две причины оправдываться на исповеди

Dec 24, 2015 05:42

Прослушал лекцию Корепанова "Читаем Добротолюбие. Антоний Великий. Грех и падение". Там есть про исповедь, а именно критика тех кто на исповеди оправдывается, высказывает смягчающие исповедуемый грех обстоятельства. Главная мысль такая: но ведь раз ты всё-таки исповедуешь этот грех, значит чувствуешь свою вину, значит вина-то есть. А что оправдываешься - так это ты замазать хочешь вину, обмануть Бога и себя самого. Возможно сегодня я напечатаю сюда этот кусочек из лекции, для полноты картины, но сейчас времени нет - поэтому пока только вот так кратко. Время сейчас есть только на то чтобы высказать свои два соображения, две правки к этой его мысли.

1. Мне представляется, что бывает ложное чувство вины. Бывает редко, гораздо чаще чувство вины отражает реальную вину, но всё-таки бывает. И тогда на исповеди оправдывание - это честность перед Богом. Чтобы по-неразумию не взять на себя греха, которого в реальности нет.

2. Вторая возможная "уважительная" причина оправдывания - не ввести в заблуждение священника. Ведь я исповедуюсь не только перед Богом, но и одновременно перед человеком, священником. Мне вовсе не хочется чтобы у него сложилось обо мне превратное представление, представление хуже чем я есть на самом деле. Поэтому мне может понадобиться высказать какие-то смягчающие обстоятельства к исповедуемому греху, для полноты-адекватности-истинности картины.

православная жизнь, Корепанов

Previous post Next post
Up