К:
https://www.youtube.com/watch?v=HdJ0W0JKEZ0 Содержание:
Гомотрон
Статистика, клиповость мышления и оглупление потребителя
Следствие 1: дробление сюжета на серию мини-сценок
Следствие 2: эмоции любой ценой, неважно какие
Следствие 3: отношеньки
Следствие 4: все только через конфликт
Кроме того:
1) Негры и женщины дешевле
2) Забастовка сценаристов и переход к дешевой штамповке
3) Стример продает не отдельные титлы, а подписку
4) И это работает
Вывод
___________________________________
Мы живем в интересном мире. Диалектика!
С одной стороны рассказывание истории превратилось в науку, дотошно и тщательно разобранный технологический процесс. Множество умных людей десятилетиями разбирались в скрытых механизмах сторителлинга, препарировали сотни выдающихся произведений искусства, и таки преуспели. Если вы почитаете соответствующие труды - Макки, Пропп, Воглер и другие - вы как повар, готовящий по технической карте, шедевр, может быть, и не напишете, но по крайней мере ваше произведение можно будет читать.
С другой…
Все очень, очень плохо…
Сейчас будем говорить в основном про сериалы, но практически все это вполне соответствует и кинематографу, и многим аспектам гей-индустрии.
Вообще с чего все это началось для меня?..
Весна 19 года.
Гомотрон и все нарастающий вопрос: почему же все это настолько плохо?..
Причем это проблема не просто неряшливого подхода (безупречные пехотинцы, которые ничего не стоят в бою, дикари дотрахийцы, которые ногебают линейный строй и проч.)
Это именно большой кукиш, показанный здравой логике и событиям предыдущих сезонов.
И для меня самым интересным стали даже не катапульты перед строем и совершенно идиотская встреча зомбей копейщиками в открытом поле ночью. А образ Тириона, точнее его метаморфоза. И я сейчас даже не о том, что младший Ланнистер с определенного момента резко поглупел.
«Карлег хитрожоп!», но Тирион еще и не трус. Напомню, это чувак, который низассал участвовать минимум в двух рукопашных схватках и был страшно ранен. Кроме того, он представитель военной аристократии, он в принципе не может отсиживаться за спинами женщин. Не можешь драться - иди на стену и стреляй из арбалета. Тирион в финальной схватке должен был косплеить Фродо, то есть, бормоча ругательства, причинять врагу всяческое огорчение. Показанный нам персонаж с соответствующим бэком в принципе не мог поступить иначе.
Однако … щелчок пальцами - и храбрый полумуж прячется с женщинами в крипте.
Но до определенного момента это все не выходило за рамки простого бугагирования в стиле «ну тупыыые…». Я искрометно веселился, пока не прозвучало «дружище, а чего ты такой веселый, ведь в декабре они придут за Ведьмаком»… Так и вышло.
1. Статистика, клиповость, оглупление
Сбор статистики, создание портрета зрителя, причем с разбивками.
Поскольку бизнес - это статистика и учет, "познай потребителя своего", основные игроки на медийном поле составляли обобщённый портрет своего смотрителя, и пришли к непростым выводам, основу для которых заложили еще университетские исследования.
Во-первых, явственно прослеживается падение общего интеллектуального уровня и качества ума. При этом здесь имеет значение еще и расширения доступа к контенту, как по географии, так и по возрасту и прочим параметрам.
Во-вторых, современный человек перегружен потоком ежедневной и ежечасной информации.
Таким образом, формируется то, что принято называть "клиповым мышлением". Фактически, применительно к видеоконтенту, это неспособность держать в уме целостную картину дольше 10-11 минут повествования.
Ремарка - мы с этим столкнулись, когда в 15-16 годах писали с небезызвестным Александром Поволоцким серию роликов про военную медицину. Я с удивлением увидел, что, оказывается, действительно существуют люди, которые действительно не могут смотреть ролик длиной в 30-40 минут, даже разбивая его на отдельные отрывки или слушая фоном в дороге. Физически не могут, 15-20 минут для них потолок, дальше уже непреодолимо.
Несчастные...
Ну да ладно, продолжим.
Итак, у нас есть одна масштабная проблема - наш среднестатистический зритель качественно изменился, ощутимо и отнюдь не в лучшую сторону. Кроме того, если мы говорим о кино, произошла… ну, наверное, это можно назвать глобальной структурной перестройкой всей системы потребления. Тут рекомендую почитать книгу «Экономика Голливуда», там много интересного, например связь кинотеатров и попкорна.
