замечательный текст выздоравливающего от религии человека. интересные комментарии к нему же в фб у Татьяны. один особенно точен (не взирая на шероховатости стиля): религия - вообще штука депрессивная, изначально и по определению...А из всех религий, выросших на духовной почве христианства, именно православие наиболее, так сказать, религиозна, тут религиозность выражена как нигде больше, если говорить о христианстве, и притом зачастую в самом примитивном и грубом виде, потому, как в русском православии, как во всякой массовой религии, полно язычества. А языческая религиозность для современного человека - штука духовно, да и психически, весьма разрушительная. То же последовательное обрядоверие, к примеру, духовно убивает не очень быстро, но верно и мучительно. Депрессия - еще не худший вариант". а еще там же в комментах в фб есть печальнейший рассказ женщины, которой подобная "церковность" сломала жизнь. своими глазами тоже вижу-наблюдаю одного такого же несчастного человека. вот прям он-лайн, можно сказать, наблюдаю (это я не вас имею в виду, если что :) )
Вообще было бы интересно организовать общероссийское голосование на эту тему, с примерно такими вариантами: 1. православие мне помогло и помогает. 2. православие сгубило мне жизнь (или по крайней мере несколько лет или месяцев). 3. я не православный и им не был. Предположу, что вариант 1 наберёт существенно больше голосов чем вариант 2.
предположу, что больше всего голосов наберет вариант типа комментариев, которые попадаются все чаще и чаще: "когда же наша страна очистится, наконец, от попов и коммунистов". и для того, чтобы людей начало тошнить от от одного слова "православие", сама же РПЦ сделала столько, что ни один самый злобный вражина не сделает. что же касается формулы: "православие мне помогло и помогает" - то ни православие, ни католичество, ни протестантизм сами по себе помочь не могут. помочь человеку может живой Бог в Иисусе Христе, если у человека есть с ним личные отношения. отношения любви, дружбы, доверия. и вот тут большой вопрос помогает ли РПЦ МП (потому что никакого абстрактного православия вообще не существует) в том виде, в котором она имеется сейчас, этой встрече, или, напротив, уродует и калечит приходящих в нее людей, - да, вот это очень большой вопрос. 1. по поводу национальных разновидностей православия https://www.facebook.com/byzpsalt/posts/1761602070794440 2. по поводу изломанных и искалеченных людей от РПЦ https://www.facebook.com/byzpsalt/posts/1772241106397203?pnref=story
+++ предположу, что больше всего голосов наберет вариант типа комментариев, которые попадаются все чаще и чаще: "когда же наша страна очистится, наконец, от попов и коммунистов". +++
Этот вариант присутствует как подмножество в вариантах 2 и 3.
+++ сами по себе помочь не могут. помочь человеку может живой Бог в Иисусе Христе +++
Это так. И ключевое здесь "сами по себе" - тут присутствует указание на то что они всё-таки играют роль.
+++ и вот тут большой вопрос помогает ли РПЦ МП +++
Да, как раз про это предлагаемый гипотетический опрос-голосование.
еще раз: года два уж как в прямом эфире своими глазами полным слез наблюдаю человека так и не выздоровевшего от религии. это реально разрушенная и разоренная жизнь самого человека и его близких. и это не патерики с материками, это живая жизнь и кровавая драма.
Извините за назойливость, но еще раз прокомментирую.
Мне кажется, Вы путаете религию с культами/сектантством. Которые, конечно, могут существовать и в рамках религии, в том числе православия. Но могут существовать и вне ее, сетевой маркетинг тому пример.
От чего, естественно, людям, страдающим от этого, и их близким, не легче.
нет-нет, никакой назойливости. почему же не высказаться, если есть желание. думаю, в основном ответила и на это ваше замечание в нижележащем комментарии по поводу культа и того, что я назвала выздоровлением от религии.
Как он хорошо сказал, а вы процитировали: выздоравливать от религии. Это не значит стать неверующим, нет. Но ты словно выходишь из какого-то кокона и можешь посмотреть на себя прошлого со стороны. Удивляешься тому, что было и с недоумением думаешь, как такое могло случиться. Мне кажется, объяснением здесь может то, что духовная реальность и религиозная группа, это могут быть разные вещи. Есть еще понятие культовой и докультовой личности у Стивена Хассена.
