Очарованные пустыней. Часть II.

Jan 14, 2011 03:52

Утром нам предстояло пополнить запасы топлива, воды и пищи перед пустыней.
Наша группа расползлась по деревне близ риада, готовясь к полному отсутствию цивилизации. Кто-то вешал камеры на автомобили, кто-то набирался сна, кто-то съестного. Наш экипаж встретил на АЗС очень печальную машину экспедиции. О ужас, сработало автоматическое запирание дверей, а единственный набор ключей остался в зажигании. Вокруг машины собралась делегация местных, что не знала чем помочь, но явно сочувствовала хозяевам. Александр Алешников, опытный путешественник и глава нашего авто поспешил на помощь. Он достал отвертку, нашел местного кузнеца (что располагался в 20 метрах от заправки в ближайшем «автосервисе»), согнул инструмент причудливым образом. Через минуту замок был побежден. И поврежден, но открылся. Сим-сим. Молодая пара хозяев была спасена, а свидетели заворожены. Что только они не просили за изогнутую отвертку. Но Александр был непреклонен и палочку-выручалочку оставил себе. Теперь все были готовы к покорению Сахары.

Все очень просто. Мы ехали по некоторому асфальту. Затем появился знак. Он гласил: «Добро пожаловать в пустыню». На арабском, французском и английском. И асфальт кончился. И розовый горизонт, окаймленный фиолетовыми горами. И небо, какое-то необычайное, как линза, сосредоточие мироздания. Наша колонна остановилась, чтобы подсдуть колеса, так легче преодолевать пески. Давно пора представиться. Экспедиция насчитывала 12 автомобилей: Toyota Prado (во главе с организаторами: Яном Хайцером и Ириной Валуевой), Toyota LC 200, Ford Ranger (со сломанным теперь замком), два Defender, четыре Jeep Wrangler, Hummer I (как же он попал на те улицы?), два Nissan Patrol (один был арендован в Марокко, его возглавлял Роберт Санакоев - организатор и идейный лидер безобразия). Все мы стояли на пороге покорения Сахары. Перед нами простирались дюны. Песчаные перья. Попробуем.
Перед описанием экстрима хочу внести пару ремарок. Сахара - с арабского языка переводится как пустыня. Таким образом, говоря «пустыня Сахара» мы употребляем некую тавтологию. А теперь натурально. Когда мы думаем о пустыне, то считаем, что кроме песка там ничего нет. Удивление состоит в том, что отечественные леса и равнины менее разнообразны. Каждый десяток километров взор поражает кардинальное изменение ландшафта. Песок встречается удивительных цветов, он градиентен от желтого, до ярко-оранжевого, почти красного. Облака над пустыней рефлектируют (отражают) цвет грунта, даже вне заката становясь соцветны песку. В линзе неба можно наблюдать сполохи акварели, которые ориентир точнее звезд. Но облака романтичны, а потому плывут непостоянно. Растительностью пустыня… богата. У начала дюн растут кусты с мясистыми листьями, сочные, ярко-зеленые. Перекати-поле серо-голубые, ветер и солнце обесцвечивают их в белый, лишает корней и срывает скитаться. Есть и деревья, у них крупные листья чашечками, тонкие веточки и стволы нежно-желтого цвета, их плоды, размером с манго, чрезвычайно ядовиты. Колючий кустарник, от маленьких росточков до не проходимых полей. Верблюжий рай. Блеклые цветочки, рождающиеся сухими, как бессмертник. А еще и оазисы, полные пальм, дарующих лживое сонное очарование. Пустыня бывает каменной. Тогда ее покрывают плоские взору поверхности из сияюще-черных камней, как каменный уголь. Автомобиль или человек оставляют там яркий оранжевый след. Такие просторы коварны, края булыжников острые. Встречаются равнины, бывшие морем в давние времена. Их покрывают камни, гладкие, внутри многих скрыты окаменелости предыдущей жизни. Есть и каньоны, похожие на владения мексиканских индейцев. Их строение напоминает слоеный пирог, здесь присутствует ощущение, что за тобой следят, что стрела, что вдруг вестерн. Дюны могут быть холмиками, а бывают десятиэтажными зданиями, навскидку. На горизонте всегда горы, они не достижимы, как миражи, а солнце проецирует на них диафильм всех оттенков. Подстерегают солончаки, на них можно разогнаться, ломая черепки высохшей поверхностно глины, но если остановишься, станешь пленником тайного болота. Черепки блестят кристаллами соли, такой заманчивой. Зыбучий песок распознать почти невозможно, только ощущение полного провала и быстрота действий может спасти от ловушки. Есть и еще одна неожиданность. Стоит остановиться, как через пару минут появляются люди. Вдруг возникают. Посмотреть, попросить воды, денег, еды, посуды - что дадут. Могут помочь с маршрутом, но тут трудности языковые. Обычно дети, мужчины, реже женщины. Как это происходит, для меня осталось необъясненным, но это факт, проверенный лично.
