Проблемы индоктринации в условиях обострения информационных войн

Feb 05, 2012 15:38

"Медиа это могущественный инструмент формирования сознания, чувств и вкусов огромных масс людей и инструмент воздействия на них в желаемом для кого-то духе. Но это - такой инструмент, который сам осознает себя в качестве силы, использующей всех прочих и все остальное в качестве инструмента своей власти над обществом."
А.А.Зиновьев, "На пути к сверхобществу".

В современном обществе ключевым институтом, осуществляющим контроль над массовым сознанием, являются СМИ (к которым мы относим все источники и каналы технически опосредованного получения информации). На данном этапе общественного развития их количество лавинообразно нарастает (появление интернета практически отменило барьер вхождения в эту сферу - свой "частный канал СМИ" можеть создать любой, имеющий компьютер), а функционирование осуществляется в ситуации отсутствия прямого централизованного контроля. Размножающиеся СМИ находятся в ситуации активной конкуренции, зачастую переходящей в информационные войны. Основной их функцией будем считать контроль над общественным сознанием в форме индоктринации, а наиболее распространенной формой индоктринации - идеологическую. Соответственно, осуществляющих данную форму контроля далее будем называть «индоктринаторами», а носителей внедряемых «идеологических доктрин» - «адептами».

Рассматривая текущую ситуацию в России, нельзя не заметить, что активность информационых войн, в целом возросшая в фазе кульминации избирательного цикла, имеет пики обострения, привязанные к устроению массовых мероприятий. Эти обострения вызывают критическое нарастание противоречивости в сознании и поведении адептов, что можно обнаружить во всех зонах идеологического спектра.
Ангажированный комментарий (далее - АК 47): Броские ярлыки «хомячки» и «пингвины» отражают достаточно простой факт - массированные вбросы потоков разнородной информации конкурирующими «империями» и «орденскими структурами» СМИ (включая и частные, бурно расцветающие в среде Интернет!) при отсутствии у отдельного «реципиента» способов структурирования и переработки таких информационных массивов приводят к формированию «войлочного типа» массового сознания (термин А. Моля для обозначения доминирующего в данный момент в обществе типа «культурной матрицы») . В периоды обострения информационных войн, а особенно на их «пиках», соответствующих точкам «кризисов» и «бифуркаций» в невидимых сражениях на полях под-коверной элитной борьбы сознание «хомячка» приобретает вид «кипящего войлока» и приводит к резкому всплеску «неожиданной» протестной активности «за все хорошее против всего плохого». Зима, как всегда, наступает внезапно.

Во всех случаях у адептов быстро и активно сдвигают позицию - что, по-видимому, связано с поворотом от собственного, осознанного в какой-то форме, политического интереса к работе на заведомо чужой. Но, так как представления адептов о политической сфере и особенностях ее функционирования заведомо недостаточны (вследствие нахождения во внешней позиции) - противоречие проявляется для них на уровне идеологических проекций, а происходящие там радикальные повороты индоктринаторов приводят к идеологической шизофрении: "мы против революций, но власть надо валить", "нынешняя власть - это ликвидком, несовместимый с существованием страны, но ее нужно защитить ради борьбы с оражевой чумой", "нам нужна русская власть, но мы поддержим претензии оголтелых русофобов" - и т.д., и т.п. Ввиду высокой конкурентности информационной среды это "бревно в глазу" неизбежно будет обнаружено и предъявлено оппонентами, просто игнорировать противоречия не удастся:
"Интересно, хоть кому-нибудь из моих прекраснодушных политизированных друзей вообще пришло в голову, что митинг "За честные выборы!" в принципе не может проходить под лозунгом "Россия без Путина!"?"
"Собственно, сам страх перед "оранжевой революцией" не вечен и разумеется, позднее люди поймут, что их банально использовали, но это будет уже потом, когда этапная цель будет достигнута. Нельзя не сказать и об участии СВ в этом действе, уж сколько было пространных опусов на тему того, что СВ не за Путина и не "охранители", но после сего мероприятия, вопросы я думаю будут излишними."
"Не могу не отметить, что у некоторых любителей "оранжевых очков" случился определенный разрыв шаблона, когда они действительно увидели соседство Кургиняна с ораторами за Путина (особенно доставили Стариков и Тарасова, да и Дугин был страсть как хорош), а флагов СВ с плакатами за Путина. А сколько воплей было про то, что митинг не за Путина, какие истерики знатные закатывались, ярлыки вешались. Некоторые особо упертые персонажи до сих пор продолжают жить в замечательном розовом мире, где митинг был не за Путина, а антиоранжевый и даже против Путина. Это уже к сожалению медицинский диагноз."
(пришлите ваши ваши примеры "срывания покровов" с идеологических вывертов, и мы их добавим)

