Завтра исполняется 75 лет митрополиту Иоанникию (Кобзеву)
Альбом:
Владыка Двадцать три года назад коленопреклоненно стоял я у престола луганского кафедрального собора. На моей главе лежали благословляющие и утверждающие руки владыки Иоанникия. С этого момента начался иной отсчет времени, иная жизнь…
Епархиальное управление тогда еще Донецкой и Ворошиловградской епархии состояло из одного небольшого здания, непонятным образом вмещавшего и епископские покои, и приемную, и кабинет секретаря, и бухгалтерию. Импозантный особняк, хотя и находился в старом купеческом районе Луганска, к началу 90-х годов прошлого века выглядел заброшенным, унылым и по-мещански неказистым. Во дворе центра всего православного Донбасса, за железными воротами, напротив владычных «хором», тянулся длинный сарай под гордой вывеской «Епархиальный склад».
Еще одно продолговатое строение как бы дописывало в епархиальном дворе незавершенную букву «П». Оно вмещало в себе комнатку для приезжих, квартиру епархиального секретаря и гараж, в котором гордо возвышался черный «ЗИЛ» времен раннего Хрущева или позднего Сталина. На содержание этого железного коня уходила значительная часть епархиального бюджета, ибо он вечно требовал ремонта и крайне неэкономно пожирал топливо.
Вот и все управление, на крыльце которого в те, первые, годы возрождающейся Церкви вполне бы уместилось все священство двух областей и еще осталось бы место для регентов, алтарников и псаломщиц.
Владыка, носивший титул Донецкого и Ворошиловградского, больше все же полюбил патриархальный Луганск. Полумиллионный город оставался в тени юзовских, горловских и макеевских терриконов, промышленности и современности, но все же географически возвышался над оставшимися приходами, вынесшими лихолетья гонений 60-х годов и десятилетия государственного презрения остальных времен развитого социализма.
В Луганске был много претерпевший, но выстоявший Петропавловский собор, который, как тогда казалось, и стал главным аргументом в выборе епархиального центра. Но, скорее всего, владыка уже тогда знал, что не пройдет и двух лет, как вторая кафедра станет - первой. Так и случилось. Городу Луганску вернули его исконное имя, а затем образовалась новая церковная административная единица: Луганская и Старобельская епархия.
Несказанно изменилась за эти годы епархия. Вернее, ее уже нет, той прежней «Луганской и Старобельской», потому что за два десятка лет вознесли к небу свои купола сотни новых храмов, появились четыре обители монастырские, три духовных училища… Вот и решил Синод создать на ее территории еще одну епархию - Северодонецкую, а совсем недавно и Ровеньковскую.
Свято-Владимирский собор, Богословский университет, духовные училища, Свято-Предтеченский монастырь, десятки новых величественных храмов и сотни приходов, попечительство о бедных, больных и заключенных, многочисленные социальные и просветительские проекты, нескончаемые приемы посетителей с вопросами важными и обычными, воспитание священства и еженедельные поездки по области, службы, беседы, встречи. Все это было обычной повседневностью для нашего владыки.
Перечислять свершения можно много и долго, но каждое дело и всякая молитва начало берут с благословения владыки. Да и большинство из нас, кто сегодня на земле Луганской пред престолом Божиим «Святая святым» возносит, от митрополита Иоанникия путь свой пастырский начинали.
Часто спрашивали: «Строгий ли у вас архиерей?»
Мне, да и, наверное, большинству епархиальных священников ответить на этот вопрос непросто, потому что ответ парадоксален. Абракадабра какая-то выходит. Оксюморон. Единство противоположностей. Ответ звучит так:
- Строгий, но добрый.
Объяснить, как сочеталась отеческая доброта и архиерейская строгость по отношению к более чем трем сотням клириков, можно лишь тем, что владыка, имея феноменальную память и держа в уме информацию обо всех и каждом, обладает бесконечной любовью…
Это не громкие слова и не попытка лести. Отнюдь. После более чем двух десятков лет священства становится очевидно: никакого другого способа удержать в единстве и истине столь разных по мировоззрению, уму и образованию служителей Церкви, кроме любви, нет.
Причем это не любовь «в общем», не «любовь» сильных мира сего, которые любят всех, не зная никого. Здесь иное. Христово. Одна овечка в стаде заблудилась, и на нее архиерей силы тратит: о ней молится и беспокоится.
На каждой службе мы молимся о священноначалии, понимаем, что без него корабль наш церковный к доброму берегу не пристанет, что житейские мудрования и страсти не туда могут его привести. Именно поэтому отношение к владыке особое, ведь он не только большинство из нас привел к алтарю Господнему, он воспитал, он благословил, он рукоположил.
И сегодня, когда митрополит Иоанникий на покое, каждый из нас знает, что Владыка молится о нас.
Крепости сил Вам, дорогой Владыка! Многих лет и…. простите нас грешных!