О насущном...

Jun 24, 2022 07:41


Помните незабвенного Скалозуба с его фразой «И чтобы зло пресечь, собрать все книги бы, да сжечь!»?

Заменим книги на блогеров (прости Грибоедов!) и притопаем к вновь возникшей дискуссии о роли священников в соцсетях.

Не буду приводить фамилии и имена тех, кто вновь грохочет и молнии метает по этой теме, тем паче, что многих участников очередного раздрая в православном сегменте интернета знаю лично, но когда то уже пришлось писать на эту тему.

Отыскал. Немного поправил, и еще раз пророка Еклесиаста благодаря: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем» (Ек. 1:9), выкладываю текст здесь.

Не столь давно на местном ТВ в утренней программе меня спросили: что делает по утрам среднестатистический священник, и я конкретно. Причем ведущий, предваряя ответ, начал:

- Вот, вы встаете, умываетесь, молитесь, а потом что?

Пришлось немного эту стандартную последовательность нарушить, так как у меня после умывания следует проверка почты и просмотр ожидаемых писем и сообщений, а уже затем молитва. Почему так? Потому что если я помолюсь, а затем проверю почту и прочее, что за ночь стеклось в почтовый ящик, то молиться нужно снова.



Действительно, интернет-дискуссии для священника - это самовольное хождение в комнату смущений, искушений и соблазнов. Это раньше - идешь к Преосвященному и просишь у него благословения на участие в каком-то форуме, приблизительно православном. Нынче иначе. В соцсетях уже по умолчанию быть благословляется, e-mail обязателен, а наставления, как себя вести в интернет пространстве не только от местных архиереев, но и от самого Патриарха, регулярны и конкретны.

Не могу сказать, что владею какой-то новой методикой выхода из того состояния, в которое приводит меня прочитанное и увиденное, и что мне совсем несвойственно желание хотя бы виртуально поколотить слишком назойливого собеседника или бескомпромиссного оппонента. Но у православного (тем паче священника!) есть одно неоспоримое преимущество - он молитвы знает.

Прочел внимательно, не торопясь и вдумываясь, молитву, смотришь, и уже пред тобой не реинкарнация рогатой сущности с университетским образованием и апломбом «поставить всех попов на место», а личность ищущая; что за едким пафосом и занудством кроется желание что-то понять. Конечно, есть люди, пришедшие в дискуссию или полемику с одной-единственной целью: оскорбить, грубостью обратить на себя внимание, но они, во-первых, редки, а во-вторых, работает принцип «не трогай тролля, он сам испарится».

Главное - для себя лично решить: с какой целью заходишь в Интернет? Если только для того, чтобы что-то рассказать, попросить

помолиться или узнать все-таки, какие грехи, к примеру, на Таинстве соборования прощаются или вообще не прощаются никакие,- тут все просто и понятно. Православный Интернет все это решает. Но если ты врываешься в социальную сеть с желанием обличать, расставлять приоритеты и «выводить на чистую воду»… то лучше все же о приходском коте рассказать или интересной ссылкой поделиться.

От обличения до осуждения дистанция столь мала, что ты можешь не заметить, что превратился уже из священника в прокурора без конфессиональной принадлежности.

Разъяснять, объяснять, рассказывать, или, говоря нашим языком, свидетельствовать - это, как мне кажется, главная цель пребывания в Интернете для православного человека и священника.

Есть табу. Там, где откровенное кощунство, делать нечего; туда, где политический раздрай, ходить точно не надо (хотя не всегда лично у меня получается). Кощунников не переубедишь, а политические разборки - это и смущение, и осуждение, и откровенный грех. Как сказал один из апологетов: о политической позиции священника может знать только избирательная урна.

Священник в Интернете и в соцсетях нужен. Только идти туда для того, чтобы «себя показать», не следует, а вот свидетельствовать об Истине - это очень даже полезно и нужно.

И вообще



блогеры, интернет

Previous post Next post
Up