За сухой краткостью официального лаконизма: О главных темах епархиального совета
О епархиальных советах мы обычно из официальных сообщений узнаем. Сухие строчки: слушали - постановили. Однако не припомню я такого совета, когда бы вопрос, внесенный в повестку дня, принимался единодушным «одобрямсом» без детального обсуждения.
О епархиальных советах мы обычно из официальных сообщений узнаем. Сухие строчки с перечнем разобранных вопросов и не менее лаконичные сообщения о принятых решениях. Слушали - постановили. Если даже протокол совета опубликован, то информация, все едино, суха, лаконична и коротка.
Для несведущих, от церковных реалий далеких, невольно представляется, что за строчками этих «постановлений» есть лишь обнародование заранее в узком кругу или просто самим архиереем принятые решения. Может, так где-то и случается, но что-то не припомню я епархиального совета ни при митрополите Иоанникии, ни при нынешнем управляющем Луганской епархией архиепископе Митрофане, когда бы каждый вопрос, внесенный в повестку дня, принимался единодушным «одобрямсом» без детального обсуждения.
Конечно, есть сугубо информационные отчеты, которые просто принимаются к сведению, как и существуют проекты предполагаемых решений, но даже при уже сложившемся архиерейском мнении разномыслия оглашаются, замечания учитываются, а то, что рекомендовано и принято «наверху», обязательно привязывается к нашим реалиям.
Главными темами, которые обсуждались на последнем Совете, стала информация управляющего епархией о прошедшем Архиерейском Соборе Русской Православной Цекрви, а также организационные изменения в связи с образованием новой Ровеньковской епархии, которая практически разделила пополам епархию Луганскую и Алчевскую.
Итак, что касаемо Собора Архиерейского
Документов Собор принял несколько, доклад Святейшего также не маленький и тем там - множество, поэтому владыка порекомендовал руководителям епархиальных отделов свою тематику в данных документах найти и в делах своих ими руководствоваться. Наиболее же актуальные вопросы, те, которые непосредственно и повседневно нас касаются, архиепископ выделил строчками особенными.
Должно заметить, что документы об идентификационных кодах вкупе с информационными технологиями и биометрическими паспортами, а также о ювенальнойюстиции, о чем так подробно и много говорилось и обсуждалось до и во время Собора, наш епархиальный совет «принял к сведению» без особых вопрошений и толкований.
Хотя, как по мне, если с «технологиями» и паспортами в соборных документах хоть что-то четко и ясно, то «ювенальный» документ - это лишь гимн традиционной семье с православной методикой воспитания и не более того. Понимаю, что законы государственные Церковь не принимает, а всего лишь рекомендует и высказывает свою точку зрения, но в данном случае можно было и пригрозить тем, кто на Пасху и Рождество на царских храмовых местах лбы свои крестит. Любвеобильно им сказать, со смирением и уважением: «Ежели крестишься, то не будь анафемой».
Довольно много уделили времени «прописке» приходов. Есть поселки и деревеньки, не понятно к кому относящиеся, особенно это северных благочиний касаемо, которые к нам из Северодонецкой епархии перешли. Да и к часовням на предприятиях это применимо. Владыка потребовал в кратчайший срок всех и вся пересчитать и графики посещений составить.
Не обошли и учебные проблемы. Здесь четкое требование: «Рукополагать - только с духовным образованием или учащихся в семинариях, как и контролировать тех, кто в качестве «заочников бесконечно находится». Особое внимание - Луганскомубогословскому университету. Там сменили инспектора и заведующего учебной частью, а также обязали не допускать к защите диссертаций без предварительной их публикации в интернете. Топать по плагиатным и компилятивным стопам Ужгородской академии, о чем конкретно упоминалось на Соборе, никак нельзя.
Сегодня много говорят о кризисе приходских воскресных школ, особенно тех, где до дня нынешнего главный учебник - «Закон Божий» Слободского. Искать новые формы преподавания, использовать современные технологии на уроках и не превращать воскресную приходскую школу в продолжение школы светской - таково главное требование. Тем паче, что так и не решен вопрос по повсеместному преподаванию в школаххристианской этики. Главных причин, почему конкретно у нас не везде возможны этифакультативы в школах, две.
Первая - отсутствие подготовленных учителей и вторая - мизерная доля священства с высшим педагогическим образованием. Вопрос о «свободном» выборе между светской и христианской этикой в наших детских учебных заведениях отсутствует. Подавляющее большинство родителей - именно за христианскую, с «православным уклоном» этику.
