Мое интервью "Молодогвардейцу" Договариваясь об интервью с пресс-секретарем Луганской епархии отцом Александром Авдюгиным, мы обозначили три главных темы - предстоящий юбилей бывшего митрополита Луганского Иоанникия, создание новой Ровеньковско-Свердловской епархии и архиерейский собор Русской Православной Церкви. Однако разговор получился чуть более глобальным
Александр БЕЛОКОБЫЛЬСКИЙ, «МГ»
- 7 февраля исполняется 75 лет владыке Иоанникию, который более 20 лет возглавлял Луганскую епархию. Эту дату в Луганске будут отмечать?
- Поздравлять, конечно, будем. И хоть владыка сейчас на покое, планируется совместное богослужение с нынешним управляющим епархией архиепископом Митрофаном. Дай Бог, чтобы здоровье у митрополита Иоанникия было в порядке.
Большинство наших священников рукоположено именно им. Он пришел на поле, где очень тщательно прошел плуг государственного атеизма и сумел по крупицам собрать веру и верующих, нашел тех, кто его подержал, прежде всего, потенциальных священников. Чего греха таить, в начале 90-х рукополагалось много священников, далеко не все из которых были достойны, он нашел именно тех, каких надо. Когда владыка Иоанникий возглавил епархию, в Луганской области было 32 прихода, а сейчас, не считая Северодонецкой епархии, только по югу Луганщины - 242. А если взять и Северодонецкую, получатся все 400. В 10 раз увеличилось число. Так что большая часть приходов нынешних трех епархий нашей области открыты при митрополите Иоанникии.
И жизнь у него была интересная. Он был келейником и ризничным двух патриархов в самые тяжелые времена хрушевских гонений. Затем преподавал в Одесской семинарии, исполнял обязанности эконома монастыря.
И в 1990 возглавил Донецкую и Ворошиловградскую епархию. Он - четвертый архиерей Луганщины. Первый - Никон (Петин), после него был Борис (Вик), затем Сергий (Петров), а потом Иоанникий (Кобзев). Но такой длительный срок, 22 года, никто на луганской кафедре никто не служил.
Удивительные свидетельства из истории православия на луганщине знает митрополит. Он рассказал о том, я даже вначале подумал, что это просто легенда, как, к первому архиерею луганщины епископу Никону (Петину) приходила мать Сергея Тюленина и очень просила его помочь открыть в Краснодоне церковь. Это действительно было. Именно от владыки Иоанникия я впервые узнал о том, что во времена немецкой оккупации на территории луганщины были открыты почти все оставшиеся неразрушенными храмы. Об этом не принято было говорить, как и остались до дня нынешнего неизвестные многим свидетельства о том, что священники на оккупированной территории помогали выжить не только прихожанам, но и кроме богослужения и окормления паствы вели работу, которую в советские времена называли «подпольной», то есть помогали Красной Армии. Так в селе Дьяково, прихожане тамошнего храма на Пасху 1946 года, в зашедшем в храм бравом офицере с капитанскими погонами, узнали своего священника, служившем здесь во время оккупации.
Владыка Иоанникий с большой любовью относится к церковной истории и всегда поощрял и поддерживал тех, кто ей занимается, кто неравнодушен к наследию своих предков.
И еще Владыка всегда находил общий язык с людьми, которые вообще к вере относились с презрением.
- Мне кажется, что с презрением все же не относились. Для виду нужно было партийную линию выдерживать, а в душе - вряд ли.
- Я прекрасно помню момент, когда мне лично пришлось просить кран, купол на церковь поставить, а в ответ: «Я вам кран не дам, а дам экскаватор. Чтобы вырыть яму, и вас всех в рясах туда закопать». Этот человек капитальной властью тогда обладал в Луганской области. Называть его имени, он до сих пор жив благополучно, думаю не нужно, Бог ему судья, но даже с такими людьми владыка Иоанникий мог находить контакт. Они при нем, наверное даже против своей воли, иными становились.
