"Садко" в новом-старом Геликоне: не всё золото, что...

Apr 14, 2016 22:53



Небольшой отчет спустя две недели:
собственно про "Садко" и про новое/старое здание Геликон-оперы

Обычно я стараюсь не читать рецензии на спектакли, на которые наверняка пойду. Но с "Садко" так не получилось: когда я брала билет, театр уже вывесил составы, а мне как раз накануне в Бале-маскараде не слишком понравился Илья Говзич, с другой стороны - и не так чтоб очень не понравился, пришлось смотреть, что народ говорит о прочей персоналии.
Вообщем по итогам чтения народных мнений выбрался состав на 30 марта (к тому же дата не пересекалась с концертом "Несчастного случая").

Рецензии были стандартно: благожелательные в СМИ и разгромные в сети :) Большая часть претензий касалась, как обычно, - исполнения, режиссуры, но меня настораживала та, которая критиковала слишком сильные купюры. Но на эту оперу я бы пошла по любому, даже в Сац или к Покровскому, даже, если бы Садко бегал по сцене в балетной пачке :)) Тем более альтернативного варианта в Москве нет и очень давно нет.

Итак...


Самое светлое впечатление - оркестр под руководством Валерия Кирьянова (он же дирижер-постановщик). Р-К при плохом исполнении излишне зануден и прямо скажем - скучен. Здесь все было очень неплохо.
По солистам не все ОК, но в целом лучше, чем ждала.
А вот что разочаровало, так это хор... Он был, ИМХО, маловат по масштабам новой сцены. К тому же у Бертмана хор традиционно актерский - играющий, миманса и статистов нет. Постановка довольно сложная по движениям, все бегают, все двигается, хору надо успеть и станцевать, и на платформу успеть, и яблоко сжевать - куда уж там петь, тут дирижера не всегда видишь. В итоге несется какая-то тихая невообразимая каша, что-то разобрать можно, только зная оперу наизусть.

Теперь собственно о постановке.
Садко - довольно неоднозначный герой и в былине, а тем более у Р-К, не зря появляется персонаж Любавы.
Поэтому и ставить акценты можно по-разному:
как былинно-эпическое полотно,
как красивую фантазийную сказку
как столкновение старого-нового
как классовую борьбу бедных и богатых,
но Бертман находит еще один вариант. Его Садко - это "белая ворона", ненужный, непонятый фантазер-неудачник. Как часто бывает в подобном случае, понимание находится в алкоголе. Герой засыпает и уходит в далекие грезы сна, где все хорошо: и рыбка золотая, и почёт с уважением, и дружина верная, и враги посрамлены и подруга любимая, которая не попрекает, не пилит, а любит всего лишь "за песни красивые", да еще рыбок дарит. В принципе Волхова - это та же Любава, только не озабоченная мужем-неудачником, тремя детьми, которых кормить нужно, пока муж с гуслями по пирам таскается.

В принципе опера вполне укладывается в такую трактовку, больших противоречий нет, но кое-что не совпадает и именно поэтому у меня ощущение, что купюры связаны не только с "зрители не высидят три часа", но и с подгонкой оперы под режиссерскую концепцию - поэтому выпала сцена со жребием (что мне лично жальче всего), сцена похвальбы на пиру (и получилось крайне странно - Садко в этой версии отвечает непонятно кому: каждый хвалится по-особому...

В целом постановка очень "бертмановская". Я до реконструкции достаточно часто бывала в Геликоне, отсюда не очень понятна критика, странно было ждать чего-то иного. Уже дело зрителя - принимать или нет. В целом все очень живо, динамично, очень много движения. И редкий случай, когда компьютерная графика сделана очень удачно, дорого...



Теперь о негативе.
Это, к сожалению, сам театр. Его обновленное здание.

Реконструкция Геликон-оперы, пожалуй, занимает малопочетное второе место (после Большого) по своей скандальности. Причем среди не только оперных театров.
Мне было искренне жаль театр, ушедший в долгую реконструкцию на взлете. Жаль было, что не успели, как остальные и похоже была очень большая вероятность того, что и не успеют. Имеенно поэтому, понимая и принимая всю суть претензий Архнадзора, я втайне думала, ну ладно, черт с ним с особняком княгини Шаховской и Домом медиков, зато у нас будет идеальный оперный театр, который так красиво и вкусно описывал Бертман в многочисленных интервью (а пиарщик он замечательный).
И вот он - идеальный оперный театр... Открылся...

Начнем с главного зрительного зала - "Стравинский".

