Во время отпуска, выполняя совет (вернее благословение!) отца
Владимир (Протоиерей Владимир) Вигилянский читаю русскую классику. Не перечитываю, а именно читаю. Классика она имеет удивительную особенность: в каждый жизненный период по-иному восприниматься, новыми гранями наполнятся и с современностью постоянно соприкасается.
Вот и этот отпуск - без литературного злободневного откровения о днях нынешних не обошелся. Написано в 60-х годах давнего века девятнадцатого, а проблемы нынешние, сучасные, как на малорусском языке произносится.
Одна из тем книги: противопоставление православия души и сердца, где главное - «вся премудростию сотворил еси», с казенщиной административного православия и её тезисом - «Ваши рожи должны быть стандартно похожи».
Вот прочтите:
«…отец ключарь при сем рассказали небезынтересный анекдот об одном академическом студенте, который впоследствии был знаменитым святителем и проповедником. Сей будто бы еще в мирском звании на вопрос владыки, имеет ли он какое состояние, ответствовал:
- Имею, ваше преосвященство.
- А движимое или недвижимое? - вопросил сей, на что оный ответствовал:
- И движимое и недвижимое.
- Что же такое у тебя есть движимое? - вновь вопросил его владыка, видя заметную мизерность его костюма.
- А движимое у меня дом в селе, - ответствовал вопрошаемый.
- Как так, дом движимое? Рассуди, сколь глуп ответ твой.
А тот, нимало сим не смущаясь, провещал, что ответ его правилен, ибо дом его такого свойства, что коль скоро на него ветер подует, то он весь и движется.
Владыке ответ сей показался столь своеобразным, что он этого студиозуса за дурня уже не хотел почитать, а напротив, интересуяся им, еще вопросил:
- Что же ты своею недвижимостью нарицаешь?
- А недвижимость моя, - отвечал студент, матушка моя дьячиха, да наша коровка бурая, кои обе ног не двигали, когда отбывал из дому, одна от старости, другая же от бескормицы».
Кому не видится тут современность, в ближайшие выходные, в сельские приходы загляните, глубинку, как определяют, посетите.
Да что глубинка и доходы церковные! На то и поп, чтобы евангельское слово Господне выполнять: «Итак идите, научите все народы» (Матф.28:19,20).
Иная казенщина обуревает, время служебное и молитвенное отбирает. За стройками, отчетами, ремонтными работами у настоятеля, вместо «Святая святым!» молоточки в мозгу стучат: цемент, исповедь, кран, взносы, молодежка, молебен с акафистом, покойник, миро заканчивается, прошение писать надобно… и так далее.
Ежели чего, если в палатах казенных не согласны со мной, то это я о «Соборянах» Николая Семеновича Лескова пишу.
Давно это уже было, в XIX веке, а, может быть, вчера?
Читайте русскую классику! И перечитывайте!