобложки (в редакции ее прозвали "голова Онегина"), а потом сообразили, что это просто сильно-сильно увеличенный фрагмент одного из рисунков.
При более подробном изучении пара работ оказался вариантами (в частности заставка к третьей главе).
К сожалению, несмотря на такую основательную технику, как масляная живопись, время не пощадило работы. Хотя возможно причина и в нарушении технологии или в недостатке доступных качественных материалов. Красочный слой достаточно толстый и в какой-то момент (скорее всего до передачи в музеи, поскольку схожая картина с работами из трех источников) работы были покрыты толстым слоем лака (или еще какого-то фиксатора). Причем лак не жалели :( Он затек в углубления неровного красочного слоя и очень сильно пожелтел, причем неравномерно, потеками-каплями. Причем, убрать отдельные повреждения, неровности, сплошную заливку - не сложно. Но здесь пожелтение наложилось на рельеф. Работы, написанные, как подчеркивала сама художница, "черной и белой масляной краской" получили неравномерно-окрашенные пятна, убрать их, не затронув саму живопись, уже невозможно, можно только приглушить яркий желтый свет и цветовые изменения. При этом в некоторых местах пожелтение оставили.
К тому же желтое неравномерное покрытие сильно исказило цвет, работы получили разные оттенки. А у нас не альбом по живописи, а должна быть цельная единая книга.
И надо помнить, что это масло, не акварель. Тяжелое, контрастное, здесь нет легкости и салонности.
Художница сама очень переживала, когда для книги 1958 года работы были пересняты на черно-белую фотографию, тем самым они были сильно упрощены. У нас естественно все цветное, но монохромное, как и положено работам в технике "гризайль".
В некоторых местах пожелтение лака оставили сознательно, но никакого цвета "от себя" - не добавляли.
Когда цвет мешает художнику (что и получилось в Онегине Тимошенко), что становится главным? Игра света и тени, форма и содержание.
У Тимошенко очень сложные нюансы по свету. Она сознательно очень часто решает композиционные задачи игрой света. Часто фигуры расположены напротив окна - так Пушкин читает стихи няне или Татьяна в финальной сцене принимает Онегина: она сидит вполоборота к окну, тень частично лежит на лице, прикрывая ее мысли. А в сцене бала ее фигура наоборот сильно освещена, она находится "на виду", на глазах всей великосветской толпы (кстати, обязательно рассмотрите эту толпу - увидите знакомое лицо). В сцене гадания единственный источник света - свеча, она освещает лишь лица и отчасти фигуры, а все вокруг тонет в темноте. В известнейшей иллюстрации (портрете Татьяны), на лице девушки тень от деревьев (Татьяна в тишине лесов). Вся игра света и тени глубоко продуманна и не случайна.
Особенно сложная иллюстрация сцены письма. Художница задалась целью максимально точно передать лунное освещение: Татьяна пишет письмо в ночи под лунным светом, без свечи, а за окном чуть-чуть светает: "Но вот уж лунного луча Сиянье гаснет." Иллюстрация очень сложная по теням, скорее всего опытный книжный график не стал бы так рисковать, поскольку передать в печать все оттенки лунного света невозможно. Этот рисунок у нас также с оригинала (как и все остальные), но при этом возникли сомнения: давать ли его в книгу. Очень темная, неконтрастная иллюстрация, так еще и осыпь красочного слоя по лицу. Но, поразмыслив, решили печатать, поскольку это ключевой момент и без него книга была бы не цельная.
Очень интересно, кстати, проследить за эволюцией образа Татьяны, ее взросление - вот молоденькая девушка, а вот - великосветская дама. Она другая, но она "все та же Таня". Образ Татьяны у Тимошенко, наверное, лучший за всю историю нашей живописи. Может и потому, что он писался с натуры - те самые 5 лет, которые художница писала свою модель, когда и сама модель на глазах становилась старше.
Работы в книге больше, чем в издании 1958 года, несколько работ размещены на разворотах. В целом мы сохранили саму структуру книги - заставочные полуполосные в начале главы и полосные внутри текста. Иллюстрации даны все плюс две новые.
Десятую главу Лидия Яковлевна не рисовала, но мы разместили ее, ровно как и Путешествие.
В конце книги даны примечания и комментарии известного пушкиниста Бориса Томашевского.
Также мы разместили подборку материалов, посвященных работе художницы над книгой: отрывки из дневниковых записей, писем.
И вот, спустя 60 лет "Евгений Онегин" с иллюстрациями Лидии Тимошенко возвращается к читателям...
К юбилею книги :)