В продолжение темы :
""на всё воля божья" 2". Аудиорасшифровка лекции (сам он это называет «беседой») Корепанова К.В. «Книга Иова. Часть V». Разбиение на параграфы и их «названия» - это я сам, для удобства восприятия. Моё отношение к мыслям в этом тексте - исключительное приятие их и положение их в фундамент моего понимания Православия, Бога,
(
Read more... )
Тоже интересен факт, что первые 2 главы и последняя глава Иова представляют собой прозу, а весь "бунт" Иова против наивной древней мудрости это поэтические главы. Что подводит исследователей к мысли, что последний автор книги использовал более древнюю литературную форму, вставив в неё огромный поэтический фрагмент, взрывающий старый сюжет, где мораль был проста и сводилась к немедленному и зримому воздаянию за добро и зло. Если взять первые главы и последнюю, то получится образцовый рассказ из традиции древней восточной мудрости. Но между этими рамками оказалась бомба огромной взрывной силы.
Что касается характера сатаны, то в общем, "ха-шатан" довольно поздний библейский персонаж. Конечно, в христианской традиции его идентифицируют со змеем из третьей главы Бытия, но сходство только в том, что оба так или иначе вредят людям. Ха-шатан описан здесь как "один из сынов Божих", то есть ангелов, а не как змея, и действует он не против воли Бога, а скорее как его слуга. Вообще, формирование в библейской литературе образа дьявола это отдельная тема, для нашего случая достаточно отметить, что на период создания книги Иова, по видимому, ещё не сформировался образ сатаны как противника именно Бога, а не только человека.
Если анализировать речи Елиуя, то действительно, надо сказать, что он говорит очень похожие вещи на те, что потом говорит Бог в предпоследней главе. Но Иов с ним не соглашается. Значит, грандиозная картина мироздания не убеждает страдающую жертву. И это вполне понятно, потому что перед лицом крушения микрокосма и макрокосм, как бы сложен он не был, тоже начинает терять смысл, если только не опирается на что-то, что спасает вместе и микрокосм и макрокосм. Оправдание страдания живой личности космической гармонией не работает, потому что личность содержит в себе нечто несводимое к безличностной природе. Оправдание и утешение возможно только в том случае, если человек получает некоторый опыт трансцендентного, что выходит за пределы космоса, или хотя бы указывает на то, что запредельно космосу. В нашем случае этим утешением стал личный опыт встречи Иова с Богом.
Reply
Если задаться вопросом "с какой целью Бог допустил страдания Иова?" - то правильно ли я понял из вашего комментария что ответа на этот вопрос нет, это осталось тайной? И ответ предложенный Корепановым - не кажется Вам правдоподобным?
Reply
Reply
Хорошо. А своя версия-объяснение произошедшего у Вас есть?
Reply
Если кратко, то с Иовом произошло то, что происходит с любым человеком. Человек стоит перед лицом потерь, болезней, нелепых трагедий, смысла которых не может понять. Нельзя сказать матери "у тебя умер сын, чтобы ты не возгордилась". Но можно надеяться на то, что Бог сильнее смерти и что Он оправдает всё пережитое, когда придёт время.
Reply
Вот это удивительно. Зачем это? По мне так из текста Корепанова очевидно, что его объяснение для Иова через гордость - это конкретное объяснение для ситуации именно Иова, и ни в коем случае не универсальное.
Reply
Reply
Reply
Reply
Ну то есть, в сухом остатке, Вы как бы говорите: своей версии (смысла) произошедшего с Иовом у меня нет - правильно я Вас понял? Такая позиция - спокойная, и от риска ошибиться избавляет, как бы безопасная. Но мне нравится, что Корепанов имеет дерзновение, пытается искать-предлагать ответы на такие сложные, опасные вопросы.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Ещё вот что подумалось. Не всем полезно говорить истинную причину произошедшего с ними. Например даже просто потому что не поймут, не смогут вместить, поймут не правильно. Бог, как любящий Отец, вполне может оставлять нас в неведении относительно каких-то вещей, и в полезном для нас, по нашей немощи, несоответствующем истине представлении о происходящем.
Reply
Leave a comment