о бесполезности добрых дел

Jan 24, 2016 12:08

Послушал такое место в лекции Корепанова Константина Владиленовича, что подумав о нём внимательней - стало мне страшно. Сильно пошатнулись мои представления о новозаветном добре/зле. Точней, произошёл существенный крен: зло существенно переместилось на сторону добра. Ну не так чтоб стало добром, но перестало быть злом, то есть из зла стало нейтральным. Ещё можно так сказать: зло оправдали, сняли с него вину. Причём это не произносится вслух, а это я ощутил уже сам, вдумавшись в то что было произнесено вслух. Вот это место (из лекции "Читаем Добротолюбие. Макарий Великий. Исцеление души"):

Важно подчеркнуть, дела правды, как пишет Макарий Великий, не могут уврачевать и исцелить душу. Хотя и нужно делать добро, и человек делает добро, но сами по себе эти добрые дела душу не исцеляют. Почему так? Ну сделал человек добро - это замечательно, это хорошо, но душа-то от этого не изменяется. Она сделала добро в пределах собственного естества. Она любит делать добро и сделала то что ей нравится. Другая душа не любит и не делает. Человек... характер вот у него такой, естество у него такое... жалостливый он очень, или добрый он очень, и он творит добро. Он творил его и раньше и потом... иногда добро творится в силу привычки, иногда в силу ещё чего-нибудь. Но само по себе это добро исходит из сердца человека. Сердце какое было такое и осталось. Оно не изменяется от того что человек творит добро. Потому что само по себе сердце оно меняется только тогда когда меняется его отношение к Богу. Оттого что мы сделали добро ближнему... если мы просто делаем добро, никак не верим в Него, не ищем Его, не стремимся к Нему, то наши отношения с Богом не изменяются. Вот же что важно. Не меняется наше отношение с Богом. А если не меняется наше отношение с Богом, то не меняется и наше сердце. Ведь Адам был тоже праведный, и Ной был праведный, и Иов был праведный. Многочисленные пророки, и много людей, про которых мы заведомо знаем что они были праведны. И тем не менее это ничем им не помогло. Они оставались в пределах собственного естества. Они не изменились, и уходили во тьму, как и те люди, которые творили грехи. В чём собственно некий пафос речи Иова.

И человек, который только таким образом живёт, он в сущности просто остаётся со своим собственным грехом, с собственной нечистотой, которая у него есть. Он осознаёт если он честный человек: у него есть грех, у него есть некоторые прошлые грехи, некоторые нынешние слабости, кого-то он может не любит очень сильно. Но этот грех ведь не изменяется. Эта страсть остаётся с ним, при всём его добре. Он таким и остаётся. А если он так и не обретёт какой-то точки обращения к Богу, то он просто начинает уповать на свои дела. Господи, я сделал тото и тото - Ты дОлжен меня спасти. Ты непременно дОлжен, потому что я же добрый человек. Таким образом, человек неизбежно... если он не изменился внутренне, не изменил своих отношений с Богом, а просто делает добрые дела - он начинает на них надеяться, начинает к ним апеллировать. Он уже не на милось божью и не на благодать божью рассчитывает, а рассчитывает оправдаться своими делами. В сущности, даже в лучшем случае, он просто может стать фарисеем.

Это не значит что добрые дела плохи, это значит что они бессильны, это значит что сами по себе они не могут человека спасти. А что же может? Вот об этом, в том числе и в читаемом нами Слове пятьдесят четвёртом, авва Макарий говорит: единственное что может нас спасти это благодать Святаго Духа. Только Он, будучи нам дарованным, единственное врачество которое нас спасает. Единственное врачество, которое исцеляет человеческую душу.

По сути, так мне кажется, эту же мысль, то есть мысль о бесполезности, неспасительности добрых дел, очень ярко-выпукло человек выразил здесь: http://iamiskusitel.livejournal.com/31757.html - можно быть жестоким человек, творить зло, и при этом быть любимцем Бога, богоотцем, пророком - одно не исключает другого. Или ещё пример: первый кто попал в рай - разбойник. Его злые дела ничуть не помешали ему.

осмысление православного учения, Корепанов

Previous post Next post
Up