Я могу многое понять и простить - неудобство, когда театр размещается в приспособленном здании бывшего храма или кинотеатра "Звезда". Но тут - вы выстраиваете этот театр заново! Используя весь опыт. Я не знаю, насколько театр стал удобен для артистов, но вот для зрителя он неудобен.

Впервые попала в зал, где на крайних местах первых рядов партера не видно части сцены. То есть дуга зрительных рядов шире сцены. И это в новом, с нуля созданном зале.

Расстояния между рядами... Это ужас! Какой там проход, там ноги поставить некуда. У меня очень средний рост - 170 и при прямой спине коленки упираются в кресло впереди. Что делают те, чей рост выше - не представляю. И даже поставить ноги прямо невозможно, поскольку спинка впереди стоящего кресла сплошная. Со мной рядом сидела пожилая женщина с тростью. Все первое отделение она пыталась хоть как-то вытянуть больную ногу - невозможно, в итоге в антракте она слезно просила пересесть несколько человек, чтобы оказаться в месте у прохода. Конечно, мы ходим в театр не ради кресел, но, извините, заплатить 2000 рублей, чтобы потом хромать? Я понимаю, что цифра 500 звучит очень красиво, но может нужно было как-то лучше планировать новый зрительный зал, не под лилипутов, пусть мест было бы меньше?

Лестница в гардероб, который в подвале-лабиринте. Я не верю, что при столь масштабной реконструкции со сносом большей части строения невозможно было обустроить вторую лестницу. Лестница крутая, узкая, по новомодному с зеркальным блеском камня и по ней за раз должны спуститься 500 человек и тут же подняться.

Планировка лабиринтообразная (что понятно), для ориентации заботливо повешены таблички, понять надписи на которых можно только уткнувшись в них носом, поскольку сделаны они крайне затейливым фирменным шрифтом черным на темной бронзе. Ох, красиво, но на удивление не функционально. Спасибо пожарным за простые зеленые с надписью "ВЫХОД".

Проекта театра разрабатывался, когда рамки-металлоискатели на входе стали обязательны. Во всех театрах, музеях, клубах, концертных залах зона рамок и зона контроля билетов разнесена, хотя бы на  метр. Нигде не проверяют билеты прямо в рамке, Геликон и здесь первый, создавая абсолютно ненужную толкучку, поскольку рамки и контроль у них разнести невозможно. Блин! Это Большой может в совсем древнем здании, построенном задолго до рамок! А Геликон - не может...

В фойе не ловится мобильная связь. Причем это явно не частный случай, уж больно организованно меня посылали в некую точку, где связь можно поймать. О, неужели хоть один театр додумался до глушилки? Спорное решение, но понятное. Но нет! В зрительном зале (!) мобильная связь прекрасно работает. Объясните кто-нибудь смысл данного решения?

В фойе громко и навязчиво играет легкая а-ля классическая музыка, типа балетного Чайковского и вальсов Штрауса. Причем очень громко, типа создавая настроение. А можно мне его не создавать насильно? Я пришла на Римского-Корсакова, это как бы несколько иная музыка. И ладно перед началом, а в длинном антракте зачем? Чтобы сбить все впечатление? Зачем громко зачитывать несколько раз историю создания Садко? Ликбез? Это не воскресный детский утренник. На оперные спектакли народ ходит довольно подготовленный.

Все остальное пахнет каким-то самоварным золотом. И это очень горько. Появившись в начале 90-х буквально из ниоткуда (в отличии от Тителя или Колобова) Бертман очень быстро снискал славу некоего enfant terribl в опере, поражая, шокируя, разнося... Всё - время прошло, всё доказано, место найдено, забито и открытие нового здания - это был бы прекрасный повод начать двигаться дальше, но не получилось, все равно где-то выглядывает малиновый пиджак. И можно выключить музыку в фойе, переделать таблички, но зрительный зал уже не перестроишь... Идеальный театр для меня оказался блефом...

Римский-Корсаков "Садко"
30 марта, Геликон-опера
Садко__В.Заплечный
Любава___Л.Костюк
Волхова__Е.Михайленко
Фома Назарьич___Д. Пономарев
Лука Зиновьевич___М.Никаноров
Нежата___В.Волков
Варяжский гость__А.Тихомиров
Индийский гость___М.Пастер
Веденецкий гость__М.Перебейнос
Океан-море__Д.Скориков
Хор и оркестр "Геликон-опера";
Дирижер Валерий Кирьянов
Режиссер Д.Бертман

Геликон, опера

Previous post Next post
Up