RUSSKOE BEDNOE. MATERIA PRIMA
С 07 июля по 15 сентября
в Padiglione d'Arte Contemporanea (PAC) Милан
Музей современного искусства PERMM открывает в Милане "Русское бедное"
Название "Русское бедное" (russian povera) отсылает нас к итальянскому arte povera. Нельзя сказать, что работы из "бедных" материалов создавались только в этих двух странах, но именно в России и в Италии "бедное искусство" имеет идеологическую основу.
Выставка "Русское бедное" сформировала принципиально новый взгляд на современное российское искусство. Проект показывает поиск русских художников в области материалов и формальных задач искусства. К формулированию такой концепции куратор проекта Марат Гельман пришел после знакомства в Пермской художественной галерее с коллекцией деревянной скульптуры, удивительной по своей выразительности и простоте исполнения.
Стартовавший в 2008 году в Перми проект опровергает навязываемую нам альтернативу: либо современное - либо русское. Выставка показывает русское искусство как серьезную работу с социальной и национальной идентичностью - и одновременно как актуальный художественный поиск. "Русское бедное" - это способ существования современного искусства в России, искусства подлинного, глубинного, сущностного, где есть форма, диалог с историей искусства и социальная ответственность.
Если итальянские художники arte povera Янис Кунелис и Марио Мерц приносили в выставочное пространство груду камней или остатки старого баркаса, то их задачей было столкновение с реальностью лицом к лицу, один на один. И сама эта реальность - камни, старые мешки, копоть - снимала всяческие коннотации, обнаруживала самое себя и становилась искусством. Русские же художники, используя нехудожественные материалы, не отказывались, а наоборот, стремились к красоте, стремились создать ее и выразить в пластике бедного. Можно вспомнить итальянские мотивы у Кошлякова, образы 60-х годов у Гутова, архитектурно-природную монументальность работ Полисского, изысканные объекты Флоренских. Первые работы Бродского из необожженной глины были связаны с тем, что в России не было печей большого размера, Кошляков начал писать на картоне из-за того, что у него не было денег на холсты, - так обстоятельства русской жизни становились мировоззренческим принципом бедного русского искусства.
Художник берет вещи и материалы, которые ничего не стоят, и создает из них ценное, даже сверхценное. Русское "бедное искусство" - процесс создания красоты из ничего.
1. Министр и "Синие носы" 2. Монтаж "Взрыва" закончен
фоторепортаж из жж Марата Гельмана, подробности
там же