Дмитрий Врубель & Виктория Тимофеева
Илья Гапонов & Кирилл Котешов
Дмитрий Гутов
Ирина Затуловская
Владимир Куприянов
Николай Макаров
Рауф Мамедов
Анатолий Осмоловский
Георгий Острецов
Арсен Савадов
Евгений Семенов
Александр Сигутин
Елена Суховеева, Виктор Хмель
Александр Ройтбурд
Константин Худяков
Гор Чахал
Юрий Шабельников
Михаил Шварцман
Анфим Ханыков
Recycle (Андрей Блохин, Георгий Кузнецов)
Икона - величайшее наследие духовной культуры. Иконопись столетиями развивалась в рамках христианства и его духовно-мистических практик (таких, например, как исихазм). Обращение изографа к священным образам неизбежно влияло на личность самого художника, преображало её. Ведь способность к восприятию священного является одной из опор любой цивилизации. Она присутствует не только в религиозных традициях, но обозначает «неприкосновенный запас» духовности. За последние 20 лет отношение к сакральным образам и возвышенным чувствам испытало в нашей стране определённую эволюцию. От специфически советского понятия о священном, связанного с идеалами строителя светлого будущего и защитника отечества, оно с одной стороны обратилось к идеализации старины, а с другой - к попыткам выразить отношение к священным образам современными художественными средствами.
Задача выставки Icons - подчеркнуть тонкую грань взаимоотношений современных художников и икон. Конечно, речь идёт не о новых иконах как предметах религиозного культа, а о принципах иконографии. Столетиями изобразительное искусство развивалось как часть церковного, храмового искусства. «Дело в том, что в русском искусстве до XVI века не было вообще светских картин, все картины были религиозными. Если мы возьмем историю европейского искусства, то там дела обстоят точно также. Религиозное искусство - это огромный пласт. Довольно долго церковь была чуть ли не единственным заказчиком художественных произведений… Если мы посмотрим на историю искусства, то значительнейшая часть - это работы, так или иначе связанные с религиозной мифологией, евангельским, библейским текстами. Поэтому я посчитал, что обходить эту тему - неправильно, и решил именно с этого начать…» - говорит куратор выставки Марат Гельман.
За двадцать с лишним лет (с начала 1990-х) многие российские художники обращались к иконным изображениям, трактуя их в присущей им индивидуальной манере. Можно перечислить десятки имён и сотни произведений… Однако, вот парадокс - чаще всего замечают работы, которые вызывают ожесточенные споры, и напротив, работы, в основе, которых лежит некое исследование, обращение к традиции остаются незамеченными. Экспозиция Icons построена таким образом, чтобы продемонстрировать основной спектр идей, связанных с иконографией священного в современном российском искусстве, а также представить основной набор имён художников, уделяющих в своём творчестве постоянное внимание феномену иконы. Среди участников выставки известные авторы Дмитрий Врубель и Виктория Тимофеева, Илья Гапонов и Кирилл Котешов, Дмитрий Гутов, Ирина Затуловская, Владимир Куприянов, Николай Макаров, Анатолий Осмоловский, Арсен Савадов, Александр Сигутин, Елена Суховеева, Виктор Хмель, Александр Ройтбурд, Константин Худяков, Гор Чахал, Юрий Шибельников, группа Recycle (Андрей Блохин, Георгий Кузнецов).
Для создания икон издревле применялись самые различные техники и художественные методы. В начале истории иконы лежит художественная традиция фаюмского энкаустического портрета, одной из наиболее реалистических техник своей эпохи (I-III век) и многоцветные мозаики, а в 1900-х годах в православной России творцы икон использовали наиболее передовые технологии резки металла, гравировки, полиграфии. Сегодня, обращающиеся к иконным образам художники также используют всё технологическое богатство современной изобразительности: от цифровой живописи до высокоточной сварки.
Марат Гельман утверждает, что выставка Icons - это не повод для конфликта с церковью, а способ «не быть конформистами и не избегать сложных тем», место для исследования и диалога: «Я хочу создать спокойную площадку для разговора об этих проблемах вне скандального фона отношений художника и церкви. Ведь у нас есть нечто общее: в советское время церковь, так же как и современное искусство, была практически под запретом. Но при этом и церковь выжила, и художники продолжают творить».
Иконы такая же неотъемлемая часть современной эстетики как шедевры античной Греции или искусство китайской каллиграфии. Они продолжают волновать художников, будучи культурным наследием, идеальным искусством. Каждая эпоха, обращаясь к феномену иконы, открывает нечто своё, для того, чтобы передать это потомкам.
Информацию о выставке вы сможете найти на perm.ru
На все вопросы вам ответят по адресу: Пермь, ул. Монастырская, 2
или по телефону: (342) 219-91-76, 219-91-72