Castel Dante

Feb 09, 2017 17:44

Черновик этого поста я написал еще в Италии. Кажется, настало время опубликовать его.



Буквально на сто метров выше окон квартиры, где мы жили в Италии, возвышается уступ горы, увенчанный красивой ротондой. Место это примечательное: оно было свидетелем самых драматических событий в окрестностях за последние тысячу лет.


Тысячу лет назад на этом уступе был построен замок местных синьоров. Место со стратегической точки зрения прекрасное: здесь долина реки Адидже сужается до ширины чуть больше километра, и из замка легко было обозревать ее всю на много километров в длину, следить за перемещениями любых путников, судов и обозов. Реку вдобавок в определенных местах перегораживали цепями, "закрывая долину" - одно из таких мест, чуть ниже по течению, до сих пор носит название Serravalle.

Словом, замок стоял в идеальном месте для контроля над речной долиной. И какой долиной! Речь шла ни много ни мало о главной дороге из Италии в Германию через Альпы. Использовавшаяся еще древними горными жителями ретами, облагороженная римлянами и при императоре Клавдии получившая название Виа Клавдия Августа, дорога эта, проходящая вдоль реки Адидже, до сих пор соединяет По с Дунаем. Самые разные путешественники ездили по ней, от Гете и Моцарта до Наполеона и Муссолини.

Формально синьоры Лиццаны (а именно так, в честь древней ликийской церковной общины, называется старинный, известный еще с римских времен городок под замком) были вассалами князя-епископа Трентского. Фактически они действовали в собственных интересах, борясь за расширение своих небольших владений. В ход шли оружие, деньги, хитрость, брачные узы и переговоры с князем-епископом. Наибольшего могущества синьоры Лиццаны достигли в 13 веке.



Церковь Лиццаны в честь св. Флориана, одна из старейших в епархии. Фасад 19-го века сочетается с колокольней 13-го; здание церкви существовало здесь, многократно реконструируясь и перестраиваясь, с раннего средневековья.

Одним из ярких владельцев замка был Якопино ди Лиццана, то присягавший на верность епископу, то восстававший против него. Он смог получить во владение новые земли в долине Адидже вдобавок к родовому владению вокруг Лиццаны. Якопино, именем которого названа соседняя с нашей улица, переехал из замка Лиццаны в ближайший (и в те времена значительно меньший) поселок Роверето, положив начало его развитию как города. Из маленького укрепленного поселка Роверето в дальнейшем стал стратегически важной крепостью, затем городом, славным ремеслами и искусствами, пока не заслужил славу трентинских Афин.

В 1270 г. род синьоров Лиццаны прервался. За неимением прямого наследника по мужской линии родовые владения и замок перешли зятю из семейства Кастельбарко, которые уже владели несколькими замками выше и ниже по течению Адидже. Наибольшего расцвета замок Лиццаны достиг при Гульельмо ди Кастельбарко.



Саркофаг Гульельмо ди Кастельбарко в Вероне около церкви св. Анастасии, строительство которой он щедро спонсировал.

По легенде, в 1310 г. именно в замке Лиццаны Гульельмо ди Кастельбарко принимал почетного гостя - поэта Данте Алигьери, и будто бы именно с этого уступа (или, во всяком случае, по пути к нему) Данте наблюдал живописные валуны, рассыпанные по горному склону чуть ниже по течению реки.

Как ниже Тренто видится обвал,
Обрушенный на Адиче когда-то
Землетрясеньем иль паденьем скал,

И каменная круча так щербата,
Что для идущих сверху поселян
Как бы тропинкой служат глыбы ската,

Таков был облик этих мрачных стран.
("Ад", песнь 12. Перевод Лозинского.)



Предполагаемое место горного обвала, описанное Данте в 12 песне "Ада"

Кастельбарко сосредоточили в своих руках власть над южной частью Трентино, включая 40 километров течения Адидже и выход к озеру Гарда через долину озера Лоппио. Позже этим маршрутом на озеро Гарда воспользуются венецианцы в войне против Милана. Но это совсем другая история.



Замок Лиццаны. Реконструкция

В 15-м веке Кастельбарко оказались меж двух огней. К югу находились замли переживавшей свой расцвет и агрессивно расширявшейся Венецианской республики; к северу - сюзерен, епископ Трентский, и поднимавшее голову княжество Тироля. Военное столкновение было неизбежно. Пытаясь отстоять свою независимость, Кастельбарко вступали во временный союз то с одной, то с другой стороной.

В результате в 1439 г. венецианские войска берут и разрушают замок Лиццаны, как, впрочем, и большинство других замков Кастельбарко. Следующие 5 веков замок стоит в руинах, постепенно разрушаясь и зарастая травой.

Покой развалин на тихом холме нарушили пушки Первой Мировой. В 1915 г. Итальянское королевство присоединилось к Антанте и объявило войну Австро-Венгрии. Горы над Роверето стали местом ожесточенных военных действий. В наступление шли то итальянцы, то австро-венгры. После 1916-го года основные боевые действия переместились на восток, но линия фронта проходила около Роверето до конца войны.



Траншея времен Первой мировой войны. Видно, что кроме современного бетона при ее сооружении была использована средневековая каменная кладка, оставшаяся от замка.

Для Трентино Первая Мировая война была отчасти гражданской. Регион входил в состав империи Габсбургов, но по культуре и языку оставался итальянским. Многие образованные жители Роверето были патриотами Италии. Поэтому неудивительно, что нашлись такие, которые бежали с австро-венгерской территории, чтобы присоединиться к итальянской армии.

В 1930-х годах на месте развалин средневекового замка был построен круглый оссарий, место погребения воинов, погибших во время войны. Здесь похоронены солдаты как итальянской, так и австро-венгерской армии.


Памятник Дамиано Кьеза, Фабио Филци и воинам трентинского легиона периода первой мировой войны.

Среди десятков тысяч солдат в Кастель Данте покоятся и останки Фабио Филци и Дамиано Кьеза, жителей Роверето. Оба они были формально австрийскими подданными, но воевали на итальянской стороне. Оба были пойманы, осуждены за государственную измену и казнены австрийцами во рвах замка Тренто в 1916 г. В 20-е и 30-е годы фашистское правительство Италии, которому остро нужны были национальные герои, взялось увековечивать память мучеников войны, и эти два трентинца стали одними из новых культовых персонажей, которых итальянские школьники до сих пор изучают на уроках истории.
Previous post Next post
Up