+религия - вообще штука депрессивная, изначально и по определению+
О круто! А Вы в курсе, что человечество практически поголовно было религиозным на протяжении всей истории, а атеисты в более-менее значительном количестве стали появляться только сравнительно недавно? :)
ПС простите за невнимательность, это, оказывается, не Ваши слова, а цитата.
да-да, я в курсе всего того, о чем вы говорите. данная реплика - именно реплика без особого контекста, что, возможно, отсекает некоторые смыслы или суживает их. и, возможно, слово "религия" стоило бы заменить словом "культ" (вы верно заметили, что это цитата, а я заметила в предисловии к ней, что имеются некоторые шероховатости авторского стиля). однако, чтобы не увязать в долгих дискуссиях о терминах, могу сказать, что имела в виду те же смыслы, которые есть у Александра Шмемана (прошу прощения у хозяина данного журнала и за длинную цитату, и за автора оной, т.к., он, знаю, не любитель о.Александра) "Однако, в глубочайшем смысле, христианство означает конец религии. В евангельском рассказе о встрече с Самарянкой у колодца Иакова, Христос не оставляет по этому поводу никаких сомнений. «Господи - говорит Ему женщина - вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме», Спаситель говорит ей: поверь, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу... Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Ин. 4, 19-21 : 23). Самарянка задала вопрос о культе, т.е. о религии, а Иисус, отвечая ей, коренным образом изменил сам вопрос. Нигде в Новом Завете христианство не явлено нам, как «культ» или «религия». Ибо религия нужна там, где существует непроходимая преграда между Богом и человеком. Но Богочеловек Иисус Христос разрушил эту стену, ибо возвратил и даровал нам не новую «религию', а новую жизнь. В ранний христианский период эта свобода Церкви от «религии» в обычном смысле этого слова, давала язычникам повод обвинять христиан в атеизме. Ибо не занимала их ни священная география, т.е. места, где бывал Христос во дни земного Своего служения, ни храмы, ни культы. Они не пускались в паломничества. У «старых» религий были тысячи храмов, тысячи «святых мест», но для христиан все это было в прошлом. Они не нуждались в «рукотворных» храмах: сама Церковь, Тело Христово, собранный народ Божий - были в сознании верующих подлинным храмом. «Разрушите храм сей, - сказал Христос об Иерусалимском храме, - и Я в три дня воздвигну его» - но говорил Он это о храме Тела своего (Ин. 2, 19, 21). Сама Церковь была новым, небесным Иерусалимом - и вера в то, что Христос невидимо приходит и присутствует среди любящих Его была для них достаточной. «Историчность» Христа, конечно, была бесспорным основанием христианской веры, но для верующих важнее «исторической» памяти о Христе был опыт Его пребывания среди них. Таким образом, в Нем был явлен конец религии, потому что он сам был ответом на всякую религию и исполнением ее, утолением всей человеческой жажды Бога, потому что в Нем жизнь, утраченная человеком, была возвращена ему".
Понятно. Я, впрочем, тоже не большой любитель о. Александра :)
Мне кажется, эта неприязнь к святым местам и пр. никак не гарантирует отсутствия религиозного фанатизма и сектантства. В протестантизме, вроде бы свободном от всего этого, не меньше сектантства, и в том числе духовного насилия, о чем знаю не понаслышке.
та неее, что-то мы на одну волну с вами не выходим никак. неприязнь к святым местам (коей не испытываю, хотя сама по ним и не хожу. хотя знаю массу и православных, и католиков, которые по ним ходят. святыни лобызают и проч. и проч.) и другие внешние фишки благочестия тут не при чем. я же говорю о том, что "...Таким образом, в Нем был явлен конец религии, потому что он сам был ответом на всякую религию и исполнением ее, утолением всей человеческой жажды Бога, потому что в Нем жизнь, утраченная человеком, была возвращена ему". не знаю, как еще пояснить мысль. могу, конечно, приводить примеры из реальной жизни рпц-людей, зацикленных на религии\культе\обряде\святоотеческих писаниях\аскетических упражнениях\отсечение воли и прочее членовредительство, годами стоящие в церкви и остающиеся вечными неофитами-невротиками, о которых идет речь в посте у Татьяны, да только, полагаю, вы все это и без меня знаете.
