Один мой день в КРЫМНАШ

Jul 22, 2014 13:00

Отправила пост в ОМД, но сохраню и себе в блоге. Один из дней, которые я провела на полуострове и я с ностальгией делюсь им с вами.

Итак, это 6 июля, Крым. Встречайте!!!

1. Мой день начался в Феодосии, я проснулась в 5 утра в гостевом доме наших друзей. И у нас, и у них по 4 детей, так что мы прекрасно друг-друга понимаем. ))) Зовут наших друзей Петя и Ира, несколько лет назад они продали свое жилье в Питере, глава семьи оставил работу (директора швейного производства) и переехали в Крым, отстроив уютный гостевой дом недалеко от моря. За последний год это уже третья наша поездка к ним в гости. А как все начиналось? Обычное интернет-знакомство.

2. Почему так рано? А дети в том, что сегодня у старшего сына сдается ЕГЭ. Те крымчане, которые хотят учиться не ориентируясь на специальности, на которые можно попасть сдав обычные экзамены по "украинскому варианту", сдают ЕГЭ на общих условиях с остальными россиянами. Проблема в том, что принимаются они только в Севастополе, и дети со всего Крыма сейчас съезжаются туда - кто накануне, а кто вот так, стартуя утром. И мы тоже составили группу поддержки.

3. От Феодосии до Севастополя 230 км, дороги там не лучшие, ехали больше трех часов, устали.

4. Уф.... вот мы и на месте. Дима тут же сел повторять. Он закончил школу с золотой медалью и метит в бауманку на юриста. Очень умный парень, не сомневаюсь, что поступит, хотя никакого резерва для крымчан там нет. Предварительное ЕГЭ сдал великолепно.

5. Муж не может ехать не за рулем, намучился в дороге и лег полежать на газоне. А мы караулили, чтобы милиция не забрала =)

6. Ну вот, школьников начали запускать, а мы зажимаем кулачки на удачу и эти три часа погуляем по Севастополю.

7. Первым делом направляемся, конечно же покушать к памятнику погибшим кораблям. Там нас отлавливают шустрые бабушки, наперебой предлагающие экскурсии по бухтам Севастополя на любых корабликах и катерах - на выбор. Как можно упустить такую возможность? Всего 200 руб с человека, дети в подарок )))

8. Мы выбрали вот такой кораблик, практически из сказки. И называется так же романтично: "МЕЧТА".

9. Не знаю, что подумали про этих мужчин, воспроизводивших сцену из "Титаника", но это отцы семейств, у каждого по четверо детей, если чо )))

10. В Севастополь надо приехать хотя бы для того, чтобы в него влюбиться. В его гиганских морских жирафов.

11. В контраст дерева и металла, прошлого и настоящего.

12. В величие кораблей.

13. Первый раз в жизни увидела подводную лодку ))))

14. Наслаждалась каждым мгновением. Не даром меня назвали Мариной. :)

15. Город контрастов. Смотришь по один порт - там пиратский кораблик.

16. Смотришь по другой - старые памятники и современные здания. Завораживает...

17. И тут же белые красавцы.

18. Это - СЕВАСТОПОЛЬ, бухты.

19. А вот так чинят корабли - судно заплывает, вода откачивается и пожалуйста - ремонтируй.

20. Вот и закончена прогулка, больше получаса, нам хватило получить массу эмоций. Выходим на берег...

21. Сухопутный город не менее прекрасен. Своя атмосфера, совершенно особенная. Якоря и картины, пушки и моряки.

22. И везде дух времени.

23. Так и хочется что-то утащить на память ))))))

24. Севастополь надо ощутить всей кожей.

25. Его дух велик и прекрасен.

26. Его история бессмертна.

27. Каждый камень дышит историей.

28. О! Родной Воронеж и тут меня нашел ))))

29. А потом мы забрали нашего ученика и поехали смотреть пещерный город Экси Кэрмен. Скажу честно - было ОЧЕНЬ СТРАШНО. Леденели ладони, ноги немели, сердце стучало как сумасшедшее. Но это своего рода наркотик адреналина плюс получение ощущений, которых не испытаешь в самом сытом "все включено".

30. Вот мы подъехали к началу  осмотра. Задрала голову и стояла в состоянии "Ну нифига себе!". Мое личное мнение: пока не объеду весь Крым (а за три мои поездки катались через день и то не все еще увидели) - не поеду в Турцию, например. Заниматься обжираловкой и тюленингом, не видя нереально потрясающие места этого полуострова, выше моих сил, хочу жить, получая ощущения острее, чем "все включено".

31. А что я там увидела? Отвесные красивейшие скалы, уходящие в небо, и нам сейчас ТУДА надо будет подниматься. Отвесные скалы практически неприступны, а в верховьях расщелин, по которым можно было подняться в город, возвышались боевые стены. В систему обороны входили хорошо защищенные ворота и вылазные калитки, наземные башни и пещерные казематы.

