Три метода преодоления соблазнов этого мира

Dec 04, 2015 04:43

Отрывок из лекции Корепанова Константина Владиленовича "Читаем Добротолюбие. Макарий Великий. Плоды Святого Духа. Часть 2". Сам я сейчас практикую (или пытаюсь практиковать) первый из них. И кажется это и есть типичный православный путь, стандартный, путь исполнения заповедей Христовых. Через напряжение, через усилие. "Царствие Небесное силой берётся". Но тут говорится (или подразумевается) что это путь не правильный, тупиковый.

"Есть несколько духовных практик, есть несколько психотехник, которые могут привести к подобному же результату. Так что человек вдруг понимает что всё что его окружает - ложь, суета, плесень, мечта, что всё к чему стремится человек есть лживое, недостойное его стремление, что всё это суета, томление духа, никакого смысла, никакой правды, никакой красоты в этом нет. Но человек достигая этого состояния, он либо:
1. постоянно пребывает в борьбе со встречающимися соблазнами. То есть он видит некий соблазн этого мира, соблазн например богатства, и с усилием соблазн этот преодолевает. Но само усилие в преодолении некоего соблазна показывает, что для него это всё-таки соблазн. То есть он любит то что считает соблазном, просто научился преодолевать внутренние вот эти вожделения, убеждая себя в том что всё это не прочно, что всё это тлен, приводя на память картинки, сюжеты, истории. Но в глубине-то душе ему нравится то, что он воспринимает как соблазн.
2. Или по-другому бывает, когда люди, просто в силу определённой привычки или школы воспитания, вообще игнорируют эти соблазны как нечто несуществующее. Такое тоже можно достигнуть, и такое тоже бывает, и достаточно, особенно на Востоке, часто распространено.
3. Но в благодати всё совсем по-другому. В благодати соблазн просто перестаёт быть соблазном, во-первых. То есть ты не вожделеешь к нему, он тебе не интересен, как не интересно то что ненастоящее. Он не вызывает никакой приманки, никакого возмущения, смущения, стеснения. Он просто ничто, несуществующее, тлен, пыль. Это все равно что пытаться соблазнить кого-нибудь фантиком из-под конфеты, причём фантиком грязным, поднятым из урны. Кто же на это соблазнится, это же просто пыль и грязь. Но с другой стороны, человек в благодати, познавший прелесть, то есть обманчивость этого мира, он понимает что для других-то людей все эти ценности значимы, для них эти ценности реальны. Это для него, познавшего в благодати, эти ценности потеряли всякий вкус и смысл. А для людей не познавших благодати эти ценности реальны, эти ценности вожделенны, эти ценности настоящие. И поэтому он, хотя сам объятый благодатью и не вожделеет ни к чему, понимает почему люди стремятся к этому, почему они стремятся к тому, почему они хотят этого и достигают этого. Он понимает внутренние мотивы их деятельности, он понимает что они делают, и почему они так коверкают свою жизнь. И понимают не осуждая их, не гнушаясь и понимая, - потому что только благодать божья ему открыла суетность и мечту этих соблазнов. И молится, как Силуан Афонский, о том чтобы Бог дал Духом Святым всему миру познать благодать Свою. И только тогда когда все люди благодатью божьей познАют мечту, прелесть, суетность того что предлагает нам мир - только тогда они и перестанут стремиться к тому что на самом деле им вредно, к тому что их мучает, к тому что томит и разжигает в них страсти."

прп. Силуан Афонский, Корепанов

Previous post Next post
Up