Ну приведите, может, мне понятнее будет :) я сам неофит, хотя, надеюсь, и не невротик :) пока в православии мало таких примеров видел, вне православия - да, хотя там аналогичное явление и имеет, наверное, иные особенности.
А лучше, объясните, что Вы понимаете под отсутствием религии. По-моему, человек практически всегда - homo religiosus, если не брать коммунистов, постмодернистов и пр. В чем Ваша положительная альтернатива религии?
"надеюсь, и не невротик" - надеюсь искренне и от всей души, что таковым и не станете. примеров невротического мракобесия из приходского "православия" еще сами насмотритесь. не стану работать спойлером и портить вам удовольствие. ) что же касается одной из серьезных проблем РПЦ - это удручающее состояние богослужения (еще раз: ведя подобные разговоры всегда подчеркиваю - рпц-люди, рпц-проблемы. т.к. в иных поместных пц есть свои проблемы. о них я знаю лишь читая какие-то отклики людей, но не имея собственного опыта, не возьмусь о них и говорить. о Греции могу чуть сказать, т.к имею некоторый опыт хождения в пц в Греции. наблюдая приходскую жизнь, - понимаю, что вскользь, - о греческих фишках кое-что писала у себя. самое явное, что бросается в глаза - это надуманное совершенно нежелание людей идти к Причастию. ну там хотя бы не гоняют людей желающих причащаться, меня, во всяком случае, не отпихнули ни разу. когда-то до перехода в КЦ греческая церковь казалась мне свободой-свободой, теперь иначе, но это другая тема. в условиях же рпц-реальности наряду с проблемами богослужения одна из огромнейших проблем - это полоса препятствий, бег с барьерами на пути к Причастию, и святые турникеты и шлагбаумы в виде оццов-молодцов гонящих людей от Чаши. и, конечно, назревшая, как больной нарыв, необходимость реформы богослужения. почитайте отца Филиппа Парфенова, отца Петра Мещеринова и священников из их круга (всех этих людей легко найти в фб), в жж посмотрите посты golovschik и попробуйте услышать то, что говорят они. да и любой честный, по-настоящему честный и разумный священник, а не требоисполнитель, не запретитель и охранитель, при условии, что у него у самого голова не заморочена, но священник реально думающий о людях, скажет вам (если захочет, конечно) примерно то же самое, что и о.Ф и о.П. попробуйте для начала захотеть по-настоящему разобраться в Литургии. затем сравните то, что вы узнаете, с тем, что вы имеете в приходской практике, захотите быть не стадом, но тем самым царственным священством, о котором говорит апостол, а после уткнитесь носом в непроницаемые стены алтаря, в задернутые на Евхаристическом каноне занавески, захотите слышать т.н. тайные молитвы Евхаристического канона и полноценно участвовать в них, и вы увидите удручающее несоответствие. вот вам ссылок накидаю. думайте, смотрите сами. что же касается вопроса "альтернатива религии" - да нет же, я не веду речь об альтернативах, я лишь говорю о том, что сам Иисус Христос, который есть Путь, Истина и Жизнь стал концом религии в понимании данного слова как "культ", связующий человека и Бога, и со жрецами, имеющими особый доступ к Богу, а всех остальных не пущающих, и бремена неудобоносимые налагающих. ну, короче, все это есть в том отрывке из Дневников А.Шмемана, который я уж раза два наверное в нашем разговоре цитировала. попробуйте вчитаться и поразмышлять над ним. мне все равно лучше не сказать. ссылки (за многословие еще раз сорри хозяину жж). думайте, ищите, слушайте себя прежде всего. и еще, последнее: мое глубочайшее убеждение, что на писаниях святых отцов во всех церковных лавках надо бы ставить пометку 3 (а лучше 5)+ - сие означает, что в неофитские руки никакую монашескую писанину людям младше трех-пятилетнего церковного возраста вообще выдавать не стоит. 1. https://www.facebook.com/byzpsalt/posts/1616447888643193 2. https://www.facebook.com/byzpsalt/posts/1748040518817262 3. https://www.facebook.com/byzpsalt/posts/1746508732303774 4. https://www.facebook.com/byzpsalt/posts/1735141563440491 а, да, и, конечно, прекрасный пост Татьяны, с которого начал беседу хозяин данного жж, и этот же пост Татьяны у нее в фб и интересные комментарии к нему https://www.facebook.com/tanusha.zaitseva/posts/1158417067552510?pnref=story
Спасибо за подробный ответ. Со временем постараюсь прочесть и по ссылкам; особенно про Грецию будет интересно почитать.