Закончив с колесами, наши герои решили раскатать эту песочницу в плоскость. Взревели моторы, поднялись красные облака пыли, и машины, словно катера, ринулись в песчаные волны. На втором уже гребне дюны одна из машин с удовольствием «села». Наконец-то можно испытать оборудование ARB. Красивые мужчины покинули салон авто, достали фирменные лопаты, буш-рэнджер (песчаный домкрат) и начали снятие автомобиля. Справились играючи. Следующий экипаж решил последовать примеру и тоже зарылся в песок. В этот момент оказалось, что у нас есть универсальный спаситель. Им стал Hummer I. Американец был в своей стихии. Его владелец, Юрий Макаренко, степенно подъехал к пленнику песка и легко вытянул его на тросе. Так, преодолевая резкие подъемы и спуски, мы двинулись дальше. Надо сказать, скорость была высокой. До наступления ночи нам нужно было добраться до бивуака, где нас ждал ужин и глиняные домики для ночлега. Путь был труден, встречались каменные равнины, дюны, кое-где можно было встретить колею, отмеченную по краям камнями. Небо густело, наливалось красками, пронизанными закатными лучами. Эта красота становилась тревожной. Новичков бездорожной езды среди нас не было, но и навыки преодоления пустыни были ни у всех. Учились быстро. Но до наступления темноты все равно не успели. В безлунную ночь в Сахаре абсолютно ничего не видно. Свет автомобильных фар теряется в пыли, поднятой колесами, а рельеф становится неразличимым или обманчивым. Мы сбились с пути. Пришлось сделать остановку, чтобы сравнить карты и навигаторы. Тут же неоткуда возникли люди, раззадоренные темнотой, они были нескромно любопытны, но все-таки осторожны. Определившись с маршрутом, мы поехали дальше, местные мальчишки еще долго бежали за нами следом. Наконец из-за дюн показался свет, виднелись силуэты пальм. Подъехав ближе, мы увидели сонных верблюдов, наше появление их оставило равнодушными. В оазисе, куда мы прибыли, располагался берберский лагерь - бивуак. Он представлял собой кольцо глиняных шалашей, внешние стены которого были глухи, а двери выходили внутрь образованного кольцом дворика. Вкусив пустынный ужин (тажины с кус-кусом и курицей, чай) путешественники разбрелись по домикам, в коих не было ничего, кроме матрасов. Но, что еще нужно уставшим людям? Ранним утром нас ждало продолжение африканского приключения.
