"Сирийский экспресс", в сегодняшнем нашем понимании, как регулярные рейсы военных судов РФ, начал функционировать с начала 2013 года. В основе его возникновения - и показательная история лета 2012 года с грузовым судном "Алаед", переход которого с военным грузом (вертолетами) в Сирию был остановлен, и тяжелая ситуация с материальо-техническим обеспечением сирийской армии. Конечно, на момент возникновения беспорядков в марте 2011 года, и после этого вооруженной интервенции бандформирований из соседних стран, запасы на складах для потенциального конфликта с одной из соседних, скорее всего южных, стран у ВС САР были. Вопрос только в каком количестве. К осени - зиме 2012 года, после фактически года боевых действий, судя по всему ситуация с запасом на складах бк, прежде всего для ВВС и БТТ, сложилась непростая. И после принятия соответствующих решений рейсы БДК ВМФ РФ стали ходить из Новороссийска в Тартус по "расписанию". Затянувшийся конфликт опустошал из месяца в месяц , оставшиеся под контролем правительства, военные склады. Если в начале 2013 года, судя по тоннажу, речь шла прежде всего о поставке запасных частей, то в последний год, судя по динамике роста тоннажа поставленных грузов, проведение каких либо операций сирийскими ВС зависит от работы "сирийского экспресса".
Из рисунка хорошо видны всплески активности в боевых действиях. Апрель-май 2013 операция по освобождению от бандформирований района Кусейра. Сентябрь - октябрь 2013 освобождение района города Сфира южнее Алеппо. Важного , с точки зрения наличия военных предприятий и снабжения города Алеппо. Апрель 2014 - операция по зачистке горного района Калямун на границе с Ливаном и, после очередного наступления боевиков, деблокада наземного сообщения Алеппо - Хама(Хомс). Если до апреля 2014 в среднем ежемесячно СЭ перевозил по 2500 / 3000 тонн, то всплеск тоннажа в апреле, скорее всего связан с отражением наступления боевиков, а потом и зачистка от них района на севере провинции Латакия, вокруг города Касаб.
В первом полугодии 2015 года средний ежемесячный тоннаж грузоперевозок достигает уже 4000 тонн. Весной 2015 года очень непростая обстановка сложилась около города Идлиб. Возможно сирийские военные в феврале-марте делали запасы для упреждающих ударов по боевикам в этом районе, так как вряд ли разведка не сообщала о концентрации бандформирований вокруг удерживаемого района города Идлиб и шосссе до Джиср эш Шугура. Но, в результате правительственные силы не только потеряли город, но и откатились до долины Эль-Габ, потеряв вместе с Идлибом и Джиср эш Шугур. Это потеря не только территорий, но и складов с накоплеными запасами. В результате имеем июньский всплеск по грузоперевозкам и бои за долину Эль-Габ.
После визита в начале августа спецпредставителя САР в Москву, скорее всего руководстом РФ и было принято решение о расширении военного присутствия и помощи России. С конца августа количество рейсов и тоннаж перевозимых грузов резко возрастает.Стандартные 4-5 рейсов БДК в месяц, заменяют 12 рейсов в сентябре. Кроме этого, к перевозке военных грузов подключают гражданские суда - паром Александр Ткаченко, контейнеровоз LEO 1, сухогрух Transmar. Если вычесть среднемесячный тоннаж грузов необходимых для снабжения ВС САР, то для сосредоточения смешанного авиаполка, двух батальонов охраны, разведывательных, инженерных, материального-обеспечения, медицинских и других подразделений ВС России, в течении конца августа и сентября морем было перевезено потенциальных 12000 / 13000 тонн груза. Хватит ли пропускной способности "сирийского экспресса" для снабжения и ВС САР и подразделений российской армии? Особенно учитывая, что основной вес в запасах боекомплектов приходится как раз на авиационные боеприпасы.