Несколько лет назад по телевизору была социальная реклама против то ли, алкоголя, то ли наркотиков. Точно я ее не помню, общий смысл в том, что родители катили коляску с инвалидом, а за кадром говорили, мол - ай яй яй! Пили-кололись, вот результат.
Вы не представляете, с какой болью тогда отозвались на этот ролик мои знакомые, у которых особые дети. Мало кто задумывается, что, на самом-то деле чаще всего все совсем не так. Мамы пьют молоко и витамины, стараются не поднимать тяжестей и дышать свежим воздухом. А потом р-раз - и жизнь с размаху бьет по всем мечтам: "у вашего ребенка синдром дауна" или "тяжелые роды, малыш родился с ДЦП"...
А люди на улице косятся: "Пьют-курят в положении, а дети страдают".
Один человек мне рассказывал, как много лет, с детства, жил на одном этаже с пожилой парой, и уже взрослым совершенно случайно узнал, что у них есть ребенок-колясочник. Хотя какой ребенок? На тот момент зрелый совершеннолетний человек, всю жизнь проживший не выходя из квартиры. Почему? Потому что что стыдно быть родителями инвалида?
Скажите, а какова ваша реакция, когда вы встречаетесь на улице с человеком с ограниченными возможностями? К моему стыду, я отвожу глаза. Не потому, что мне неприятно смотреть, а неловко, вдруг подумают, что я разглядываю, пялюсь с любопытством. Я бы очень хотела легко и непринужденно общаться с такими людьми, но эта культура закладывается с детства, а у меня совсем не было опыта общения, не считая разовые встречи.
Я много думала над этим, как я сама хотела бы, чтобы на меня смотрели и общались со мной другие, если бы я сама была бы инвалидом? Наверное, как с обычным человеком, не замечая моих проблем. Ведь ВНУТРИ я осталась бы такой же, обычной Мариной, не смотря на внешние сложности.
Когда у Яны в группу привели дауненка, я была очень рада и полностью "за", с удовольствием разговаривала с его мамой, что - правильно! Молодцы! Нашим детям очень полезен такой опыт - опыт сострадания и заботы. Какого же было мое удивление, что на эту женщину мои слова произвели такое большое впечатление, что после она давала интервью в местную газету о жизни особого ребенка в обычном саду и рассказала там... про меня.
А какие уроки получали в нашем детстве мы? До сих пор стоит перед глазами мама, которая дергает свою дочку и с хихиканьем показывает пальцем на женщину-карлицу: "Ты смотри какая тетя маленькая!". Или другой случай, папа высказывается при ребенке: "Надо усыплять при рождении, а не плодить калек!". И как эти выросшие дети будут потом относиться к тем, кто физически не такие, как мы?
В нашей школе учился умственно-отсталый мальчик, он был внуком учителя, так сказать - под "присмотром". Дети класса 5-6 очень сильно унижали его, просили "потанцевать", а тот радовался и притоптывал, хлопая в ладоши. Мне было просто невыносимо стыдно это видеть, до сих пор в душе виню себя, что не вмешивалась, не останавливала, просто сидела и прятала взгляд...
Практика показывает, что родители, отвечая на детские вопросы, совершают примерно одни и те же ошибки. Более того, есть несколько стандартных неправильных ответов.
Неправильный ответ
Мама резко одергивает ребенка: «Не смотри на него!». В этом случае ребенок, скорее всего, испугается маминой реакции и сделает для себя вывод, что инвалиды - это те, кого следует избегать, чье общество является нежелательным и даже неприличным (ведь родители запрещают детям смотреть только на что-то плохое или стыдное).
Мама отвечает: «Он больной, таких людей трогать не надо». Очевидно, что мамой в этот момент движут благие намерения. Желание, чтобы ребенок ненароком не задел чувств человека с инвалидностью, не ранил его неосторожным словом. Но в перспективе такой ответ ни к чему хорошему не приведет. У ребенка может сформироваться мотив избегания инвалидов, нежелание общаться и взаимодействовать с ними, в том числе в тех ситуациях, когда инвалиду потребуется посильная помощь в общественном месте.