32. У корчмы нарисована очень примерная схема осмотра городища, но более подробные стенды с описанием будут по всему маршруту. Эски́-Керме́н - уникальная древняя крепость. Сам пещерный город занимал площадь 8,5 га, имея в длину 1040 м и 170 м в ширину и около 400 пещерных сооружений, различных по форме, размерам, времени появления. Сейчас же сохранилась малая его часть, доступная осмотру туристов, но все равно мы потратили не менее трех часов на осмотр.  Пока добирались, я все вопила что хочу снять всю эту горную красоту на что мне говорили: "Марина, это самое начало, вот ДАЛЬШЕ будет еще ИНТЕРЕСНЕЕ!" - а я не верила. ))

33. Поднимаемся... С нами шла девочка 7 лет - нормально дошла, кстати, так что не бойтесь.

34. Почти поднялись. Видим стенд с описанием этой части крепости. Польский писатель и дипломат Мартин Броневский, побывавший здесь в 1578 г., писал про развалины, что они «так древни, что ни турки, ни татары, ни сами греки не знают названия их». И как нельзя лучше подходит этому городу имя Эски-Кермен - «старая крепость».

35. А теперь надо подняться по ступеням, вырубленным в скале, на самый верх плато.

36. Я не знаю, что это за вырубленные в полу "ванны" в пещерах, очень хотелось бы вернуться сюда со знающим экскурсоводом, потому что от этих мест у меня пока больше вопросов, чем ответов.

37. Я не трус, но я боюсь )))) Хотя не подозреваю, что через минуту от ужаса у меня просто будут подкашиваться ноги.

38. А вот и выход!!! Вверх, наружу. Всего 33 ступеньки.

39. Выходим на поверхность, плоскую, голую и дух ЗАХВАТЫВАЕТ................

40. Ах.................. как мне страшно. Я просто окаменела. Мне было очень жутко отойти от "безопасного" места.

41. Но какой ВИД...

42. Расщелина, доступная и для спуска, и для подъема, была одним из самых уязвимых мест крепости, чтобы защитить его, здесь соорудили дозорный комплекс.

43. Направляемся дальше... На этом фото я держу фрагменты фресок, которым 8-9 веков. Это мы в храме 13 века, вырубленном в скале. Вы решили, что я вандал?.. К сожалению, фрески уничтожены до меня, у кого-то поднялась рука на такое зверство, как отбить красоту, не меркнущую столетиями.

44. А эти частички я подобрала с пола пещеры. Держу их с замиранием сердца...  Теперь я вас приглашаю вас заглянуть в древний пещерный храм, увидеть остатки росписей, почувствовать, что и сейчас святость места никуда не ушла....

45. Направляемся в храм, он выдолблен в скале. На пути туда вижу нишу - возможно, ее использовали для сбора воды. с другой стороны, читаю потом в интернете - "У входа в храм «Успения», с наружной стороны вырублена в скале гробница, в которой были обнаружены два «потревоженных» человеческих скелета". Может это и есть она?

46. Посередине пещерного храма - купель. В других местах пишут, что это - погреб. Все это закрывалось деревянным настилом.

47. Справа - остатки алтаря...

48. Я даже не хочу ничего писать, просто смотрите и почувствуйте то, что ощутила я, стоя под этими древними святыми сводами, которые восемь веков назад с верой расписали крымские византийцы. «Столь точное направление алтаря в Крыму, - пишет О. И. Домбровский, - встречается редко, а его местоположение в углу храма является единственным в своём роде». Вот так точно ориентировали алтарь на восток.

50. Хочу добавить, что пещера не имеет купола, как в обычных храмах, и имеет маленький размер, что повлияло на иконографию, вынуждая художника замещать купольного Пантократора изображением Христа на троне из Деисуса. И этим пещера тоже уникальна.

53. Фрески осыпаются, люди растирают их ногами. Вот у стены ложбинка, тут я нашла несколько фрагментов. остальное все истлело в пыль.

54. А вообще это не отдельный храм, а целый комплекс - здесь находился небольшой монастырь, точнее сказать - скит. Рядом есть кельи. Гораздо лучше сохранился храм Трех Всадников. Там до сих пор идут службы, но мы, к сожалению, не застали. Храм, когда там нет священника, закрыт (от дураков).

55. Очень интересные места.

57. А ведь много веков назад тут ходили войны, охраняли крепость.

58. Внутри очень интересно, много разных ниш и выемок.

59. Например, таких.

60. Разные лежанки в стенах пещер и такие ручки.

61. Это место меня вообще покорило.

62. Потом прочла, что это амбар для зерна.

63. Гробницы..... пустые.

64. Уходим из города по дороге с каменной колеей. Как сказал мне один мой френд: "В Экси Кэрмен такое ощущение, что приложишь ухо к камню и услышишь стук скифских колесниц..." - и он полностью передал дух этого места.

65. У подножья интересная ферма с корчмой, мы усталые и голодные.

66. Не поверите - потратили рублей 800 на 7 человек - объелись.

67. Там же и небольшая ферма. Поросята с петухами на улице гуляют, на радость детям, а свиньи, страусы и тд - в вольерах.

68. Тут хорошо, но пора в дорогу.....

69. Ну вот мы и дома. Глубокая ночь. Быстро смотрю почту и - спааааааааать...........