о проповеди, проповедниках и сомнении

Apr 09, 2017 16:55

                                                         

Для священника подготовка к проповеди в дни нынешние стала простой. Было бы желание.
Не нужно перерывать старые конспекты, если они есть, вопросительно смотреть на полки с книгами, листать гомелетические сборники, в поисках нужной, живой и доходчивой мысли на заданную тему. Достаточно просто зайти в православный сегмент интернета, вбить в поисковик нужное словосочетание и перед тобою ворох ссылок, как на тексты, так и на аудио и видео ресурсы.
Так что если не хватает времени или сообразительности, то пред тобой оригинальности о. Андрея Ткачева, неожиданности о. Димитрия Смирнова, необычности о. Артемия Владимирова и вся догматическо-нравственная полнота самого Патриарха.
Всё бы хорошо, да вот встречаются среди довольно популярных, вполне каноничных и уважаемых проповедников странные казусы, которые сложно предать забвению или вырубить топором отвержения.
Нет, ошибки - это не страшно, как и неверные оговорки или неточности не смущают. Как говорится «все мы немощны, ибо человецы суть», но иногда приходится слышать такое, что анализу поддается с трудом, а определить «что это?» вообще невозможно.
Понимаю, что самое легкое - критиковать и указывать на чужие огрехи. Лучше иногда промолчать и на себя любимого внимания обратить, так как тоже неудобоносимое произносил, но есть примеры, о которых говорить, наверное, все же нужно.
Последний мой «ступор» произошел пред недавней Лазаревой субботой.
Тема с воскресением мертвых всегда интересна и не только для прихожан, но и для священника. Хочется сказать что-нибудь емкое и в тоже время четкое, чтобы не повторяться и быть для слушателей не только полезным, но и интересным.
Среди нескольких проповедников, уверенно поселившихся на YouTube, есть протоиерей Владимир Головин из славного города Болгар, что в Татарии.
Его многие слушают и смотрят, на вопросы он отвечает активно и одобрений (то бишь лайков) получает предостаточно, но то, что услышал я в проповеди о Лазаревой субботе (смотрите с 18.50 минуты) реально смутило.
Изначально батюшка «оригинально доказал», что отпевание усопшего в храме, который перед смертью просил и умолял всех и вся его ни в коем случае не отпевать, иконы на похороны не приносить, бабулям псалтырь не читать и т.д., все же необходимо «провожать» именно в церкви. Логика, конечно, наука серьезная, но подобную оригинальную интерпретацию я встречаю впервые.
Дальше - больше.
Чтобы доказать, что все сделано правильно и как «нужно» следует пример «реального чуда».
Когда он, то бишь протоиерей Владимир Головин, развязал руки у усопшего, то тот, покойник который, взметнул их вверх. Именно вверх! Да так взметнул, что крышку гроба закрыть не могли…
Нет, я понимаю, с покойниками нашими многое случается. И мне пришлось пережить пару удивительных случаев, когда было и «ах» и «ох» (вот один из примеров, вошедших в одну из моих книжек), но, то, что рассказывает отец Владимир Головин мне трудно представить, определить и охарактеризовать…
Улыбку данный «факт» вызывает и смущает. Так что декартовское «подвергай все сомнению» при просмотре православного YouTube, вполне актуальный призыв.

image Click to view



гомилетика, интернет, проповедь

Previous post Next post
Up