В общем, оказалось, что необходимо использовать какие-то специальные крючки, чтобы цеплять зрителя более глубоко и надежно.
Индустрия развлечений ответила на вызов.
Следствие 1 - дробление повествования
Всем известна классическая схема построения истории, она трехчастная. Завязка, развитие событий, кульминация с финалом.
Существует немало методик раскрытия сюжета, они оперируют разными составляющими, по-своему делят и структурируют основные элементы, но, так или иначе - в пределах этой общей схемы.
Так вот, эффективные творцы сделали очень хитрый финт. Они пошли в сторону максимального упрощения глобальных сюжетов и стали дробить общее повествование на отдельные фрагменты, каждый из которых представляет собой законченную сцену - секвенцию - не дольше 9-10 минут, от восьми на фильм, чем больше, тем лучше. Внутри каждого такого блока трехчастность соблюдается весьма точно, эти сценки, будучи сделаны предельно технологично, вызывают живой эмоциональный отклик у "клипового человека". А вот - и тут наступает главный момент - в рамках общей истории целостность уже не нужна и ее никто не пытается соблюсти. То есть вместо ожерелья на единой нити на зрителя опрокидывают ведро отдельных бусин, каждая их которых прекрасно отшлифована.
Следствие 2 - эмоции любой ценой
«у франшизы есть только антифанаты»
или «с размаху воткнуть пылающий факел в коллективное седалище фанатов»
Одна сценаристка:
(как раз про Гомотрон)
«Когда зрители, искренне переживающие за любимых героев, говорят - почему они сначала не расфигачили Серсею, забрав все ее армии, припасы, дикий огонь, а потом уже двинулись бы на короля ночи? … да чтобы все переживали и много спорили!»
Ваши персонажи сделали нарочитую глупость? Это на самом деле великолепно - про эту глупость напишут стопицот комментариев, вынеся упоминание о контенте в топы. Это само по себе хорошо, а еще те, кто еще не охвачен процессом, узнают, что есть вот такая интересная гадость и кто-то наверняка подумает: а так ли все плохо?.. Надо бы посмотреть, оценить.
Следствие 3 - отношеньки! концентрация на сугубо личном
Предполагается, что зритель искушен, прошарен, его уже нельзя удивить ничем, потому что он все в той или иной форме уже видел. Потеря памяти персонажем, превращение его в злодея и так далее, и так далее…
Поэтому зацепить зрителя можно только апеллируя к, так сказать, нутряному, цепляя его буквально за душу, за личное.
Цитата одного отечественного сценариста (Ариф Алиев), который работает уже, по-моему, лет 20 и вел сценарные мастер-классы (как сейчас не знаю). Очень важная цитата, потому что она показывает буквально квинтэссенцию общего подхода:
«Хороший сценарист пытается любую из целей свести к любви. Иначе говоря, у хорошего сценариста главный герой, как правило, имеет целью ЛЮБОВЬ (в самом широком понимании, от материнской, сыновней, братской любви до любви в самом плотском её понимании; во избежание недоразумений спешу заметить, что любовь в драматургии всегда применяется к человеку либо очеловеченному существу, но никак не к родине или к царю, вождю, родному городу, родной партии и т.п.)»
Отсюда, кстати, все несообразности нашего современного военного синематографа.
Это не идеологическая мина, не саботаж, это просто очень добросовестное следование методичке, намертво заученному шаблону.
«Зоя»
Трамвайчик и булочка
Click to view
«Т-34»
Немецкий рукопожатный танкист - в рамках сугубо персонального противостояния в духе Киплинга - «сильный с сильным лицом к лицу на краю земли встает» - отчего бы и не пожать руку благородному противнику?
Click to view
«Девятаев»
https://red-atomic-tank.livejournal.com/2598487.htmlОн же бро! Воинский долг, присяга, защита Родины - это все некая абстракция. А вот Настоящая Дружба, настоящее слово честного посона, вот, что главное.
В результате, например, вымерло такое явление как «производственный роман», точнее оно оказалось в гетто полицейских процедуралов. Вспомните, когда вы последний раз видели сериал в стиле «Костей» или «Хауза», где сюжет крутился вокруг сложных узкоспециальных вопросов?
