(no subject)

Aug 07, 2011 03:11

В странные ночи, когда тошно и не спится, я слушаю Псоя Короленко. Люблю ли я его? Ну, странно любить Псоя, косматого и даже ябнутого. Если ты, конечно, не его сын или, наоборот, мать.

Но песни - да, самые популярные из них, те самые, в который глупый мат - как ничто подходят моменту. Это современные бессонница, Гомер и тугие паруса. Это дух эпохи, если хотите. Эпохи, когда все перемешалось. Я даже могу сказать, что перемешалось.

Когда музыка, в общем, говно, а слова на уровне детсадовского юмора - что можно в этом найти? где тут искусство? Так многие воспринимают Псоя, и совершенно правы. Но в этом-то и дело. Можно любить детсадовский юмор и слушать Псоя, оправдываясь трендом, модой. Ничего плохого в этом нет, кстати. Но ведь есть в этих песнях и доля правды - или ее можно там при желании услышать. Когда девочка Лида любила инвалида, это стеб и детский сад. А когда оказывается, что эта песня - about our past loves and relations, our meetings and separations - это уже серьезно! это действительно о встречах и разлуках! как бы. и действительно, кто-то любит инвалида, любовь слепа, есть женщины, для кого любовь - это жалость и проч. и проч. Это уже жизнь, а не стеб. Но ведь и стеб, конечно! "серьезная" сторона песен так же титанически несерьезна - они целиком вторичны, составлены из цитат, общих мест, высокопарных нелепостей. Это в общем-то такой же детсадовский юмор. Точнее, детсадовский юмор на новом уровне. Скажем так, юмор студента-филолога. Но посыл тот же - стеб над взрослым серьезным миром, переход за пределы. "Нельзя говорить про какашки и, не дай бог, материться" - это детсад; великая русская литература и культура, охуенное наследие, над которым не положено смеяться - это уже как бы не детсад. Граница тонка.

Поэтому песни Псоя всерьез невозможно воспринимать. Если всерьез, то это очень плохие песни. С глупым юмором. Но как юмор их тоже слушать нельзя. Потому что это очень грубый юмор, глупый и -да- детсадовский. Единственную радость дает этот зазор, когда о юности, любви и разлуке, но любить ебаната, когда лирический и юмористический полюса равно отталкивают - и притягивают. Это и есть искусство, как бы. Или по крайней мере это карнавал - бахтинский средневековый карнавал.

Это колебание между уебищными шутками и чудовищной лирикой входит в унисон с настроением нашего времени. На самом деле я не в курсе настроений времени. Может, и времени никакого нет. Может быть это только мое поколение. Или лично я. Или не я. Но я буду говорить "мы" - мое воображаемое поколение, условная эпоха с условным духом.

А дело в том, что мы только так и можем. Мы не выносим серьезности. Вы что, будете всерьез слушать о чувствах, разлуке и подобной чепухе? песню? романс Алябьева, извините? Это же пошло и смешно! Все это уже было в 19 веке. "Отцвели уж давно апельсины в саду", ага. Нет, даже процитировать без стеба невозможно. Поэтому, чтобы говорить о (извините) чувствах, да еще публично, с эстрады, под музыку - нужен толстый, толстый слой стеба, цитат, вторичности, так что как бы "я это не говорил", "автор умер, с вами говорит дискурс", "мнение редакции не совпедает с мнением редактора". Эпоха искренности осталась где-то далеко, пятьдесят лет назад - или больше. Говорить о чувствах или не дай бог идеалах не принято. Это безусловно что-то русское; возможно, потому у нас нет и нормальной публичной политики. Ведь даже в любви к родине признаваться публично стыдно и пошло.

Советская ли эпоха все опошлила, или постсоветская, или даже Серебряный век - не могу судить.

Американцы, например, совсем не такие. Они не боятся говорить банальности и говорить серьезно, ни простые люди, ни политики. Они не боятся вслух восхищаться и признаваться в любви. Для русского человека агитация Обамы за перемены и надежду - чушь и демагогия; сам Обама феерический мудак и, если он все это еще и всерьез говорит, придурок. То ли дело циничный Путин, нормальный чувак, и хохмы у него на уровне. "мочить в сортире", "она утонула", список все знают; типичный стеб. Человек, который в кресле премьер-министра продолжает стебаться над страной и в сущности над собственным высоким положением - верный продукт нашего времени.

Возможно, эта готовность американцев публично говорить о своих чувствах внесла лепту в популярность социальных сетей - да-да, с кнопкой "Лайк". Лично я не могу на нее жать. Ебаный стыд, я что, скажу всему свету, что мне нравится колонка в утренней газете? или там какое-нибудь кафе? Или, например, видео на Ютьюбе? Для чего всем это знать? Не стыдно ли?

Но нравится. Ладно уж, признаюсь. Нравится мне ваш Псой. Нажимаю виртуальную кнопку "Лайк". Будем считать, я сегодня ябнутый, и мне все можно.
Previous post Next post
Up