Ну, не стоит, видимо, понимать "ниспослано" буквально. А то получится, что все люди -- только безвольные существа, движимые волей Божией для нашего руководства.
"Ну, не стоит, видимо, понимать "ниспослано" буквально" - а как тут надо понимать? я не вижу здесь поля для манёвра интерпретации.
"безвольные существа" - нет конечно. Люди действуют по своим хотениям. Из текста молитвы понятно, что достаточно рассматривать не все поступки людей, а лишь часть их: которые меня существенно коснулись. Бог легко мог бы устроить так чтобы какие-то из этих поступков не удались например человеку, если б Он не захотел чтоб я этим поступком столкнулся. На мне ведь свет клином не сошёлся - человек мог своё хотение реализовать и на ком-нибудь другом. Ну то есть я хоче сказать что Бог представляется мне достаточно всемогущим, чтобы по Своему плану подкорректировать сетку событий в нужную Ему сторону. Так чтобы при этом не лишать людей свободы воли, не превращая их в "безвольных существ".
Я просто в таких случаях боюсь, что, если все события приписывать сверхъестественному вмешательству Бога, то чудес, отличных от естественного процесса, не будет, потому что все будет чудом :) Поэтому чаще всего стоит понимать как "попущено".
Дамаскина я тут намедни полистал и понял что не осилю, даже начинать не стОит, очень заморочно.
"Разве может быть воля Божья на зло?" - предлагаю тезис "на всё воля божья" рассмотреть в контексте, предложенном оптинскими старцами, то есть съуженном контексте, для простоты. Вам кажется что в молитве говорится (два выделенных мной места) глупость?
А смысл? Какой смысл доискиваться того, что они имеют в виду? Какие-то события их монастырской жизни? Например, он решил день посвятить молитве, а его игумен назначил паломников исповедовать. Чтоб не роптали на обстоятельства от них не зависящие. Мало ли что...
Но если его брат в соседней келье удавился, то говорить, что на все (и это тоже) воля Божья - это хула на Бога.
На счёт "удавился". Разумеется, Бог попустил это. Если б воля Бога была чтобы этого не произошло, то верёвка бы порвалась например. Но Бог попустил этому случиться. "Попустил" - это такая форма воли Бога, такой способ воли.
Ну, это то же, что : бездействие это такая форма действия. Бог ограничил изначально Свои действия ради человеческой свободы. Такова Его воля. А на то, чтобы человек пал, Его воли нет. Неи Его воли на грех, совершаемый человеком данной ему свободой.
Смотрите, Бог сказал Адаму Свою волю: не ешь. Адам съел. Бог не препятствовал. Ваше заключение: такова Его воля. Он Сам Себе противоречит?
На все Воля БожияlivejournalOctober 27 2016, 12:51:38 UTC
Пользователь iov75 сослался на вашу запись в своей записи « На все Воля Божия» в контексте: [...] интересными его размышления, приведенные ниже. Оригинал взят у в "на всё воля божья" [...]
В ответ на "на-все-воля-Божья" всегда говорю: на грехи наши ее нет. Иначе зачем было бы в них каяться, и зачем Богу было бы предостерегать от беззаконий? Другое дело, что в мире падшем, во зле лежащем, Богу приходится использовать человеческие грехи и зло как некие инструменты в Своем промысле (при этом ответственность с носителей зла не снимается). Но если бы грехов не было, всё было бы гораздо легче и лучше в этом мире. В этих инструментах отпала бы всякая надобность. А так, люди каждый раз ломают, а Богу приходится это все время "чинить", "ремонтировать".
Comments 12
Reply
"безвольные существа" - нет конечно. Люди действуют по своим хотениям. Из текста молитвы понятно, что достаточно рассматривать не все поступки людей, а лишь часть их: которые меня существенно коснулись. Бог легко мог бы устроить так чтобы какие-то из этих поступков не удались например человеку, если б Он не захотел чтоб я этим поступком столкнулся. На мне ведь свет клином не сошёлся - человек мог своё хотение реализовать и на ком-нибудь другом. Ну то есть я хоче сказать что Бог представляется мне достаточно всемогущим, чтобы по Своему плану подкорректировать сетку событий в нужную Ему сторону. Так чтобы при этом не лишать людей свободы воли, не превращая их в "безвольных существ".
Reply
Поэтому чаще всего стоит понимать как "попущено".
Reply
Reply
Посмотрите у Дамаскина в ТИПВ, он там описывает, что Бог волит, что попускает...
Reply
"Разве может быть воля Божья на зло?" - предлагаю тезис "на всё воля божья" рассмотреть в контексте, предложенном оптинскими старцами, то есть съуженном контексте, для простоты. Вам кажется что в молитве говорится (два выделенных мной места) глупость?
Reply
Чтоб не роптали на обстоятельства от них не зависящие. Мало ли что...
Но если его брат в соседней келье удавился, то говорить, что на все (и это тоже) воля Божья - это хула на Бога.
Reply
Reply
Бог ограничил изначально Свои действия ради человеческой свободы. Такова Его воля.
А на то, чтобы человек пал, Его воли нет. Неи Его воли на грех, совершаемый человеком данной ему свободой.
Смотрите, Бог сказал Адаму Свою волю: не ешь. Адам съел. Бог не препятствовал. Ваше заключение: такова Его воля.
Он Сам Себе противоречит?
Reply
Reply
Другое дело, что в мире падшем, во зле лежащем, Богу приходится использовать человеческие грехи и зло как некие инструменты в Своем промысле (при этом ответственность с носителей зла не снимается). Но если бы грехов не было, всё было бы гораздо легче и лучше в этом мире. В этих инструментах отпала бы всякая надобность. А так, люди каждый раз ломают, а Богу приходится это все время "чинить", "ремонтировать".
Reply
Leave a comment