Завтра праздник святителя Николая. В местной газете опубликовал я краткий исторический очерк о старейшем в городе Свято-Никольском храме. Может быть, это будет кому-то интересно.
«где сокровище ваше, там и будет сердце ваше» (Мф. 6,21)
История нашего Свято-Никольского храма берет начало из разрушенного в 30-х годах прошлого столетия храма в честь святителя Николая.
«Никольская церковь слободы Орлово-Ровенецкой построена в 1804 году, тщанием жены генерала-майора Екатерины Дмитриевны Орловой, каменная. Престолов в ней два: главный - во имя Святителя Николая, а с северной стороны - во имя Рождества Богородицы»
(«Ведомости Новочеркасской епархии и Миусского сыскного начальства» 1829 год)
«Церковь в слободе Ровенецкой каменная, однопрестольная, во имя святителя Николая Чудотворца, заложена 23 мая 1798 года, а освящена 21 августа 1804 года, устроена на средства войскового Атамана Василия Петровича Орлова».
(«Сборник областного Войска Донского» 1907 год)
А вот выписка из Клировых ведомостей за 1902 год:
«… церковь построена по усердию и на средства жены генерал-майора Екатерины Дмитриевны Орловой. Она каменная, с таковою же колокольней, покрыта листовым железом, крепка и по числу прихожан поместительна, ограда вокруг ея каменная. В 1900 году расширена приделами, северным и южным, на девять аршин каждый. Престолов в ней два, второй (северный) - в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Утварью снабжена достаточно. Притча при ней, по штату, утвержденному в 1869 году, положено: два священника, один диакон и два псаломщика».
Ровеньковская Церковь святителя Николая была похожа на Успенский храм Одесского мужского монастыря. В двух небольших церковных зданиях была приходская школа с двумя классами - мужским и женским. Обучалось в школе более 200 учащихся всех городских сословий.
В период антирелигиозной кампании, в начале 30-х, общину распустили, а затем и храм разобрали. До дня нынешнего сохранилось здание котельной при средней школе №5, сделанной из камня разрушенного храма. Сохранилось и название улицы на которой находилась церковь, она называется - Красная, так как церковная ограда и ворота были сооружены из красного кирпича.
Снятие крестов с закрытой Свято-Никольской церкви
Во время немецко-фашистской оккупации, 14 августа 1942 года религиозная жизнь в Ровеньках возобновилась. В тот день на площади, где ранее находился храм, состоялось богослужение, на котором присутствовало более тысячи человек. Затем, под молитвенный дом, приспособили бывшее здание аэроклуба, снесенное в 1947 году «в связи с реконструкцией города».
В 1948 году православные верующие города Ровеньки, купив за свои средства домостроение на улице Карла Маркса, обратились с просьбой в Совет по делам религий при Ворошиловградском облисполкоме с просьбой разрешить им открыть молитвенный дом.
1948 год - время послевоенное. Раны недавней войны были еще реальной повседневностью. Шло восстановление промышленности Донбасса. Отношение к Церкви у власть предержащих после военного лихолетья было не столь враждебным, как в последующие «хрущевские» годы, да и не выветрилось у коммунистического руководства та великая позитивная роль, которую сыграла в разгроме фашизма вера православная.
Разрешение на открытие молитвенного дома было дано.
Престол молитвенного дома, по благословению епископа (впоследствии архиепископа) Сталинского (Донецкого) и Ворошиловградского Никона (Петина), был освящен в честь святителя Николая Мир Ликийских чудотворца. Основанием данного наименования прихода было то, что до 1930 года в Ровеньках был храм, освященный именно в честь этого всемирно почитаемого святителя Православия.
Практически сразу же по открытии храма был организован Ровеньковский благочинный округ, хотя в первые годы своего существования службы совершались в молитвенном доме лишь на праздники приезжими священниками. Первым настоятелем и благочинным округа стал протоиерей Пантелеимон Ермолов. С 1949 по 1951 год в Ровеньках настоятельствовал протоиерей Василий Голубовский.
В годы, когда отношение власти к Церкви и Православию стали откровенно негативными и делалось все возможное, что бы лишить верующих возможности молиться и прибегать к спасительным Таинствам, Свято-Никольский молитвенный дом остался единственным действующим православным приходом в округе. Все ближайшие церкви были закрыты. Именно из-за атеистической политики молитвенный дом, в официальных документах, так и не назывался «церковью». Лишь в 1967 году, впервые в архиерейских Указах стал упоминаться «Свято Никольский храм города Ровеньки».
Для горожан Свято-Никольская церковь с первого дня своего служения была храмом. Именно поэтому содержалось здание церковное в чистоте, порядке и скромном благолепии. Несмотря на непрекращающуюся череду смен настоятелей храма, это происходило практически каждый год, приходским труженикам и верующим хватало средств для содержания при церкви штатных диаконов и псаломщиков, что в те времена были исключительной редкостью.