АК 47: Понятное дело, что протестам против наступающей неожиданно зимы не дадут пропасть втуне. На то и элитные игроки, чтобы разогретые хомячки не «простаивали». Их почетная миссия - вертеть турбины «цветных революций» и более изощренных многоходовых комбинаций а-ля «выбери себе Президента-борца с «оранжевым жупелом». Отметим по ходу, что данный тип PR-многоходовок ничего общего с технологиями «управляемого хаоса» не имеет, поскольку абсолютно предсказуем, легко просчитывается и жестко контролируется. В ключевых точках процесса всегда найдется «авторитет», который подскажет и укажет, где находится «правильный путь» к Светлому Будущему). Деятельность «наших рулевых» (а «имя им уже легион», а не «есть такая партия»!) на «пологих» участках траектории процесса проста, технологична и не вызывает особых напряжений. Достаточно раздать нужные «маски кроликов, слонов и алкоголиков» и назначить это все в каком-то «зоосаде».

Если элитные субъекты находятся в состоянии игры, а не кооперации, то индоктринаторы находятся по отношению к элитам также в состоянии игры, а вот по отношнию друг к другу индоктринаторы находятся в состоянии войны (как владеющие ресурсом одного типа - см. предыдущий пост). В этом же состоянии войны друг с другом оказываются сопряженные с индоктринаторами группы адептов (при условии рассмотрения адептов как обладателей некоторого своего специфического ресурса). Поскольку на уровень идеологии адекватно проецируются войны, а не игры, то индоктринаторы со своими адептами оказываются с необходимостью вовлеченными во множество идеологических войн одновременно. Столкновение множественных векторов противостояния приводит к угрозе самому существованию идеологического поля, упрощенной альтернативой которому является сектантство - "наш кумир всегда прав, что бы он ни делал и ни говорил".
АК 47: А вот в случае «крутых поворотов» и необходимости резкой смены курса, связанной с реальными колебаниями политической конъюнктуры противоречивость «идеологических проекций» резко возрастает. В ситуациях, где приходится «менять знамена» манипуляции режимом ролевой игры в «революционных карбонариев» выходят на уровень настоящего искусства (а зачастую и осуществляются в виде разнообразных арт-технологий, позволяющих сохранять контроль над взрывами «идеологического хаоса» в культурной матрице персонажа). Реальной проблемой в данном способе игрового управления оказываются резкие и неоднозначные «идеологические кульбиты» оператора и необходимость какого-то их обоснования для «адептов». В тяжелых случаях логичность действий оператора просто исчезает в восприятии внешнего наблюдателя, оправданность ставится под сомнение, а возникающий «абсурдизм» происходящего интерпретируется как т.н. «эффект Штирлица» («он все равно отвертится»).

«Побочным продуктом» и «жертвами» процесса оказывается «отработанный войлочный материал» трех типов: 1) «идеологические сектанты», абсолютизирующие информационный канал «своего» гуру; 2) «обыватели», выпадающие на уровень обобщенно-мифологических представлений о политическом процессе («общий знаменатель» совокупной активности СМИ) и теряющие активный протестный потенциал; 3) «идеологические шизофреники», сохраняющие в той или иной форме конфликт разнородных «идеологем» внутри собственной головы (метафора «феодальной раздробленности» как особого типа внутреннего конфликта). (Примечание: поехавшие, вследствие слабости психики крыши в расчет не принимаются и не учитываются, как неизбежные жертвы в исторических событиях такого размаха. Хотелось бы надеяться, что их окажется немного - и, желательно, не в рядах «мирных жителей».) Неотложной необходимостью в данных обстоятельствах (особенно, в рамках прогноза по нарастанию данных тенденций) является создание общественной Службы по реабилитации пострадавших в ходе информационных войн и репрессий. В качестве рабочего названия для нового перспективного бренда предлагается вариант «мобильный госпиталь для реабилитации жертв информационных войн». Ключевой лозунг: «Светлое будущее распахнется перед сильными и здоровыми!»