Отвлечение - проблема процедуралов и их влияния на судебную систему США.
Если кратко: у буржуинов суды присяжных. И набирают туда "казуалов", которые в массе своей выросли и воспитаны на полицейских и "экспертных" процедуралах типа CSI и проч. Т.е. люди в точности знают, как должны выглядеть следствие, экспертиза и доказательства. Но в сериалах проф. моменты специально показывают однозначными, яркими, выпуклыми, а в реальности так не бывает. Или бывает очень редко. Поэтому рядовой присяжный ожидает, что сейчас ему скажут "да, этот человек оставил следы днк!", но видит скучного эксперта, который бубнит что-то про проценты, вероятность совпадения и так далее. Из этого следует логичный вывод: следствие не имеет устойчивой базы и пытается посадить невиновного человека. Надо его оправдать или хотя бы смягчить наказание.
Мне говорили, что это проблема уже буквально национального характера.
Следствие 4 - все через конфликт
Доведено до предела Нетфликсами. Однако начало развиваться намного раньше.
Обратите внимание, насколько истеричны и конфликтны персонажи современных сериалов, да и кинов тоже.
Тот же отечественный сценарист:
«Герой никогда и ни с кем не соглашается. Ещё раз, чтобы не было даже попытки спора: никогда и ни с кем. Герой совершает только лишь судьбоносные (необратимые) поступки. Эти правила абсолютны и нерушимы. Если вам захочется нарушить хотя бы одно, знайте, вы проиграете»
И как учит нас уже современное поколение писателей:
«Герой должен постоянно быть в конфликте. Важно даже для философских произведений!»
Сериал «В ночь» как дистиллированный пример.
История жюльверновского размаха - люди против Природы - превращается в убогий междусобойчик не-друзьяшек с мелочными претензиями.
Click to view
Впрочем я забыл пример еще более лучший: сериал "Ради всего человечества". История о космической гонке уже на втором сезоне заболела тем же диагнозом - отношеньки, повесточка и т.д.
Отсюда же, кстати, образ так называемой «сильной независимой женщины». То есть она должна быть, но… ее нельзя показывать традиционными способами, это харам. Потому что классические героини золотой поры голливуда - Рипли, Коннор, Джейми ли Кертис из «Голубой стали», Кэтрин из «Основного инстинкта» и другие - это на самом деле жертва патриархата, которые вынуждены реализовываться и пробиваться по чужим правилам в системе угнетения и подавления их самости.
Поэтому возьмите любую СНЖ современности - она этакая Мэри Сью, которая прекрасна и удивительна сама по себе. Ей поклоняются просто потому, что она есть. Ее величие и крутизна демонстрируются за счет демонстрации ничтожества окружающих мужчин. Ее самость опять же идет через бычку на всех вокруг.
До идеала этот момент был доведен в Капитанке_Марвел (уважаем фемитивы!). «К чему что-то доказывать?»
Click to view
Что из всего этого получается? «Мы знаем ответ на этот вопрос!» - капитан Черная борода.
В РФ принято смеяться над тупыми пиндосами, но и у нас ситуация ничем не лучше.
Смотрим на примере сценариста Куликова.
Click to view
Баженов обвинил его в плагиате, а также открытой лжи, так что творцу пришлось в итоге давать какие-то пояснения, и он выдал чудесный пост в ФБ.
Nikolay Kulikov
7 июня 2018 г., выдержка
«Кино строится на конфликте, на сопротивлении, на драматичных выборах героев. В идеале - чтобы у каждого героя была своя дилемма, равная по силе вызову в «Выборе Софи»: там героине пришлось решать, какому ребенку жить, а какому нет.
При этом я понимаю, что когда про твоего родственника в сценарии пишут, будто он возит валюту, это может вызвать твое возмущение: это же преступление, и этого на самом деле не было. Но художественное кино - не протокол и не исторический документ. Когда мы вводили подобные драматичные выборы в сценарий, мы стремились показать этих людей героями, чтобы в сложной ситуации они сделали максимально поразительный выбор.
Просто мы говорим на языке драмы, а родственники - на языке родственной любви. Конечно, понять нас и оправдать им сложно, это же разные языки.