«Многое пришлось претерпеть приходу. И неусыпный контроль властных структур, и бесконечное смещение и перемещение священства, особенно тех, кого чтили и любили. Проповеди священники писали в трех экземплярах и только после их «одобрения» в партийных и советских кабинетах могли произнести их с амвона. Церковные старосты «утверждались» в тех же кабинетах, куда вызывались и по поводу и без повода, для отчета и внушений. Треть дохода забирало атеистическое государство из церковной казны и ежемесячно требовало внушительных взносов в различные фонды и организации. Не секрет, что знаменитый Фонд Мира был на содержании православной Церкви. Милицейским оцеплением в дни великих праздников отвечала власть на стремление людей к Богу»
(«История храмов Ровеньковского благочиния»)
Выстоял приход верою и молитвою и не только выстоял, но и продолжал украшаться и перестраиваться, хотя даже на установку ворот в церковной ограде надо было собирать несметное количество подписей и разрешений. Крах властного стремления «показать последнего попа по телевизору» и заставить народ забыть свою историю, традиции и веру лучше всего показывают документы Совета по делам религий, организации созданной именно для ликвидации православия. Вот докладная записка уполномоченного в Луганский областной Совет:
«Посещение на Пасху верующих церкви в городе Ровеньки в 1, 2, 3 дни 1970 года.
1 день -7300 человек.
2 день - 1900 человек.
3 день 1300 человек.
Всего 10500 человек»
Даже если поверить в правдивость этой информации, а она, в те годы в подобных случаях, значительно занижалась, для 45 тысячного города такая посещаемость богослужений в светлые дни Воскресения Христова говорит сама за себя. Четверть населения шахтерского города пришло в храм Божий.
Годы недавней церковной истории неузнаваемо преобразили главный храм города. Начало этого преображения - середина 80-х годов прошлого столетия. К 1000-летию Крещения Руси политика государства к Церкви существенно изменилось. В эти годы Никольский приход возглавлял протоиерей Роман Шукало, ныне митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион. При его настоятельстве пополнился храм святынями и утварью, был сооружен купол и церковная ограда, обустроена территория. Продолжил труды во благо Церкви и недолго настоятельствующий в Никольском храме, протоиерей Иоанн Рыбальченко (+1999). При настоятеле протоиерее Николае Гоцкалюк (+2011) на территории церкви были построены капитальные здания крестилки и просфорни.
В мае 1989 года митрополитом Одесским и Херсонским Сергием (Петровым +1990) настоятелем Свято-Никольского прихода назначен иерей Григорий Устименко (ныне протоиерей, благочинный округа и секретарь Ровеньковской епархии). Это назначение совпало с началом полноценного возрождения православия в нашем шахтерском крае. Точкой отсчета для Никольского храма в последующих благодатных переменах стал святительский визит в Ровеньки воссозданной Луганской епархии, митрополита (в те годы епископа) Иоанникия.
За 28 лет несказанно изменился Свято-Никольский храм. Это не только изменения внешние. Много преобразилось внутренне. Ежедневные богослужения, большее число священнослужителей, многолюдная воскресная школа, многочисленные святыни, социальная и благотворительная работа - стали естественной и неотъемлемой чертой сегодняшнего прихода.
С 1993 года - Никольский храм становится центром Ровеньковского благочиния, которое сегодня насчитывает 14 приходов.
Сам храм претерпел генеральную реконструкцию украсился новой колокольней, большим золочеными куполами, подсобными помещениями, в крестилке освящен придел в честь Почаевской иконы Божией Матери. Ныне Свято-Никольская церковь - один из соборов Ровеньковской епархии, это по существу, совершенно новое здание, но в нем осталась и искренняя вера, и уютность и благодатный молитвенный настрой. Недаром, даже после появления в городе и шахтерских поселках новых храмов Никольский не потерял своих прихожан.
По-прежнему едут к Николе Чудотворцу из разных районов города, из шахтерских поселков и окрестных сел верующие. По-прежнему, это центр Православия в городе.
Несомненно, все эти свершения были бы невозможны, без молитвы и забот нашего бывшего архиерея, митрополита Луганского и Старобельского Иоанникия и ныне правящего архиепископа Ровеньковского и Свердловского Пантелеимона.
В послании к Коринфянам апостол Павел называет христианскую общину "строением", себя - "строителем", а основанием - Христа: "ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Христос"; (1 Кор. 3: 11). Осознавая, что только Господь находится в начале всех Начал, нельзя не сказать благодарное слово о тех «труждающихся во святем храме сем», о которых мы молимся за Богослужением. Здесь, несомненно, надо отметить непреходящую роль бессменного настоятеля Свято-Никольского храма, благочинного Ровеньковского округа митрофорного протоиерея Григория Устименко.
Его неустанные труды в построении новых храмов, обязанности епархиального секретаря, отнюдь не угасили и не помешали его настоятельским заботам о церкви святителя Николая. В храмовом благолепии дня нынешнего большая доля молитв и деяний протоиерея Григория Устименко.
Цель, ради которой Сын Божий воплотился, пострадал и воскрес из мертвых - это спасение всех людей, их обожение. Церковь - это место спасения. Она, как любящая мать, прилагает заботу не только об очищении души, но и освящает все стороны жизни человека, все виды его деятельности. Храм Николая Чудотворца в шахтерском городке Ровеньки, имеет богатую и давнюю историю и, милостью Божию, молитвами верных чад православной Церкви он и поныне несет свою миссию: ведет верующих к Богу.
С Праздником Святителя Николая, друзья!