Мама говорит: «Пойдем скорее, тебе не стоит видеть это». Ребенок усвоит, что от инвалидов следует держаться подальше и испытывать к ним жалость, смешанную с отвращением, а это не соответствует ни культурному, ни гуманному отношению к людям с инвалидностью.
Мама говорит: «Его надо пожалеть, у него постоянно все болит». Подобный ответ на детский вопрос также абсолютно неконструктивен: он призывает к жалости, но не к уважению. Совершенно нежелательно, чтобы ребенок рос с представлениями об инвалидности как о чем-то ущербном и достойном жалости.
Работа над ошибками
Лучший ответ для ребенка - рассказать, что именно произошло с человеком с инвалидностью и почему он так двигается или так выглядит. И самим предлагать помощь слабому - в присутствии ребенка.
«Такое иногда случается, если попадаешь в аварию». Чтобы этот ответ не вызвал у ребенка нездорового страха перед транспортом, нужно рассказать ему, или в очередной раз напомнить, о правилах безопасности.
«Некоторые люди рождаются не такими как все, чтобы остальные учились доброте, терпимости, великодушию». Можно объяснить ребенку, что великодушие - это защита слабых, помощь нуждающимся, что именно так во все времена поступали настоящие герои. Прекрасно, если вы вместе с ребенком вспомните персонажей любимых мультфильмов и сказок, которые действовали именно так.
«Инвалиды - это люди, ограниченные в каких-то определенных возможностях, многие из них болеют, некоторые странно выглядят, но во всем остальном они такие же, как мы с тобой. Эти люди могут быть лишены возможности слышать или видеть, но они все понимают, думают, чувствуют, умеют дружить и любить». Лучше не говорить ребенку про инвалида, что он - «больной». Правильнее будет сказать, что этот человек не слышит, или не видит, или не может передвигаться без коляски. Если у человека трясется голова или странная походка, нужно объяснить, что это такая болезнь, и что во всем остальном это обычный человек, поэтому его не нужно бояться.
Сын или дочь, прежде всего, учатся на личном примере родителей. Поэтому если вы боитесь и избегаете инвалидов, едва ли стоит ждать от ребенка другого отношения.
Правила вежливого обращения с инвалидами
Нельзя разглядывать людей с физическими недостатками, даже если кажется, что им это незаметно. Не нужно проявлять преувеличенного сочувствия. Инвалидам не следует задавать вопросов личного свойства. Если человек захочет рассказать о своем здоровье, он заговорит об этом первым.
При общении с человеком с инвалидностью ориентируйтесь на его поведение. Если хотите помочь, сначала спросите, требуется ли ваша помощь.
Сопровождая слепого, сообщайте ему о любых препятствиях на его пути, а также о том, что нужно быть осторожным (чтоб не споткнуться о край тротуара например). Внутри помещений говорите слепому о любых препятствиях, находящихся на высоте его роста, чтобы он не ударился головой или не получил иную травму. Выходя из комнаты, обязательно скажите или попрощайтесь, чтобы человек понял, что вы уходите.
Во время разговора обращайтесь к собеседнику, а не к компаньону или иному сопровождающему лицу. Чтобы привлечь к себе внимание глухого или слабослышащего человека, который не сидит к вам лицом, не кричите, а слегка прикоснитесь к его руке или плечу. Говорите медленно и членораздельно. Будьте готовы повторить сказанное в более простой форме, чтобы было легче прочитать по губам. Не следует преувеличенно артикулировать и усиливать мимику. Если глухой собеседник плохо вас понял, уместно написать записку.
Чуткость по отношению к людям с инвалидностью начинается с речи. При упоминании о человеке в первую очередь обращайте внимание на его личность, а уже потом на физический или иной недостаток. Лучше вместо «инвалид» или «калека» говорить «человек с физическим недостатком», а вместо «паралитик» или «эпилептик» - «человек с эпилепсией». Можно характеризовать человека как «слепого» или «глухого», но не следует называть «увечным» или «дефективным».
источник