И ещё кое-что хочу сказать коллегам-сценаристам. Экранизации реальных событий будут снимать всегда. Помните, что показать ВСЮ ПРАВДУ И ТОЛЬКО ПРАВДУ за два часа невозможно. Вся эта ситуация дана и вам тоже, чтобы сделать выводы и подготовиться к вызовам, которые ставит перед автором жанр экранизации. Я по-прежнему убеждён, что в кино мы идём за сказкой, за мифом и за переживаниями, которые сказка и миф вызывают»
Что мы тут видим? Тапку в пол, эмоции любой ценой, отношеньки, все через раздрай и конфликт.
По факту горе-мастер публично, собственноручно расписывается в абсолютной творческой импотенции. Он, получив на руки удивительную историю настоящей, непридуманной спортивной драмы, не смог рассказать ее адекватно и выжал тапку в пол, придумывая бредовый, лживый, нечестный обвес яркой и красивой реальности. И он совершенно искренне этого не понимает, потому что с его точки зрения - а чо такова? Ну как по-иному то?
О чем еще следует упомянуть, прежде чем переходить к выводам.
1) Негры и женщины все еще стоят в найме дешевле (так говорят)
Как любит говорить Гоблен - все на самом деле про деньги, в основе любой проблемы и явления лежит сугубо материальный фундамент. Тезис не бесспорный, но вполне разумный. И для современного "диверсити" он вполне справедлив.
Шаг 1 - пафосно объявляем, что мы за разнообразие, негры играют хоббитов, а в новом властелине кольцов все режиссеры будут женщины.
Шаг 2 - получаем двойную выгоду в виде хорошего пиара и экономии средств.
Кроме того критики просто не посмеют ругать плохих актеров, а комментарии рядовых зрителей можно массово тереть и банить, потому что расизм и мизогиния!
Вспоминаем «Женщина король»
Профит!
2) Забастовка сценаристов
Забастовка Гильдии сценаристов США - крупнейшая за 20 лет забастовка сценаристов в США, начавшаяся 5 ноября 2007 года и продлившаяся до 12 февраля 2008 года.
Она показала, что есть одно узкое место, которое следует расшивать - это сценарная работа. И ее постарались сделать как можно более технологичной, безликой и заменяемой.
Ищите в интернете «методичка нетфликс», она есть и в текстовом виде, и на ютубе, переведена на русский язык.
Click to view
Современный сценарист это натурально негр на плантации.
Сшить, переделать, объединить и так далее.
Пример Марвела и двух десятков сценаристов.
3) Стример продает подписку
Если вы слушали внимательно, с карандашиком в руках, то уже наверняка задались логичным вопросом. Все им задаются, так или иначе.
Вопрос - но куда же смотрят боссы?!! Ведь мы объективно видим, как все это категорически ухудшает продукт. Казалось бы, раньше вы продавали хороший товар, теперь вы продаете плохой товар и должны нести убытки. То есть простая логика диктует необходимость возврата к идее хорошего товара, не так ли?
Но не диктует!
Первый сезон Гомотрона обходился в 6-7 млн. за серию, при этом шоураннеры впоследствии признавались, что просто не имели опыта, поэтому серьезно перерасходовали средства.
Ведьмак - 8 млн в 1 сезоне, 10 во втором. И обратите внимание, насколько хуже выглядит Вычер. Насколько беднее реквизит, натурные съемки.
Властелин кольцов - это вообще что-то немыслимое. Посмотрите классическую трилогию и сравните работу с реквизитом тогда и сейчас.
Объективный регресс, который отражается и в материальном воплощении.
Казалось бы - гнать халтурщиков ссаными тряпками! Они тратят безумные деньги, буквально швыряя их на ветер, а получают вместо миллиарда просмотров за сезон (это пиковые значения Игры) ненависть фанатов и дурной пиар. Причем это не тот пиар, на котором выехал легендарный 8-й сезон, это дурная слава, закладываемая с самого начала проекта. И, что хуже всего - равнодушие массовой аудитории.
Но - никто никого не гонит! Дегенератам, которые сожгли вагоны денег, дают крематорий побольше. Пусть продолжают.
Почему?
Мало кто задумывается над тем, что произошла радикальная революция в извлечении прибыли.
Вместо продажи конкретного продукта за деньги ныне продается подписка.
НФ 2023 в месяц стоит до 20 долларов
Боже, сколько контента за какие-то жалкие 20 долларов!
