Татьяна Маврина и Николай Кузьмин

Jun 09, 2017 16:54


В продолжение вот этого поста


Действительно, столь разные книги - "Евгения Онегина" и сборник "Народных русских сказок" объединяют художники: Николай Васильевич Кузьмин и Татьяна Алексеевна Маврина (Лебедева) были мужем и женой, прожив вместе долгую жизнь

Вот такие поздравления "с котиками" рисовала Татьяна Маврина на юбилей мужа



Или вот такое - без котиков, но со сказками:



Обе иллюстрации из фондов Государственного историко-художественного и литературного Музея-заповедника "Абрамцево"

Поженились Татьяна Маврина и Николай Кузьмин еще до войны и прожили вместе до смерти Николая Васильевича в 1987 году. Татьяна Алексеевна переживет мужа еще на 9 лет.


Николай Кузьмин. Татьяна Лебедева (Маврина) 1920-е гг. Группа "Тринадцать"



Татьяна Лебедева. 1918 г. 18 лет. Псевдоним "Маврина" появится гораздо позже.

Родилась художница в 1900 году (хотя во многих источниках 1902 г, но знающие люди говорят, что это не так) в Нижним Новгороде в учительской семье.

Есть банальное определение - "ровесник века", но, не подходя под него, нам сложно сегодня представить, сколь оно вместительное: две мировые войны, революции, гражданская война, вся неоднозначность советского времени, падение СССР и новая Россия.



Татьяна Маврина уже в Москве. 1922 год, первый год учебы во ВХУТЕМАССе



Автопортрет с мужем. Конец 30-х гг.



Николай КУзьмин и Татьяна МАврина в Абрамцево. 1963 г.



Вместе. 1983 год.

В своем дневнике Татьяна Маврина напишет:
17.3.37. Сон: влезли на высокую горку и оттуда трахнулись. Второй раз К. втащил меня на веревке и сам свалился, а я осталась на вершине.
В какой-то мере сон окажется пророческим. Кузьмин при жизни был авторитетнейшим художником, гуру, академиком, тогда же как Татьяна Алексеевна даже "заслуженного" получит лишь перешагнув восьмидесятилетний рубеж. Но сегодня как-то так сложилось, что "а я осталась на вершине": Кузьмина помнят меньше.



Цветы на зеленом фоне. 1935 г.



Бабочки. 1938 г.



Цветущая нива. 1938 г.

Работая над книгами с рисунками Мавриной (а сделали мы их уже много), мы как-то часто для себя определяем: "ранняя Маврина"/ классическая или "поздняя" - в своем стиле. На самом деле никакой стиль художница не меняла, это хорошо видно по ее ранним живописным работам 30-х гг. А "Царевна-лягушка", и "Лукоморье", и "Соломенный бычок" и "Пир грибов", и "Иван, крестьянский сын", то есть всё, столь непохожее на книжную графику 60-80-х гг - это издательский заказ, это общая для 40-50 гг "борьба с формализмом" и прочими "неправильными" тенденциями. Однако, та самая, формальная Маврина, которая рисовалась не столько для себя, сколько для заказчика, сегодня востребована больше... Парадокс...

Фтографии взяты из книги Татьяна Маврина. Цвет ликующий. Дневники. Этюды об искусстве. М., 2006

Кузьмин, рабочее, Маврина

Previous post Next post
Up