Но это упрощение уничтожает возможность экспансии, являющуюся значимым преимуществом идеологем по сравнению с верой в конкретного пророка (особенно в ситуации заведомого избытка пророков, когда зачистить"лишних" либо невозможно в принципе, либо слишком затратно, либо связано с неоправданными издержками). Таким образом, само сохрание идеологического способа экспансии требует либо умения работать с полиидеологической ситуацией, либо "динамической" идеологии, меняющейся в каждый момент времени в зависимости от текущей игровой динамики. Таким образом, уже на этом уровне рассмотрения возникает необходимость практического опыта работы со множественностью идеологий, отличного от опыта "войны".
АК 47: По мере приближения долгожданного светлого будущего (которое марксизм, как известно, завещал нам брать у власти собственными руками, не дожидаясь милости от общества) накал классовой борьбы - ну, или борьбы добра со злом (как кому ближе) - резко возрастает. На переднем крае борьбы - активная деятельность разного рода оргкомитетов по придумыванию правильных имен для оформления недовольства различных социальных групп в выгодном для себя ключе. Но, как выясняется по ходу разворачивания протестных мероприятий, придумать нужные ярлыки, типа «оранжевой революции», «гражданской войны», «охранительства» и т.п. - только начало большого пути. Поскольку орудовать создателям и оседлателям разных версий «народного гнева» приходится в поле действия огромного количества альтернативных каналов информации (как проэлитных, так и частных) - контроль над содержанием отдельно взятой протестующей головы на траектории доставки протестующего тела в нужную точку протестного поля оказывается весьма нетривиальной задачей. Враги и идеологические бойцы ревностно наблюдают за усилиями конкурирующих фирм по формированию нужного типа «войлока» в сознании своих адептов. И при первой возможности вбивают клинья в обнаружившиеся нестыковки чужих идеологем, разными способами подчеркивая их противоречивость и абсурдность.

В результате достигнутая титаническими усилиями пропагандистов вера в ключевую роль в истории «креативного класса», «антиоранжистского сопротивления» и прочих конструктов, призванных символизировать русский бунт и народный гнев, подвергается серьезному испытанию на прочность: «Сегодня весь день в ЖЖ и фейсбуке кипят страсти по поводу оргкомитета… Мы не готовы идти за «вождями» и принимать их решения без обсуждений… У нас и так сидят в Кремле люди, которые не любят обратной связи - не хватало нам еще таких же на трибуне Болотной площади.»
И призывы «просто довериться» правильной деятельности «вождей» приводят к обратному эффекту - смутные сомнения начинают терзать еще сильнее… А в клинических случаях приводят даже к необратимой катастрофе - полному выпадению из «цепких лап» базового процесса...

На следующем уровне возникает проблема не просто "экстенсивно" эффективного, но политически осмысленного действия. Тут уже не обойтись без дополнительной способности внеидеологического видения политического процесса. Заметим, что идеология при этом не отменяется, а лишь "выносится за скобки". Опыт такого "вынесения за скобки" - необходимый элемент траектории движения к политическому. Особая сложность усмотрения политического слоя заключатся в том, что "натуральное" видение ситуации всегда является той или иной идеологической проекцией (или их суперпозицией), и переход к теоретическому видению требует "вынесения за скобки" содержания идеологем как предпосылки возникновения унифицированного языка описания (на старте общего языка нет, и теоретизирование даже не может начаться).

Решение подобных проблем, возникающих в ходе столкновения различных проектов индоктринации в ситуации элитных игр (и связанных с ними обострений информационных войн), может основываться на использовании специфичеcких технологий моделирования, с последующим осмыслением полученного материала. Этим обусловлен наш интерес к теоретической разработке и практическому применению таких технологий, позволяющих организовать как "невоенное" взаимодействие идеологий, так и "вынесение их за скобки" на уровне организации процесса. По этой линии мы пришли к собственной модификации «знаниевого реактора», которая была успешно применена для осмысления и прогнозирования дальнейшего развития ряда ситуаций. Примеры результатов работы можно увидеть здесь:
- Перспективы эволюции сферы кино (октябрь 2009),
- Анализ по горячим следам ситуации вокруг Ливии, начало серии постов (март 2011),
- Первичный анализ текущей политической ситуации в РФ (декабрь 2011).
Намерваясь продолжить последнюю разработку, мы ввели дополнительную модель, которая позволяет уточнить конструкцию игрового процесса и привести ее в соответствие с гипотезой рассмотрения элитных субъектов, как находящихся в ситуации игры. Ввиду предполагаемой важности и актуальности рассматриваемой темы (а, значит, и потенциальной востребованности используемых технологий в вышеописанном контексте), проект будет реализован как открытый, и к участию в нем приглашаются все заинтересованные лица. Наличие своего «животрепещущего материала» на тему событий в «горячих идеологических точках» приветствуется. Оставляйте заявки на участие в комментах к этому посту, - когда наберется достаточное число участников, согласуем дату, время и место проведения мероприятия.
АК 47: P.S. Текст комментариев написан из позиции революционного гурования нового типа. Впервые предпринимается попытка проложить путь для хомячков в их собственное Светлое Будущее - в отличие от почетных форм участия (в качестве расходного материала, разумеется) в грандиозных битвах за различные проекты Элитного Счастья.

red__13, vicalpa
Previous post Next post
Up