То есть отдельно взятые титлы не нужны и не важны, главное - вал. А остальное не важно. Если опрокидывать на зрителя тонны контента, в нем разумеется будут аутсайдеры, но просто по законам математики и статистики выделятся и лидеры. А то, что на действительно сильные вещи вроде
"Король тигров",
"Изобретая Анну",
"Неортодоксальная",
"Ход королевы" приходится океан мусора… см. выше, массовое сознание этого просто не осознает. Ловкость рук, здоровая манипулятивная психология и никакого мошенничества.
Если потребитель не понимает, что «всего лишь 99 долларов 95 центов» это сто долларов - разве в том виноват продавец?
4) А ведь они правы, это работает...
Но самое главное - а ведь "криэйторы" правы. И они действительно в значительной мере дают зрителю то, что ему, в самом деле, нужно.
Продюсер Ведьмака бесхитростно изрек, что надо упрощать. Дескать, аудитория, в основном американская, скудоумна и ничего сложнее пиу-пиу не поймет. Он идиот, спору нет, сразу по двум направлениям:
1. такие вещи вслух не говорят
2. чувак пытался сделать Гомотрон, версия 2, но при этом искренне не понимает, отчего ПЛиО стала так популярна
но…
Дисней поставил большой натурный эксперимент.
ЗВ №7 - 2 миллиарда сборов
Изгой 1 - миллиард
ЗВ №8 - миллиард 300 млн., т.е. очень сильная просадка, но все-таки на 300 больше Изгоя
Соло - феерический провал
Андор - вот то, чего мы так давно хотели. Не лучший сериал в истории, однако интрига, драма, Империя с человеческим лицом, Скарсгард, великолепный диалог «чем ты пожертвовал» и проч.
Click to view
И… самый непопулярный сериал из всей линейки ТВ-ЗВ. Как мне говорили американоговорящие знакомые, «там» просто массовый вопль зрителей и фоннатов - «зачем вы лезете в нашу сказку немытыми сапогами поганого реализма?!»
Кстати, смотрим на судьбу Асоки, будет интересно.
Да и у нас то же самое.
Вспоминаем уже упомянутые военные фильмы, «Движение вверх» и «Клюкву-7».
Что самое печальное, по последней очень часто можно было увидеть отзывы зрителей в стиле:
«Исторично это не интересно. Таковы законы массового сознания!.. строгое следование исторической канве выхолостит фильм до документального ... зрителю нужна сильная эмоция, ее надо придумать ... реальные события были недостаточно кинематографичны». Или еще проще: «комикс же!»
То есть (и у нас тоже) сформировалась вполне эффективная Петля Обратной Связи.
Плохие создатели делают низкокачественный контент, зрители привыкают к нему и роняют планку ожиданий еще ниже, творцы с энтузиазмом принимают вызов и отвечают на него - начинается новый виток. И этот процесс абсолютно повсеместный, например, в отечественной развлекательной литературе.
Вывод. Чем все это закончится?
Кризис уже объективно наметился. Серия провалов Диснея и так далее…
Но:
1. Чудовищная инерция системы, когда сложилась законченная конструкция, массово извлекающая прибыль именно из такого порядка вещей.
2. Неоднозначность. См. пример «Русалочки». Она провалилась потому, что это плохой фильм или потому что его мало рекламировали + огромный перерасход бюджета? То есть вся эта система еще и может оправдываться.
Поэтому, как сказали мне «люди из индустрии», кризис есть, он вполне определен и будет развиваться. Но см. выше про обратную связь взаимного оглупления. Ну и денег в индустрии крутится столько, что они долгое время будут более-менее эффективно смягчать самые ужасные провалы. Поэтому если не случится какого-нибудь форс-мажора, еще лет 5-7 это все продержится точно. Может и дольше. так что запасаемся попокрном.
N.B.
И как обычно в комментариях появляются странные люди, которые начинают с жаром превозносить как нечто хорошее и полезное свою неспособность воспринимать информацию на слух.
Взрослый, адекватный человек должен понимать, что есть разные методы донесения контента до людей, каждый имеет свои достоинства и недостатки. И это хорошо, потому что в разнообразии - благо, а добровольное самоограничение прискорбно, однако каждый волен сам делать свой выбор.
Ваши проблемы восприятия не вызовут у меня ни понимания, ни сочувствия, только насмешку. Потому что если вам это не нужно и не интересно - откуда столько эмоций, столько старания убедить меня, что ваше самоограничение есть что-то правильное и здоровое?