- Сколько было священников, когда пришел владыка, и сколько стало, когда ушел?
- Меня рукоположили в 1990 году. Тогда священников было чуть больше сорока на всю область, но это уже после празднования 1000-летия крещения Руси, когда пошел рост. А до этого было еще меньше. И они барражировали между приходами: тогда не позволяли держать священника подолгу на одном приходе, чтобы паства не привыкала. Постоянно переводили с места на место. Важная заслуга митрополита Иоанникия - это стремление к соблюдать формулу «один священник - один приход». Он ставил священника на приход - и все. Даже если ты провинился -отругает, накажет, но с прихода не снимет.
С поста он ушел, будучи постоянным членом Священного Синода УПЦ, - то есть входил в число самых высоких архиереев Украины.
- Вы упомянули, что «если кто-то провинился». А какие бывают провинности?
- Самые разные. Например, священник служит спустя рукава, перестает заботиться о храме. Или на приходе начинаются раздоры между прихожанами. Нормальный священник всегда раздоры утихомирит, любовью Христовой всех покроет, а там где любви нет, там страсти и превалируют.
Надо помнить, что под куполом храма грешники собираются. Церковь свята, а люди, наполняющие церковь - грешники, и все искушения, которые существуют, есть в любом приходе. Священник же - человек, который на первой линии обороны с лукавым воюет, на него первого нападают.
Что грех таить то? Священник тоже ему подвластен и нет смысла скрывать, что были прецеденты, когда за нарушение канонических норм и под запрет попадаем, и за штат уходим.
- Владыка Иоанникий руководил вначале епархией из двух областей - Луганской и Донецкой, затем только Луганской. При нем же Луганская епархия была разделена на две - Луганскую и Северодонецкую, теперь на территории нашей области выделена третья епархия - Ровеньковская. Зачем это было сделано, отец Александр?
- Для чего нужно больше епископов? В соответствии с правилами церковными, епископ в течение года должен посетить все свои приходы. Если взять всю Луганскую область, - за сколько лет наш епископ посетит все приходы? У нас есть приходы, особенно в сельской местности, где живого архиерея в глаза не видели. Молятся на каждой службе - «и господина нашего Высокопреосвященного архиепископа» - а кто это такой? По телевизору только и видят. Епископ должен быть с паствой не виртуально, а реально.
Второе - насколько я понимаю мы идем к созданию митрополичьих округов, то есть возвращаемся к исторически проверенному способу управления Церковью, где митрополит непосредственно отвечает перед предстоятелем церкви за положение дел в своем округе.
Версия же, что идет какая-то борьба в Киеве, не имеет оснований. Это не так. Да, конечно, разномыслия имеют место быть, но ведь еще апостол предупреждал, что «будут разномыслие между вами, дабы определились искусные». Но в руководстве епархий нашей области разногласий нет: и владыка Никодим, и владыка Пантелеимон - ученики владыки Митрофана по Киеву.
- А я слышал еще версию, что в новую Ровеньковско-Свердловскую епархию собрали те регионы Луганщины, где есть бизнес-интересы Рината Ахметова: «ДТЭК Ровенькиантрацит», «ДТЭК Свердловантрацит», «Краснодонуголь» (Группа компаний Метинвест).
- Никаких ахметовских козней тут нет.
Хотя я, честно говоря, не могу понять того, кто границы епархий рисовал. Получается, некоторые приходы, которые относятся к Ровенькам, находятся в двух километрах от Луганска.
- В Москве вот-вот начнется архиерейский собор Русской православной церкви. Какие вопросы будут обсуждаться на нем?