+почитайте отца Филиппа Парфенова, отца Петра Мещеринова и священников из их круга +
Читал о. Филиппа, на богословские темы; не впечатлен, это если мягко сказать. Лучшее определение - "догматический индифферентизм", типа главное любовь, а догматы - не нужны. Вообще с "этим кругом" немножко знаком в лице прихода свв. Косьмы и Дамиана (хотя там не все священники либеральны); с одной стороны, для новоначальных хорошее место, но некоторый экуменистский уклон напрягает.
Вообще, ссылка на этот круг помогает примерно понять, о чем пишете Вы. Но, с другой стороны, я не люблю "раскладывать" людей по ящичкам и общаться с ними как с представителями некой позиции. Поэтому я постараюсь при реакции на Ваши сообщения отвечать все же именно Вам, а не о. Филиппу et al. :)
+полоса препятствий, бег с барьерами на пути к Причастию, и святые турникеты и шлагбаумы в виде оццов-молодцов гонящих людей от Чаши+
Читал про такое, но в Москве не наблюдал от слова "вообще". Причем вне зависимости от степени либеральности прихода; очередь к Чаше огромная везде, и причастие еженедельное или раз в две недели - норма.
В Казахстане, где жил некоторое время, тоже такого не видел; хотя частое причащение и не норма, но все же многие причащаются часто, и препятствий к этому от батюшек не видел.
+ну, короче, все это есть в том отрывке из Дневников А.Шмемана, который я уж раза два наверное в нашем разговоре цитировала. попробуйте вчитаться и поразмышлять над ним. мне все равно лучше не сказать. +
Понимаете, эти слова - красивые фразы, а мне надо понять, что за ними стоит на практике. "От великой любви только морды в крови", как говорилось в одной песне, которую я слушал в молодости. Мировая революция тоже красиво на словах выглядела.
+да и любой честный, по-настоящему честный и разумный священник, а не требоисполнитель, не запретитель и охранитель, при условии, что у него у самого голова не заморочена, но священник реально думающий о людях, скажет вам (если захочет, конечно) примерно то же самое, что и о.Ф и о.П.+
Вот мы с Вами говорим о психологических манипуляциях (и о них же тоже?!) И меня удивляет, что Вы выдаете пассаж, являющийся классическим примером такой манипуляции. Уверен, что не специально, конечно.
Этот пассаж можно перефразировать - сохраняя смысл - примерно так: "если кто-то не говорит примерно то же самое, что и о. Ф. и о.П., он заведомо не честный или не разумный. Он либо требоисполнитель, запретитель и охранитель, либо у него голова заморочена. Либо он не хочет Вам говорить правды."
Это классика - "Если кто-то с этим несогласен - он дурак, лжец или негодяй."
один особенно точен (не взирая на шероховатости стиля): религия - вообще штука депрессивная, изначально и по определению...А из всех религий, выросших на духовной почве христианства, именно православие наиболее, так сказать, религиозна, тут религиозность выражена как нигде больше, если говорить о христианстве, и притом зачастую в самом примитивном и грубом виде, потому, как в русском православии, как во всякой массовой религии, полно язычества. А языческая религиозность для современного человека - штука духовно, да и психически, весьма разрушительная. То же последовательное обрядоверие, к примеру, духовно убивает не очень быстро, но верно и мучительно. Депрессия - еще не худший вариант".
а еще там же в комментах в фб есть печальнейший рассказ женщины, которой подобная "церковность" сломала жизнь.
своими глазами тоже вижу-наблюдаю одного такого же несчастного человека. вот прям он-лайн, можно сказать, наблюдаю (это я не вас имею в виду, если что :) )
Reply
1. православие мне помогло и помогает.
2. православие сгубило мне жизнь (или по крайней мере несколько лет или месяцев).
3. я не православный и им не был.
Предположу, что вариант 1 наберёт существенно больше голосов чем вариант 2.
Reply
что же касается формулы: "православие мне помогло и помогает" - то ни православие, ни католичество, ни протестантизм сами по себе помочь не могут. помочь человеку может живой Бог в Иисусе Христе, если у человека есть с ним личные отношения. отношения любви, дружбы, доверия.