Владыка особо обратил внимание на воскресные школы для взрослых. Да и верно. По себе знаю, что прихожане городских приходов с удовольствием на них ходят. Желание лишь надобно…
От школ плавно перешли к книгам. К тем, которые в лавках церковных предлагаются. Здесь парадоксальная ситуация сложилась. Все знаем, что православные книги продаются нынче «туго». Да и имен писательских, тех кого читают и спрашивают, скажем так, не густо. Слава Богу «Несвятые святые» отца Тихона Шевкунова, все же, победили «Россию пред вторым пришествием» и «покаянную» книгу с велосипедными и прочими оригинальными грехами, но ведь больше и назвать-то особенно нечего. Разве, что «Флавиан» отца Александра Торика, да очередную книжку Олеси Николаевой, которая покупается лишь потому, что вышла в таком же оформлении, как и «Несвятые святые».
Естественно, наше неумение предложить интересное и нужное (а оно есть) тут же было использовано теми, кто Православие понимает через две грани искажений: политическую исуеверную. Вот и находишь на полках церковных лавок целый ворох ярких изданий с царем-искупителем, целителем «отцом Вадимом» и практические руководства по борьбе с бесами…
Совет определился по этой теме следующим образом: на приходах только книги под официальным благословением, с грифом Издательского отдела РПЦ или УПЦ и обязательное наличие в продаже Библии, дешевых Евангелий и молитвословов.
Отец Тихон (Ильгов) представил свой новый детский журнал «Серебряный звоночек» и, само собой, попросил поддержки материальной. Самому такое издание потянуть невозможно. Решили в среднем по 10 экземпляров на приход распределять. Думаю, что это вполне возможно, так как журнал довольно красочный и интересный для детворы.
От журнала перешли к епархиальной газете и интернету. Здесь владыка напомнил, что «ходящие» в сеть должны понимать, что и сидя за клавиатурой компьютера, ты остаешьсясвященником. Принцип «священник в виртуальном пространстве всегда остается врясе и с крестом» нарушать нельзя и знать обязан каждый саном облаченный - ты всегда ответственен за свои слова.
Тут же возник вопрос по нашему новому клирику, чье имя в сети стало уже нарицательным. Владыка выслушал, но в дискуссию не вступил. Сказал, что сам все рассмотрит в ближайшее время.
Далее Управляющий епархией рассказал о делах внешних, зарубежных. Пентархиикоснулся, о проблеме созыва Всеправославного Собора рассказал, о дискуссии скатоликами проинформировал. Все это слышать из уст архиерея, непосредственно занимающегося данными вопросами, не только полезно, но и интересно.
Затем перешли к делам сугубо епархиальным
Первое - о разделении Луганского благочиния, так как там слишком много приходов, одному благочинному не уследить. Разделили.
Второе - новую структуру в епархиальный совет ввели. Предварительное название: «По связям с общественностью». Дело нужное, так как кому-то надобно конкретно отвечать за связь с общественными организациями, партиями всякими и прочими объединениями светскими, которые каждый день «атакуют» епархиальное управление с предложениями сотрудничества ради «спасения» от чего- или кого-нибудь. Особо это казаков и родительского комитета касается, да и выборы у нас, как и конец света, явление ежегодное.
Третье - определились с основными действиями и планами по празднованию 1025-летия Крещения Руси. Уже сегодня могу сказать, что главными и всеохватывающими будут три мероприятия:
- Молодежный форум в мае;
- Выставка икон «Святыни Луганщины»;
- Фестиваль «Владимирские купола».
***
Вопросов было много, и практически каждый из них требовал не только информации, но и обсуждения. Поэтому пришлось больше трех часов работать.
Казалось бы, повестка дня исчерпана, но тут вопрос со складом епархиальным подоспел. Складские проблемы утрясли, кто-то за «Анафему» вспомнил, храм-то его аккурат напротив мечети луганской заканчивают строить. Обсудили и Денисенко.
Затем я с письмом отца Георгия Коваленко по поводу телеканала УПЦ слова востребовал.
Четвертое, пятое, десятое…
Даже после того, как «Достойно есть» пропели, еще долго не разъезжались.
И вот читаю сейчас «Протокол заседания епархиального совета», а там все кратко, лаконично и сухо…