Без лабутенов, но с ремнем

May 02, 2016 20:00

Не так давно я писала про то, как ездила в Амстердам и волновалась перед посещением музея Ван Гога. Обещала рассказать, какие эмоции я испытала, все же попав туда, понравилось ли... или чувства были смутные. Вот, собралась в кучу - теперь слушайте.

Итак, что я вынесла из музея? Платок и ремень. )))



Кстати, я не шучу, это так и есть. :) Но пост будет явно не об этом.

Первое. Не совершайте ошибку, которую сделала я (правда, тут не совсем виновата, тк не была в курсе перед самой поездкой, что мы в принципе окажемся в этом музее, а изучать этот вопрос уже в путешествии, когда тебя буквально захлестывает потоком впечатлений - ну просто нереально). СНАЧАЛА почитайте про жизнь этого художника (а жизнь его равно = творчество), и уже ПОТОМ "водил меня Серега".

...После, вернувшись домой, читала биографию, смотрела несколько фильмов и страдала, как много я упустила, глядя на те картины без понимания того, когда он создавал их, что было на душе у этого человека. Ведь рисовал он и в психиатрической клинике, и с любимым другом в Желтом Доме, и... Ну вот разве расскажешь все в небольшом посте в блоге?.. (((

...Но снова я бегу впереди паровоза. Давайте - по порядку.

Совет второй: не спать! :) Пришли мы к самому открытию, и вот почему - после, как мне сказали, будут огромные очереди в кассу (да и внутри, я думаю, людей окажется гораздо больше, чем с самого утра). А мы очень удачно взяли билеты, остояв буквально всего пять минут. Уже выйдя из музея, я видела вереницу желающих попасть в это уникальное место.

Совет третий: берите наушники с гидом (есть на русском). Наслаждать свой взор одно, а получать дополнительную информацию - совсем другое. Скажу честно, что я внутренне сопротивлялась, когда мне сказали, что "Марина, надо послушать". Не хотела отвлекаться, было желание просто тихонько бродить и пытаться самой всматриваться в полотна... Но уже после первого же выбора номера картины, получив интересный и лаконичный рассказ о ее истории, поняла, насколько я ошибалась и как все же важно прислушиваться к советам умных людей, а не включать свое "я" с желаниями, которые могут заблуждаться.

А сопротивлялась еще как, причем сама же себе. ))) Я не знаю языка и мне очень сложно вступать в диалог, боясь что-то говорить в принципе. Не дадут соврать те, кто ездил со мной в Финляндию - как меня ругали, что не говорю ВООБЩЕ, даже то, что знаю. Это невероятный блок и я пыталась анализировать себя, копаясь (самокопаясь)))) и разбираясь, в чем дело. В итоге поняла, что если я не говорю НИЧЕГО ВООБЩЕ - ко мне и отношение такое же (люди не пытаются завалить меня фразами на английском, а стараются говорить ПРОСТО или показывать жестами). Но если я включаю свой небогатый словарный запас, мне в ответ радостно тарахтят пулеметными фразами, и все - мне конец. ))

В музее мне пришлось самой брать гида. А потом еще в магазинчике, который находится там же, купить понравившиеся мне вещи - тот самый платок и ремень на фото выше. Конечно, очень хотелось включить маленькую девочку, чтобы это сделали за тебя, пообщавшись с персоналом... С другой, у меня ОГОГО гордость и не хотелось разочаровывать. :) В общем, справилась. =) В итоге меня дрессировали дальше, я заказывала виски и сдавала номер в отеле, ездила на такси и ходила в магазин, и да - это прекрасный тренинг, я действительно изменилась и новое, психологически более свободное состояние мне нравится больше.

...Но вот я снова улетела в прекрасные воспоминания, а рассказать хотела о своем впечатлении от картин, а не о том, как менялась моя реальность. Возвращаюсь к теме и начну с момента, когда я только вошла в музей. Первое, что ворвалось в мозг - автопортрет Ван Гога. После, копаясь в интернете, я нашла массу его автопортретов, он много рисовал себя, глядя в зеркало, но этот мне понравился больше всего. То ли потому, что он первый, что я увидела... либо я увидела его первым именно потому, что он один из лучших и организаторы увеличили именно это полотно и разместили, как бы приветствие посетителям.