У пустыни есть еще одна особенность. Днем воздух прогревается, становится жарко, и очень жарко. После захода солнца температура может опускаться до нуля градуса по Цельсию. Наслаждаясь утренней прохладой, мы тронулись в путь. Довольно скоро один из автомобилей стал глохнуть. Оказалось, что в ночной части ралли был поврежден патрубок, весь тосол вытек, а в кромешной тьме эта поломка оказалась незамеченной. Пока недуг устраняли, один из участников экспедиции, Вячеслав Резчиков, не смог отказать себе в удовольствии игры в гольф. Зрелище, скажу я вам, голливудское! Белый мячик своим полетом пытался достичь миражей, которые лужицами обступали нашу группу со всех сторон. А потом подбежали дети с очень плохим французским. Что они хотят сладостей, мы поняли. Ребята растащили пакетик конфет в одну секунду. Кокетливо прятались от объективов камер. На них были майки с логотипом армани-джинс, видимо местного производства. Когда машина была починена, мы тронулись дальше. Вскоре на нашем пути появилась деревня, состоящая из недостроенных домиков, скорее всего встреченные нами мальчики были отсюда родом. Как нам объяснил Мухаммед, дома жители пустыни не достраивают специально, потому что готовые здания облагается налогом. Как происходит процесс сбора налогов в пустыне, я признаться, не могу даже представить. Сменяя пейзажи на все более захватывающие, мы проехали еще одну деревню, в которой была река. Обычно, вода в пустыне только миражная. Но это лето было дождливым, жители королевства собирали по три урожая, и, вот, сохранились некоторые речушки, с густой водой, окрашенной красной глиной. После преодоления брода, машины стали цвета пустыни. В этом камуфляже мы направились в каньоны. Постепенно вокруг нас вырастали стены, практически пологие, которые скоро сформировались в ущелье. По этим крутым склонам бегали маленькие скалолазы - дикие козы. Они пугались рева автомобилей и маленькими стайками разбегались ввысь. Отставшие козлики кричали голосом падшей женщины, догоняя своих сородичей. На дороге встречались огромные камни и завалы. Наш героический Hummer I объезжал их нестандартно, по стенам, вслед за козами. Очередной поворот наградил нас фантастической красоты зрелищем, внизу простиралась долина, такая глубокая, что русло высохшей речки напоминало нитку. Неожиданно для себя мы со дна оказались на вершине, а всего лишь один поворот. Захватывает дух. Каньон пах Джеймсом Бондом, не меньше. В такие моменты ощущаешь масштабы природы, каким маленьким кажется человек, сколько удивительных мест на нашей планете, а мы запираем себя в городах, странах, стенах собственных домов, в своем сознании. Дорога верхней кромки каньона была узкой, местами проваленной, опасность свалиться в бездну пугала своей реальностью. Не без хитростей пройдя этот отрезок, мы снова приближались к пескам. Дюны, в которые мы въехали, были высоки, казалось, что море застыло в своем штормовом танце. Как незабываемо чувство воли, когда покоряешь пески, вздымаясь вверх, падая вниз, когда на соседних гребнях видишь своих товарищей. Автомобиль становится частью организма в этом царстве песков, пустыня заразительна, она покоряет, колет в самую душу, весь остальной мир перестает существовать, зарождается страстная любовь, рвущая все прошлые представления. Побывавший в Сахаре остается ей верен всегда. Против воли попадаешь в ловушку чувства, что без пустыни чего-то лишился, этот песок столь энергетичен, что без него наступает ломка. Хочется вернуться, погрузиться в эти цвета и тишину, в эту свободу, в этот восторг.
Начались ожидаемые проблемы с бензином. У одного из автомобилей кончилось топливо. С несчастным видом он стоял на склоне и не мог тронуться дальше. Экспедиция собралась вокруг, решая, что делать. Через некоторое время, по традиции, появились люди. Выяснилось, что их деревня не так далеко. Часть экипажей отправилось за добычей. Ни заправок, ни магазинов, конечно, в поселке не было. Мы нашли старика, у которого были пластиковые литровые бутылки с горючим. По какому-то злому року местных денег у приехавших не оказалось, а евро старику не понравились. Но у нас оказался доктор, Сергей Мадорский. А у него был спирт. Доктор разбавил его до водочной