и вот тут большой вопрос помогает ли РПЦ МП (потому что никакого абстрактного православия вообще не существует) в том виде, в котором она имеется сейчас, этой встрече, или, напротив, уродует и калечит приходящих в нее людей, - да, вот это очень большой вопрос.
1. по поводу национальных разновидностей православия https://www.facebook.com/byzpsalt/posts/1761602070794440
2. по поводу изломанных и искалеченных людей от РПЦ
https://www.facebook.com/byzpsalt/posts/1772241106397203?pnref=story
Reply
предположу, что больше всего голосов наберет вариант типа комментариев, которые попадаются все чаще и чаще: "когда же наша страна очистится, наконец, от попов и коммунистов".
+++
Этот вариант присутствует как подмножество в вариантах 2 и 3.
+++
сами по себе помочь не могут. помочь человеку может живой Бог в Иисусе Христе
+++
Это так. И ключевое здесь "сами по себе" - тут присутствует указание на то что они всё-таки играют роль.
+++
и вот тут большой вопрос помогает ли РПЦ МП
+++
Да, как раз про это предлагаемый гипотетический опрос-голосование.
+++
1. по поводу национальных разновидностей православия https://www.facebook.com/byzpsalt/posts/1761602070794440
2. по поводу изломанных и искалеченных людей от РПЦ
https://www.facebook.com/byzpsalt/posts/1772241106397203?pnref=story
+++
Времени катастрофически не хватает - не уверен что смогу прочитать в ближайшее время.
Reply
https://www.facebook.com/kassia.senina/posts/1223300421063992
еще раз: года два уж как в прямом эфире своими глазами полным слез наблюдаю человека так и не выздоровевшего от религии. это реально разрушенная и разоренная жизнь самого человека и его близких. и это не патерики с материками, это живая жизнь и кровавая драма.
Reply
Мне кажется, Вы путаете религию с культами/сектантством. Которые, конечно, могут существовать и в рамках религии, в том числе православия. Но могут существовать и вне ее, сетевой маркетинг тому пример.
От чего, естественно, людям, страдающим от этого, и их близким, не легче.
Reply
думаю, в основном ответила и на это ваше замечание в нижележащем комментарии по поводу культа и того, что я назвала выздоровлением от религии.
Reply
Reply
Хассена не знала. спасибо. скачала книгу. посмотрю.
Reply
О круто! А Вы в курсе, что человечество практически поголовно было религиозным на протяжении всей истории, а атеисты в более-менее значительном количестве стали появляться только сравнительно недавно? :)
ПС простите за невнимательность, это, оказывается, не Ваши слова, а цитата.
Reply
данная реплика - именно реплика без особого контекста, что, возможно, отсекает некоторые смыслы или суживает их. и, возможно, слово "религия" стоило бы заменить словом "культ" (вы верно заметили, что это цитата, а я заметила в предисловии к ней, что имеются некоторые шероховатости авторского стиля). однако, чтобы не увязать в долгих дискуссиях о терминах, могу сказать, что имела в виду те же смыслы, которые есть у Александра Шмемана (прошу прощения у хозяина данного журнала и за длинную цитату, и за автора оной, т.к., он, знаю, не любитель о.Александра)
"Однако, в глубочайшем смысле, христианство означает конец религии. В евангельском рассказе о встрече с Самарянкой у колодца Иакова, Христос не оставляет по этому поводу никаких сомнений. «Господи - говорит Ему женщина - вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме», Спаситель говорит ей: поверь, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу... Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Ин. 4, 19-21 : 23). Самарянка задала вопрос о культе, т.е. о религии, а Иисус, отвечая ей, коренным образом изменил сам вопрос. Нигде в Новом Завете христианство не явлено нам, как «культ» или «религия». Ибо религия нужна там, где существует непроходимая преграда между Богом и человеком. Но Богочеловек Иисус Христос разрушил эту стену, ибо возвратил и даровал нам не новую «религию', а новую жизнь.