Входишь - и вот он, встречает тебя радугой разноцветных, ярких, грубых и, кажется на первый взгляд, как будто детских и нелогичных мазков. Но в них такая потрясающая гармония... Все это сливается в одно целое и ты чувствуешь, что это какой-то невероятный баланс, который я могла бы понять, будучи специалистом в живописи, но "просто Мариной" могу только прочувствовать на интуитивном уровне.

И вот на этом самом месте я выдохнула и расслабилась. Поняла, что художник - "мой", что мне ДЕЙСТВИТЕЛЬНО понравится.

Вы не представляете, с каким грузом на душе я шла в эту галерею! Понимала, что ведут меня посмотреть и на картины... и на меня среди них. Я думала, что, если ничего не почувствую, посмотрю виновато: "Ну.. прости..." и уйду с ощущением тупой провинциалки. Делать восторженные глаза - выше моего достоинства, обманывать умею только играя в Мафию, а в жизни я живу и живу искренне - иначе зачем такая жизнь?..

И тут - БАХ! Ван Гог ворвался в мое сознание и я как-то сразу и очень сильно его почувствовала. И тут началась совсем другая проблема под названием: "А если решат, что я притворяюсь?". На самом деле, я сама не ожидала, что меня так зацепит, и не верила сама же себе - и тем паче испугалась, что и мне - не поверят.

И на этом месте диссонанс моего сознания просто захлопнул раковину. Внутри я фонтанировала впечатлениями, а снаружи мое "я" опасливо притаилось, не зная, как все же внешне себя вести?.. Это надо же в одной небольшой женщине столько огромных противоречий?! )) И куда только помещается, как мозг еще не разорвало. "Надо быть проще" - ага, только я структура сложная, иначе я не была бы собой. Так и живу, вот ужас-то. ))

...Попав в залы, на стенах которых висели окна в другие миры, я ходила между ними, как завороженная. "Это раннее, смотри, в темных тонах. А потом картины будут совсем другие - светлые, написанные широкими мазками...". Я понимаю, что Ван Гог искал себя, свой стиль, пытался выразить так, чтобы поняли, ЧТО же он хотел прокричать кистью, и его более поздние работы ценны именно этим... Но и первые, "темные", мне невероятно понравились.

Особенно сильно меня пробрала "Едоки картофеля". Я уже рассказывала о ней в прошлом посте, но скорее - отвлеченно, как факт. А сейчас хочу попробовать передать то, что я сама испытала, глядя на лица картины.



Еще не включая рассказ, который польется на меня из наушников, я подумала - какие лица... С одной стороны они в чем-то уродливы, карикатурны, с другой - насколько добры и... глубоко симпатичны. Позже, слушая ее историю, я была поражена, насколько же художнику удалось выразить в красках свою любовь к этим людям, что смотришь и чувствуешь, что они чисты и добры, просты и душевны. Винсент глубоко уважал и сопереживал простым трудягам, и смотрите - насколько гениально это передано на холсте. Она сейчас - одна из самых моих любимых.

Написана эта картина была через два дня после смерти его отца, пастыря. Они были в очень плохих отношениях, но, думаю, в любом случае смерть такого близкого человека не могла не задеть за самую душу, тем более такого чувствительного и эмоционального человека с ранимой психикой, каким был Винсент. Но картина, судя по фильму ВВС, который был снят по его письмам, категорически не понравилась многим критикам. Не такой нос, не те пропорции тела, а что там с чайником? - ругали Ван Гога.

...Смотрю, сколько я уже написала, а ведь еще и не рассказала сотой части того, что видела и чувствовала. Кто читает такие длинные посты?!

Но все же - продолжу... Цветущая ветка миндаля, та самая, по мотивам которой были сделаны платок и ремень, что я купила.



