Реформа без реформы

Feb 08, 2015 16:00

Сегодня, наконец то, внимательно прочел принятый недавно на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви, документ "Об участии верных в Евхаристии".
Копий ломалось много по этой теме и совершенно верно и мудро поступили, что не торопились с определениями и указаниями.
В документе четко прослеживается дифференцированный подход, с учетом разных практик, особенностей и различий.
Слава Богу, что понимается эксклюзивность каждого, поэтому давать общее правило для всех и вся, значит обезличивать человека. Православного колхоза еще не доставало, где местный оракул в рясе (таких по нашим городам и весям предостаточно) с криком "делай как я" низводит таланты и особенности неповторимых личностей в одинаковые винтики и молоточки.

Одно общее - обязательный пост от полуночи до причастия. Хотя и тут предусматривается икономия: для тех, кому по медицинским предписаниям и здоровью необходимо принять лекарства, ничтоже сумняшеся может их выпить и идти к причастию.
Все четко и определенно и с подготовкой к причастию:
"Требования подготовки ко святому причащению определяются для каждого верующего церковными постановлениями и нормами, которые применяются духовником с учетом регулярности приобщения Святых Таин, духовного, нравственного и телесного состояния, внешних обстоятельств жизни, например, таких как занятость, обремененность попечениями о ближних.
Духовным отцом (духовником) человека является священнослужитель, у которого он постоянно исповедуется, который знаком с обстоятельствами его жизни и духовным состоянием."

Духовник решает, как готовится, что вычитывать и как поститься. Иногда примирение с "вечным" врагом перед причастием выше, чем все каноны с акафистами и молитвенными последованиями.

Особенно радует:
"Поскольку литургия есть вершина всего богослужебного круга, присутствие на предваряющих ее службах - в первую очередь, вечерне и утрене (или всенощном бдении) - является важной частью подготовки к принятию Святых Тела и Крови Христовых"
и из этого следует, что
Таинство покаяния должно совершаться по возможности вне Божественной литургии, дабы не лишать исповедающего и исповедающегося полноценного участия в совместной Евхаристической молитве... Исповедь желательно проводить преимущественно с вечера или до начала Божественной литургии.

С утра, или по запричастном, исповедуются лишь больные детишки, беременные на последних неделях или бабульки, которые в магазин самостоятельно не ходят, все остальные только на вечерней службе или, по разрешению священника до начала Евхаристии.

Есть проблема дальних весей, откуда добраться накануне литургии не всегда возможно, но тут все решабельно. Сельскому попу всегда можно выделить один день в неделю, когда можно с утра приехать и исповедаться.
Во время же литургии исповедовать нельзя даже "запасному" священнику!

Еще одна "хорошесть":
Родителям, регулярно приводящим к Святой Чаше своих детей, что является благом, необходимо стремиться к причащению вместе с ними (при невозможности одновременно причащаться обоим родителям - поочередно).
Будут так поступать и уйдет в небытие аргумент: "причащу, чтобы не сглазили и чтобы не болел". Избавимся еще от одного языческого вкрапления.

Ну а по "частоте" причащения - это дело двух: самого причастника и его священника. Как решат, так и должно быть.

Вывод, после того, как все десять листов документа прочел, сам по себе напрашивается: прежде чем призывать реформировать всё и вся, можно и нужно сесть рядком и поговорить ладком, глядишь и толк будет.

богослужение, причастие, документ, Церковь, евхаристия

Previous post Next post
Up