13 Hours / 13 часов: тайные солдаты Бенгази.

Jul 11, 2016 13:48

В целом вполне соглашусь.
_______________________________________

Оригинал взят у t_bone_wowp в 13 Hours / 13 часов: тайные солдаты Бенгази.
Случилось так, что я посмотрел сабж и он оказался ничего так, нормальным зрелищем.
По непонятной причине фильм прошел как-бы незамеченным широкой общественностью, толковой рецензии на него я не увидел ни одной, а краткие отзывы были, в основном, пренебрежительными. Репутация режиссера делу совершенно не помогала - когда Майкл Бэй в последний раз снимал историческое кино, получился "Пирл Харбор".
Потому с просмотром я не спешил, будучи уверенным, что меня ожидает порция дорогого, но несмешного шлака. Киношка пролежала у меня на винте пару недель, прежде чем пришли свободные выходные, и все остальные плоды синематографа кончились.
Как ни странно, "13 часов" превзошел ожидания - это довольно цельная картина с четко оформленным посылом и характерным визуальным стилем, снятая если не с упором на реалистичность, то по крайней мере, с видимым уважением к исходному материалу.

[Spoiler (click to open)]
Персонажи.
Наш главный герой. Борода на пару секунд водит в недоумение, но потом мозг включается и офигевает:


Обожемой, Джим Харпер кинул работу в офисе, потерял бритву и начал колесить с пушкой по северной Африке. В роли Джека Сильвы, бывшего инструктора SEAL и оператора с пятнадцатилетним опытом, мальчик-красавчик из известнейшего комедийного сериала. Серьезно?
К его чести Джон Красински с ролью в основном, справляется. Тоже самое можно сказать и в целом о команде:


Сыграно просто, органично и правдоподобно. Никто из не выглядит посторонним, когда дело доходит до боевых сцен.
Ключевое слово здесь "просто". Едва установив экспозицию, сценарий тут же переходит в плотно упакованный экшн с элементами драмы, и почти не дает актерам пространства для раскрытия своих персонажей. Вполне понятно, что львиная доля фильма посвящена атаке на диппредставительство и осаду филиала в Бенгази, но временами упор на визуальную часть настолько силен, что кажется излишним. Режиссер как будто забывает о том, что главными действующими лицами являются все-таки являются люди, а не взрывы.
Плюс, в сценарий зачем-то добавлены избитые донельзя клише: внезапно беременная жена, сообщающая об этом событии ГГ аккурат в день штурма; "глубокая цитата классика", призванная подчеркнуть высокий смысл происходящего, и которая повторяется трижды. Не дай боже зритель упустит режиссерский посыл.

История.
В основу сценария положена одноименная книга оперативника, непосредственного участника столкновений в Бенгази 11.09.2012. Я намеренно обойду вопрос, насколько правдива сама книга (поскольку среди бывших операторов, зарабатывающих на своих воспоминаниях, наблюдается устойчивая тенденция приврать), и буду рассматривать сценарий как самостоятельное произведение.
Так вот, основная линия - штурм диппредставительства и филиала - выведены достойно. Все тактически значимые элементы - неподготовленность местной охраны, подходы к зданиям, парковки с бронированными авто, расположение убежища - введены заблаговременно и грамотно, их обсуждение подкреплено наглядными кадрами. Стоит отметить восхитительно воссозданную атмосферу неразберихи, "тумана войны", характерную для Бенгази: город, где половина мужчин вооружена и/или ходит в камуфляже, а вторая половина как ни в чем не бывало смотрит футбол, несмотря на стрельбу вокруг.
Самыми эмоционально нагруженными выглядят моменты затишья между атаками, что безусловный плюс. В них нет ничего поворотного: короткие сцены с бытовыми действиями, малозначащие фразы, которыми перебрасываются уставшие люди, обсуждение изменяющейся обстановки - но они создают атмосферу давящего напряжения, и благодаря им сюжет не замораживается между экшн-сценами. Я не скажу, что "13 часов" в этом отношении поднимает планку на ранее невиданую высоту, но по крайней мере, фильм не закрывает глаза на тему боевого стресса, изможденности  и страха, которые переживает солдат.
И да, я верю, что это написал очевидец.
С другой стороны, вспомогательные сюжеты воплощены на троечку. Вот, например, сотрудница ЦРУ, которая сначала не любит ГГ и его сослужувцев, а потом проникается к ним симпатией, и во время осады играет роль уязвимой гражданской:


(кстати, отдельный плюс за то, что на эту роль взяли девчонку с немодельной внешностью, и не стали делать из нее любовный интерес).
Переход между "да вы кем себя возомнили, чертовы наемные охранники" и "спасибо, вы самые лучшие люди, которых я знала" происходит почти исключительно за кадром. Есть местный переводчик Амал, который отчаянно боялся перестрелки, но остался под огнем помогать с эвакуацией филиала, а потом отказался от эвакуации из Бенгази. Я бы посмотрел на арку про его мотивацию, но тоже увы.
С контекстом событий тоже беда. Сцены в филиале поставлены и сняты очень достойно, но все что выходит за пределы его осажденных сцен представлено несвязными обрывками информации. Нам показывают брифинги в авиационных штабах и высоких кабинетах, сверкающие пульты управления беспилотников, аэродром с Ф-16ми в Италии, спецназ в Хорватии, но все ведет в никуда и заканчивается ничем. Местные дела раскрыты не лучше. По какой причине сорвалось взаимодействие с лояльной бригадой ополченцев? Что задержало в дороге деблокирующую команду из Триполи, и когда она успела разрастись от трех человек до усиленного правительственными силами конвоя? Почему в итоге были отклонены все запросы на авиаподдержку? Понимай, как хочешь. "13 часов" отчаянно пытается быть "Black Hawk Down" (даже прямым текстом упоминает это название!), но в плане вовлеченности в контекст реально произошедших событий и близко до него не дотягивает.

Визуальная часть.
Вертолет не взрывается.
Серьезно, обсуждение видеоряда можно свести к тому, насколько в целом профессионально сделанную, динамичную картинку разнообразят фирменные бэевские преувеличения. Ответ будет: местами. Я лично ожидал много худшего, но некоторые моменты настолько чрезмерны, что выглядят карикатурными. Большую часть фильма режиссер держится в рамках приличия - черт, некоторые кадры даже гениальны в своей лаконичности. Например, сцена с умоляющей об авиаподдержке сотрудницей ЦРУ заканчивается вот статичным кадром на полсекунды:


Ф-16 на авиабазе в Сигонеле.

Но под конец Бэю таки срывает планку, и он выдает порцию мультяшного слоу-мо:


"Мина, а-а-а-а!".
Какого черта эта гадость делает в концовке, непонятно.
Портит ли это фильм в целом - да ну не то чтобы. Но при съемках исторической драмы требуется несколько большая выдержанность и тонкость в кинематографии, иначе довольно сильная история реальных людей будет обессмысливаться.


Итог:
На шкале между "Падением Черного Ястреба" и "Пирл-Харбором", "13 часов" явно склоняется в сторону первого. Оценивая результат, я бы недрогнувшей рукой поставил 7 из 10. К сожалению, не выше - картина местами пытается прыгнуть выше головы.
Previous post Next post
Up