Когда я увидела ее, поразилась, какая нежность и спокойствие, так не похоже на другие его картины - тревожные, бурлящие, даже если на них цветы или поля. Надеваю наушники... Да, это действительно - трогательная нежность. У его брата, который содержал Винсента, родился сын, которого назвали в честь Ван Гога. Картина - подарок малышу.

Потом, уже читая его биографию, я думала - сколько же любви было у этого человека, что тянул на далеко не лишние деньги сумасбродного художника-неудачника? Настолько же надо питать глубокие братские чувства, чтобы даже назвать в честь него своего первенца! В честь него, человека, который достал всех в своем городе настолько, что люди писали прошение в мэрию изгнать его из города.

Да, это удивительно... и именно поэтому повторяю: сначала история жизни, потом - музей, и никак иначе. Я сейчас так жалею, что не знала всего того, что знаю сейчас. Картины бы открылись мне по-другому, осмысленнее, глубже.



...Подходишь близко к полотну - мазня, совершенно непонятная, щедрые слои красок, которые надвигаются один на другой, перемешиваются, тонут. Пару шагов назад - картинка оживает... ОЖИВАЕТ! Я сейчас не для красного словца это пишу. Пшеничные поля Ван Гога меня поразили до глубины души - я не знаю, как он это делает, но кажется, что ветер действительно колышит пшеницу, колосья то гнутся, то поднимаются и по ниве будто бегут волны.

Вот это - один из поразительных эффектов этого художника. Например, "Ирисы", про которые я уже рассказывала - да и не ирисы это вовсе, и на цветы не похоже, если стоять и внимательно их разглядывать! Но смотришь и сразу понимаешь - да, это именно они, это волшебство, которое существует.



Но вот - совсем другое поле. Не то, светлое, со жнецом, про которое Винсент говорил, что это - как смерть в ясный день. Когда все залито солнцем, она радостная, и не страшна. Он так и застрелился - в пшеничном поле... А перед этим была другая картина - с воронами, одна из его последних. Нет на ней уже радости, только печаль, или, скорее, тревога и боль льется на смотрящего...

Пока мы гуляли по музею, мне дополнительно, помимо гида, давали обрывки информации. Мало, очень мало. Про попытки самоубийства, про депрессию, про лечение в психиатрической клинике. Не знаю, как можно было несколькими фразами передать весь тот ужас, психологический ад, в котором жил этот художник, но это удалось настолько, что я поняла - не успокоюсь, пока не прочитаю про о его жизни. Что я, собственно, и сделала...

...Я тут ныла, что не посмотрела толком Амстердам, что мне было его мало. Так вот теперь могу сказать - я готова пожертвовать его прекрасными улицами, но вернуться сюда, в этот музей. Теперь я все увижу ИНАЧЕ...



Читая про Ван Гога, я увидела "Звездную ночь", хотя больше мне нравится другое название - "Турбулентность". Она на самом деле живая, как будто я смотрю на анимацию, а не статику полотна. Первый раз в жизни мне захотелось приехать в другой город именно для того, чтобы посмотреть на картину. Википедия говорит о том, что она в музее Нью-Йорка.

Картин у Ван Гога много, если писать про все, что видела - не хватит и недели, но я очень надеюсь, что передала общее ощущение, как он зацепил меня за сердце.  К сожалению, мы там не увидели знаменитую комнату с искаженной перспективой, возможно, она была на какой-то выставке, но... это хороший повод вернуться. )))

...Думаю, последней точкой поста будет этот кусочек фильма. Ван Гог попадает в современный мир и видит, что его картины не пропали, как он думал, будучи совершенно не признанным в свое время. Они висят в знаменитейшем музее, на них приходят посмотреть миллионы людей.

Несчастный человек с изорванной душой, у которого вся жизнь была - кисть и краски, убил себя с пониманием, что все - напрасно, это никому не нужно и нужно уже никогда не будет. Продать одну картину за всю свою жизнь, при том, что - вы только представьте ситуацию! - его брат профессионально занимался продажами других художников... Это, действительно, трагедия.

Когда я смотрела, я плакала.

image Click to view



Голландия

Previous post Next post
Up