консистенции, и старичок с радостью поменял нам пять бутылок горючего для людей на десять таких же, с топливом для машин. Ожидавшие сначала не поверили в наш рассказ, а потом горевали о спирте. Не долго, естественно. Машина заправлена, десяти литров хватало, чтобы достичь бивуака. Но за время, что мы занимались добычей нефтепродуктов, грянула ночь, оглушив своей темнотой. Колонна растянулась, два экипажа отстали, блуждая в пыли. За высокими дюнами свет фар уехавших вперед машин был невидим. Спасала радиосвязь, что шипела, но была. Координаты в навигаторе тоже как-то согревали, хотя в условиях отсутствия дорог действовать приходилось наугад. Аккуратное, но быстрое движение автомобилей вдруг прервали дети, которые буквально бросились под колеса, материализовавшись из темноты. Для жителей пустыни такое поведение не характерно, они стоят в стороне и машут автомобилям руками. Эти же привидения явно требовали общения. Мы остановились, спросили, в чем дело. Старшая на вид девочка стала что-то сбивчиво объяснять на прекрасном французском. По-английски она тоже говорила, мы поняли, что за соседней дюной застряла машина с их семьей, и им страшно. В такой ситуации нельзя не помочь. Мы переехали дюну и увидели несчастных. Их автомобиль глубоко закопался в песок. Большая семья французов и местный проводник, казалось, не верили своему счастью. Аркадий Колодкин, без лишних слов достал трос, закрепил его, и с четвертого раза пленный автомобиль встал на твердый грунт. От дальнейшей помощи и предложения следовать с нами семья неуверенно, но отказалась. Надеюсь, они сейчас дома, с радостью вспоминают свое приключение. Мы, гордые своим поступком последовали догонять колонну. Ночные сюрпризы не кончились. Вокруг появился звук. Как будто хруст снега, только значительно громче. Сначала он вызвал настороженность, но мы быстро догадались, что вокруг грохочет песок, который резко остывает после жаркого дня. В таком угрожающем сопровождении мы достигли берберского лагеря. На этот раз нас ждали палатки, собранные из ковров по привычному круговому принципу. За периметром палаток мирно спали верблюды и уставшие автомобили. В ночной прохладе разносился запах баранины, изжаренной нам на ужин. Небосвод сиял всей вселенной, столько звезд нам еще не доводилось видеть. Романтику можно было чувствовать кожей, она разливалась по телу. Откуда-то издали раздавался звук барабанов, в который вплетались голоса, казалось, они восходят к древнему эпосу, прославляют героев и их деяния, свободу во всей ее бесконечности. Повсюду мерцали дорожки свечек, маячки, ведущие к верблюжьим одеялам, завернувшись в которые можно скрыться от холода ночи, в маленьком мирке ковровых палаток.
Утро было пронзительно солнцем, оно жгло сонные глаза. Холод отступал, но все еще приходилось кутаться, сохраняя тепло сна. Путешественники собирались на завтрак, по-пустынному скромный, он составлял серый хлеб, сладкий чай с мятой, вареные яйца и мандарины. Попрощавшись с хозяевами и погладив верблюжат, мы отправились в дорогу. Насладится дюнами в последний раз в этом приключении, таков состоял план первой половины дня. Пески не сотрутся из памяти, будут манить снова в Африку, такую простую и сильную.
Вдалеке показалось миражное озеро Ирики. Его чудо заключено не только в том, что оно мираж, но и в том, что место его постоянно. Огромная, совершенная плоскость земли, нагретая африканским солнцем, создает впечатление, что вдалеке большая вода. Выжав газ в пол, поднимая шлейфы пыли, мы летели навстречу озеру. А оно отскакивало, подлое, и снова оказывалось в дали. Такова уж природа этих миражей. В воде казались пальмы и даже люди, но вся эта жизнь была иллюзией. Воду мы так и не догнали, а плоскость сменило коварное каменное поле. Протрясясь километра три, мы наткнулись на военный пост. Неожиданный поворот, честно. Из палатки-поста вышел очень серьезный человек, остановил машины, поздоровался с каждым экипажем и любезно предложил ехать дальше. Подивившись, возможностью решили не преминуть. А еще через пару километров наш Defender остановили двое англичан. На велосипедах. Скорее всего наше авто приглянулось им по национальному признаку. Они спросили, далеко ли тот самый пост, сверились