В ранний христианский период эта свобода Церкви от «религии» в обычном смысле этого слова, давала язычникам повод обвинять христиан в атеизме. Ибо не занимала их ни священная география, т.е. места, где бывал Христос во дни земного Своего служения, ни храмы, ни культы. Они не пускались в паломничества. У «старых» религий были тысячи храмов, тысячи «святых мест», но для христиан все это было в прошлом. Они не нуждались в «рукотворных» храмах: сама Церковь, Тело Христово, собранный народ Божий - были в сознании верующих подлинным храмом. «Разрушите храм сей, - сказал Христос об Иерусалимском храме, - и Я в три дня воздвигну его» - но говорил Он это о храме Тела своего (Ин. 2, 19, 21). Сама Церковь была новым, небесным Иерусалимом - и вера в то, что Христос невидимо приходит и присутствует среди любящих Его была для них достаточной. «Историчность» Христа, конечно, была бесспорным основанием христианской веры, но для верующих важнее «исторической» памяти о Христе был опыт Его пребывания среди них. Таким образом, в Нем был явлен конец религии, потому что он сам был ответом на всякую религию и исполнением ее, утолением всей человеческой жажды Бога, потому что в Нем жизнь, утраченная человеком, была возвращена ему".
Reply
Мне кажется, эта неприязнь к святым местам и пр. никак не гарантирует отсутствия религиозного фанатизма и сектантства. В протестантизме, вроде бы свободном от всего этого, не меньше сектантства, и в том числе духовного насилия, о чем знаю не понаслышке.
Reply
я же говорю о том, что "...Таким образом, в Нем был явлен конец религии, потому что он сам был ответом на всякую религию и исполнением ее, утолением всей человеческой жажды Бога, потому что в Нем жизнь, утраченная человеком, была возвращена ему".
не знаю, как еще пояснить мысль. могу, конечно, приводить примеры из реальной жизни рпц-людей, зацикленных на религии\культе\обряде\святоотеческих писаниях\аскетических упражнениях\отсечение воли и прочее членовредительство, годами стоящие в церкви и остающиеся вечными неофитами-невротиками, о которых идет речь в посте у Татьяны, да только, полагаю, вы все это и без меня знаете.
Reply
А лучше, объясните, что Вы понимаете под отсутствием религии. По-моему, человек практически всегда - homo religiosus, если не брать коммунистов, постмодернистов и пр. В чем Ваша положительная альтернатива религии?
Reply
что же касается одной из серьезных проблем РПЦ - это удручающее состояние богослужения (еще раз: ведя подобные разговоры всегда подчеркиваю - рпц-люди, рпц-проблемы. т.к. в иных поместных пц есть свои проблемы. о них я знаю лишь читая какие-то отклики людей, но не имея собственного опыта, не возьмусь о них и говорить. о Греции могу чуть сказать, т.к имею некоторый опыт хождения в пц в Греции. наблюдая приходскую жизнь, - понимаю, что вскользь, - о греческих фишках кое-что писала у себя. самое явное, что бросается в глаза - это надуманное совершенно нежелание людей идти к Причастию. ну там хотя бы не гоняют людей желающих причащаться, меня, во всяком случае, не отпихнули ни разу. когда-то до перехода в КЦ греческая церковь казалась мне свободой-свободой, теперь иначе, но это другая тема. в условиях же рпц-реальности наряду с проблемами богослужения одна из огромнейших проблем - это полоса препятствий, бег с барьерами на пути к Причастию, и святые турникеты и шлагбаумы в виде оццов-молодцов гонящих людей от Чаши. и, конечно, назревшая, как больной нарыв, необходимость реформы богослужения. почитайте отца Филиппа Парфенова, отца Петра Мещеринова и священников из их круга (всех этих людей легко найти в фб), в жж посмотрите посты golovschik и попробуйте услышать то, что говорят они. да и любой честный, по-настоящему честный и разумный священник, а не требоисполнитель, не запретитель и охранитель, при условии, что у него у самого голова не заморочена, но священник реально думающий о людях, скажет вам (если захочет, конечно) примерно то же самое, что и о.Ф и о.П.
попробуйте для начала захотеть по-настоящему разобраться в Литургии. затем сравните то, что вы узнаете, с тем, что вы имеете в приходской практике, захотите быть не стадом, но тем самым царственным священством, о котором говорит апостол, а после уткнитесь носом в непроницаемые стены алтаря, в задернутые на Евхаристическом каноне занавески, захотите слышать т.н. тайные молитвы Евхаристического канона и полноценно участвовать в них, и вы увидите удручающее несоответствие.
вот вам ссылок накидаю. думайте, смотрите сами.
