любите поношения, скорби, укоризны, озлобления, нестроения, нереализованные амбиции и мечты

Jan 02, 2016 21:38

Кусочек из лекции-проповеди Корепанова «Читаем Добротолюбие. Антоний Великий. Страсти и свобода человека»:

Обратим внимание на тщеславие. Здесь, быть может впервые в аскетической традиции, Антоний Великий говорит об особом значении тщеславия в духовном устроении человека. Потом мы ещё не раз с этим встретимся, и в сущности уже сейчас можно с уверенностью сказать, хотя бы на основании только слов Антония Великого, что действительно: корень практически всякой похоти есть тщеславие. И единственный способ, таким образом, исцелиться от той или иной страсти, болезни души, той или иной степени собственной испорченности, похотливости, вот этой быстроты воспламеняемости своей души, своего естества к тому или иному плотскому удовольствию, к тому или иному греху - корень всего этого есть тщеславие. Именно по этой причине, что особенно ярко сказано у Иоанна Лествичника, именно по этой причине человеку черезвычайно, в величайшей степени необходимы разного рода неприятности, которые его тщеславие подавляют. То есть именно тщеславие подавляют. Не просто болезнь, не просто некая трудность экономическая, скажем нехватка денег, а именно нехватка денег тогда, когда ты очень хотел показать себя. Когда ты очень хотел каким-то образом блеснуть, сверкнуть. Каким-то образом, скажем, оказать благодеяние другому человеку - а у тебя нет денег. Человек тоскует, переживает, я ж не для себя говорит прошу, я же для другого это хочу сделать, для другого человека. Но на самом-то деле он и не разумеет, что хочет он сделать по тщеславной мысли это. И то что у него нет на это ни способности, ни средств, ни сил - благо для него. И вот такие трудности, которые бьют именно по тщеславию… разного рода нереализованные амбиции, мечты, уязвленное самолюбие, обиды со стороны других, укоризны со стороны начальства, неудовольствия, какие-нибудь злословия, вобщем всё то что бьёт по тщеславию человека - вот это есть врачество от Бога.

И святые отцы, конечно… ну на то они и святые отцы -мы ещё с такими словами, я уверен, встретимся на страницах Добротолюбия… святые отцы умеют говорить об этом более ярко, ёмко, содержательно, не так многословно как я это сделал сейчас, но суть остаётся именно такая: человеку очень необходимо что-то болезненно бьющее по его тщеславию. Только так он может, претерпев это, исцелиться от волнующих его похотЕй. И именно поэтому часто люди недоумевают почему с ними происходит то или другое.. какие-то неприятности на работе, ссоры, мелкие дрязги… от которого они чувствуют именно то что, понимай они ясно своё положение, они и назвали бы «уязвленное самолюбие» . Но именно это «уязвленное самолюбие» есть лучшее средство для исцеления человеческой души. И по-другому… если человек согрешил после крещения, и был предан какой-то страсти - по-другому ему недуг своей души не уврачевать. Ни при каких обстоятельствах.

И поэтому часто приходится слышать, наблюдать людей, которые например искренно пытаясь, скажем, побороть сребролюбие, или блудную страсть, или пьянство, но не хотят ни в коем случае терпеть поношения, злословия, оскорбления от других… они искренно пытаются и поститься, и много молиться, и пытаются какие-то иные телесные и духовные подвиги нести… и их на какой-то взлёт, на какой-то порыв хватает, а потом вдруг совершенно случайное событие, неожиданное приключение, какой-нибудь облик, картинка, фотография, которая застаёт их в каком-то изнеможении, или в унынии, или в обиде, или тоске - она их сразу уязвлевает, сокрушает, низлагает, и они падают туда же откуда пытались выбраться. Каясь, они снова начинают то же самое, и не понимают что единственный способ исцелиться от той испорченности, того качества болезненности души, которое Антоний Великий называет «похотью» - единственный способ это терпеть поношения, скорби, укоризны, озлобления, всякие нестроения, которые сокрушают человеческое тщеславие. Это та атмосфера, в которой исцеляется человеческая душа.

Сколько мне позволяет видеть моей кругозор, идея выраженная здесь, такое отношение к житейским трудностям - нигде такого не встречал кроме святоотеческого православия. Ни в светской практической психологии-психотерапии, ни у христиан-протестантов. Единственно что близко, некоторые высказывания Ницше, навроде этих (не дословно): «всё что меня не убивает, делает меня сильней» и «любите войну больше чем мир, и любите короткий мир больше чем долгий». Тут недавно хотел помочь одному человеку, он жаловался на тяжёлую свою жизнь, и такое ему написал: «На всё воля Божья. Смириться надо. Бог посылает нам испытания для исправления нас, для очищения нас от страстей». А он мне в ответ: «Хоть убейте, но звучит как благоглупость». А человек этот православный и умный. Пытаюсь понять и до сих пор так и не могу понять почему он так ответил - ведь раз он православный и умный то вроде не должен был так ответить, а наоборот, было бы логично ответить что-нибудь навроде такого: «да, всё так, да только легко сказать трудно сделать».

Ницше, Корепанов

Previous post Next post
Up