с картой и пожелали нам приятного следования. Мы сообщили, что, к сожалению, дорога с таким недружелюбным покрытием ожидает их километров пять. «Ничего - ответили те, - мы едем так уже 60 км». Отметив хороший английский юмор, мы тронулись дальше, зная, что в Сахаре ничто так долго не длится. Но велосипедисты не обманули. После преодоления этой каменной плантации мы попали на асфальт. В качестве бонуса последовала АЗС. Уняв послекаменную дрожь, мы постепенно возвращались к обычной жизни. Дорога поднималась в горы, завивалась серпантином, полнилась автомобилями, обочины обрастали травами и деревьями. Мы останавливались в городах, уже цивилизованных, с банками, гостиницами и бизнес-центрами, посещали экскурсии. Волновал океан. Он становился неотвратимо близок. Мы въехали в поэтический город Эссувейру, что располагался на побережье. После пустынной пыли атлантический воздух казался эликсиром. Шум волн и голоса альбатросов не смолкали, вплетаясь в звуки города, они составляли музыку, оглушающую после спокойной тишины Сахары. Колониальный стиль с мусульманским акцентом отличал Эссувейру от других городов Марокко. Здания были светлых оттенков, все центральные улочки заняты открытыми кафе, длинная набережная, с прогуливающимися парами, яхты на горизонте. Стоило нам затолкать машины на центральную стоянку, как город заволок туман, полностью лишивший видимости далее метра. Он светился солнцем, дрожал тенями чаек, впитывался в одежду, показывая свое стихийное могущество. Казалось, город оторвался от земли и спрятался в облако. Исчез он также волшебно, в одно мгновение. Мы стояли перед океаном. Холодные лучи красного заката не смогли помешать приникнуть к воде, ощутить ее соль, ее холод. Песок дна нежен стопам. Погрузиться в волны, пенные, мокрые - наслаждение, которое по-настоящему ценно только после пустыни. Ужин свежими морепродуктами самых капризных предпочтений завершил нашу сказку. Теперь ждали постели риада.
В Эссувейре есть маленький рыболовецкий порт. Приближаясь, спутать его не возможно ни с чем, даже если передвигаться с закрытыми глазами. Острый запах рыбы оповещает заранее, он набирает свою интенсивность, сгущается. Как ни странно, в морском ветре его концентрация даже приятна. Бетонные плиты, которыми выложена территория, имеют скользкий, несмываемый налет жира и соли. Котами и бакланами порт охраняется как стратегической важности объект. По краям причалов стоят скелеты кораблей, похожие на гигантских рыб, моряки отдыхают в тени деревянных ребер. С другой стороны порта возвышаются суда, которые вытащили из воды на реконструкцию. Все корабли в порту небольшие, деревянные, как раз такие представляешь себе пиратскими. Только вместо пушек они оборудованы рыболовными снастями. Красные сети с бусами поплавков сушатся у воды, в длину они составляют, наверное, километр. Но фантастическими были рыбацкие лодки. Бирюзовых цветов, сплетенные между собой в единую плоскость, они дышали волнами. В этих оттенках синего терялся горизонт, оставалось только ощущение прекрасного.
Дальнейший путь вился вдоль побережья Атлантики. Бескрайняя водная гладь с новой силой пробуждала тоску по Сахаре. Песок, оставшийся в салоне, не смытая с автомобиля глина маленького пустынного брода, вызывали особую нежность, желание сжать воспоминания в кулачек и сохранить с собой навсегда. В шумных развитых городах побережья взгляд не находил зацепки, мысли будто парализовались, путешествие по дюнам само казалось миражем, захватывающим живое сердце.
И вот, ступаешь на порог своего дома. Теперь есть, что рассказать.

Маршрут: Москва - Марокко - Москва.
Общая протяженность пути: 13 644 км.
Длина маршрута по Африке: 3 343 км.
Общее количество дней путешествия: 26 дней.
Количество дней в Африке: 12 дней.
Среднее количество км в день (Европа): 800 км.
Среднее количество км в день (Африка): 350 км.
Детализация маршрута (Европа): Москва - Минск - Брест - Варшава - Прага - Штутдгарт - Страсбург - Лион - Барселона - Гранада - Тарифа.
Детализация маршрута (Марокко): Танжер - Шевшауэн - Фес - Эрфуд - Загора - Мхамид - Арзазат - Марракеш - Эссувейра - Касабланка - Раббат - Танжер.

Текст весь :)) В продолжение фотки.
Previous post Next post
Up