что же касается вопроса "альтернатива религии" - да нет же, я не веду речь об альтернативах, я лишь говорю о том, что сам Иисус Христос, который есть Путь, Истина и Жизнь стал концом религии в понимании данного слова как "культ", связующий человека и Бога, и со жрецами, имеющими особый доступ к Богу, а всех остальных не пущающих, и бремена неудобоносимые налагающих. ну, короче, все это есть в том отрывке из Дневников А.Шмемана, который я уж раза два наверное в нашем разговоре цитировала. попробуйте вчитаться и поразмышлять над ним. мне все равно лучше не сказать.
ссылки (за многословие еще раз сорри хозяину жж). думайте, ищите, слушайте себя прежде всего. и еще, последнее: мое глубочайшее убеждение, что на писаниях святых отцов во всех церковных лавках надо бы ставить пометку 3 (а лучше 5)+ - сие означает, что в неофитские руки никакую монашескую писанину людям младше трех-пятилетнего церковного возраста вообще выдавать не стоит.
1. https://www.facebook.com/byzpsalt/posts/1616447888643193
2. https://www.facebook.com/byzpsalt/posts/1748040518817262
3. https://www.facebook.com/byzpsalt/posts/1746508732303774
4. https://www.facebook.com/byzpsalt/posts/1735141563440491
а, да, и, конечно, прекрасный пост Татьяны, с которого начал беседу хозяин данного жж, и этот же пост Татьяны у нее в фб и интересные комментарии к нему
https://www.facebook.com/tanusha.zaitseva/posts/1158417067552510?pnref=story
Reply
+почитайте отца Филиппа Парфенова, отца Петра Мещеринова и священников из их круга +
Читал о. Филиппа, на богословские темы; не впечатлен, это если мягко сказать. Лучшее определение - "догматический индифферентизм", типа главное любовь, а догматы - не нужны. Вообще с "этим кругом" немножко знаком в лице прихода свв. Косьмы и Дамиана (хотя там не все священники либеральны); с одной стороны, для новоначальных хорошее место, но некоторый экуменистский уклон напрягает.
Вообще, ссылка на этот круг помогает примерно понять, о чем пишете Вы. Но, с другой стороны, я не люблю "раскладывать" людей по ящичкам и общаться с ними как с представителями некой позиции. Поэтому я постараюсь при реакции на Ваши сообщения отвечать все же именно Вам, а не о. Филиппу et al. :)
+полоса препятствий, бег с барьерами на пути к Причастию, и святые турникеты и шлагбаумы в виде оццов-молодцов гонящих людей от Чаши+
Читал про такое, но в Москве не наблюдал от слова "вообще". Причем вне зависимости от степени либеральности прихода; очередь к Чаше огромная везде, и причастие еженедельное или раз в две недели - норма.
В Казахстане, где жил некоторое время, тоже такого не видел; хотя частое причащение и не норма, но все же многие причащаются часто, и препятствий к этому от батюшек не видел.
+ну, короче, все это есть в том отрывке из Дневников А.Шмемана, который я уж раза два наверное в нашем разговоре цитировала. попробуйте вчитаться и поразмышлять над ним. мне все равно лучше не сказать. +
Понимаете, эти слова - красивые фразы, а мне надо понять, что за ними стоит на практике. "От великой любви только морды в крови", как говорилось в одной песне, которую я слушал в молодости. Мировая революция тоже красиво на словах выглядела.
+да и любой честный, по-настоящему честный и разумный священник, а не требоисполнитель, не запретитель и охранитель, при условии, что у него у самого голова не заморочена, но священник реально думающий о людях, скажет вам (если захочет, конечно) примерно то же самое, что и о.Ф и о.П.+
Вот мы с Вами говорим о психологических манипуляциях (и о них же тоже?!) И меня удивляет, что Вы выдаете пассаж, являющийся классическим примером такой манипуляции. Уверен, что не специально, конечно.
Этот пассаж можно перефразировать - сохраняя смысл - примерно так: "если кто-то не говорит примерно то же самое, что и о. Ф. и о.П., он заведомо не честный или не разумный. Он либо требоисполнитель, запретитель и охранитель, либо у него голова заморочена. Либо он не хочет Вам говорить правды."
Это классика - "Если кто-то с этим несогласен - он дурак, лжец или негодяй."
Reply
Leave a comment