17 мая - 5 июня
Завтрак. Обед. Ужин
Елена Китаева
Музей современного искусства PERMM представляет скульптурный проект известного
российского художника
Елены Китаевой. Она продолжает линию
супрематизма, начатую в 1910-х годах Казимиром Малевичем и основанную
на строжайшей визуальной дисциплине. В основе супрематизма лежит
геометрическая форма и скупой набор основных цветов, а его целью
является чистое творчество, лишенное каких-либо прикладных целей.
Верная супрематическому канону, где число "три" играет
основополагающую роль, Елена Китаева конструирует свою скульптурную
многофигурную композицию в виде триптиха "Завтрак. Обед. Ужин".
Художница работает также лишь с тремя, совершенно супрематическими,
цветами: черным, красным и белым. При этом белый у Китаевой, как и у
Малевича, обозначает мировое пространство, в котором разыгрывается драма черного и
красного. Именно в эти цвета окрашены фигуры.
Само слово "супрематизм" происходит от латинского supremus -
наивысший, первейший, последний, крайний - и таким образом требует от
художника соединения крайностей, использования форм сразу и
простейших, и всеобщих. Вероятно, поэтому "Завтрак. Обед. Ужин"
обозначают одновременно и базовый дневной (по словам автора, пищевой)
цикл, и цикл культурной, общечеловеческой вечности. "Завтрак" и "Ужин"
прямо ассоциируются с названиями многих великих произведений
классического искусства - "Завтрак на траве", не говоря уже об одном
из центральных событий евангельской истории - "Тайная вечеря". "Обед"
же представляет собой коллекцию сосудов, символизирующих скрытую
наполненность, тайное сокровище, некую сакральную пищу жизни для
избранных - пищу духовную, манну небесную. Он образует смысловой центр
всего проекта, ключ к его многослойной интерпретации.
Совершенно естественно, что у супрематистки Елены Китаевой
концентрированный символизм соединен с рафинированным формализмом. Для
исторического супрематизма такой синтез был результатом исхода из
искусства в универсальный "космизм", нашедшего парадоксальное
продолжение в приземленном конструктивистском промдизайне. В случае
Китаевой все происходит обратным образом. Профессиональный дизайнер,
она сублимирует свою практическую деятельность в формах чистого
искусства, а малевичевский космос оборачивается у нее тотальностью
культурной истории.
Елена Китаева - С 1980 года работает для Английской Национальной Оперы. С 1990 года работает для минского Большого академического театра оперы и балета. С 1993 года - главный художник «Художественного журнала». С 1998 года работает главным дизайнером телеканала «Культура». В 2004 году Елена Китаева избрана академиком ТЭФИ. Живет и работает в Москве.