- Собор будет проходить четыре дня - со 2 по 5 февраля. . Ожиданий очень много. В Русскую Православную Церковь входит с правами широкой автономии УПЦ и РПЦЗ, а также многочисленные приходы по всему миру. Все они под омофором святейшего Патриарха. Собор прошел в зале заседаний ХХС. Накопилось много вопросов, которые требовали кардинальных решений. Обсуждались все стороны церковной жизни. На первом месте - вопрос церковного управления, в том числе административное деление и возможность создания митрополичьих округов. Среди тем - социальная работа Церкви. Здесь направлений очень много: работа с молодежью, пенитенциарная система, блок, связанный с детскими домами и домами престарелых, православные лагеря для молодежи.
Рассматривались вопросы, о жизни монастырей и большое внимание уделено информационной деятельности церкви. Ведь нападки на Церковь в последнее время приняли целенаправленный характер. Если раньше они были не спланированы, то сейчас видна руководящая рука, которая дирижирует серьезными информационными вбросами.
- Вы, наверно, имеете в виду критические публикации о священниках? Но ведь они же не на пустом месте возникают. Это же не выдумки журналистов.
- Сейчас часто обвиняют церковь, видя какой-то проступок, какое-то плохое поведение одного из священников. Нет смысла скрывать - бывают прецеденты. Но оттого, что священник грех сотворил это беда священника, а не святой Церкви. Не сможет исправиться будет наказан и архиереем, и Богом. Проецировать только на всю Церковь непорядочность одного не следует. В конце концов, и среди апостолов Иуда был, но мы ведь грех иудин на всех апостолов не переводим? И по чистому и по грязному проводу электричество проходит и лампочка гореть будет, так и благодать Божья и через грешного священника действует, но лично для священника-грешника его антиканонические действия и грехи будут в осуждение.
Также на соборе будет интересный вопрос - формы и методы сотрудничества церкви с государством.
- А вот это очень интересно.
- Нас в последнее время обвиняют, что мы срослись с государством, чуть ли не госзаказ выполняем. Мы на Крещение показали, как мы с властью сотрудничаем. В прошлом году за вход на «Восьмерку» в этот день деньги брали. Мы настояли в этом году, чтобы этого не было. Нам пошли навстречу. Это хорошее сотрудничество?
Там же, на пруду этом все прекрасно видели наши отношения с власть предержащими. Как мы общались? - Молебен Владыка отслужил, воду освятил, благословил всех, проповедь сказал, ко всем и вся обращенную. Да были и те, кто городом и областью руководит, также на морозе стояли и благополучно со всеми в прорубь ныряли. Если они при власти, мы что, должны их чураться? Если человек пришел взять благословение, а владыка ему это благословение дал - это что, форма сотрудничаем с государством? Надобно все же думать, прежде чем рассказывать о единстве кесаревого и Божьего.
Любая власть от Бога. Любая. Одна дается нам, чтобы мы совершенствовались, другая - нам в наказание, потому что мы этого заслуживаем. Поэтому мы молимся за любую власть, потому что это заповедано нам Библией.
Если губернатор Пристюк курирует строительство храма Умиление - то что, нам отказываться от проекта и помощи? Храм уже сегодня вызывает восхищение всех тех, кто посещает наш город, а приход этого храма реально помогает детской больнице. Или еще один недавний пример: президент Кучма помог построить Свято-Владимирский собор - мы что, должны были отказываться?
Сегодня Церковь совместно с властью осуществляет несколько социальных проектов. Разве станет хуже больному или бедному человеку, если мы вкупе с властью его вылечим, накормим и оденем?
Или с бизнесом отношения. Вот у меня в храме бесплатное электричество. Храм построен в память погибших шахтеров. Я пошел к директору объединения «Ровенькиантрацит» (еще ДТЭК не пришел на предприятие) и объяснил, что 2000 гривен в месяц на отопление и освящение мы не потянем. Отказа не последовала, до сегодняшнего дня помогают и ДТЭК тоже.
- Большинство тем архиерейского собора, которые вы назвали, - как бы внутрицерковные. А будут ли обсуждаться вопросы, которые волнуют широкую общественность?
- Из вопросов, которые волнуют очень многих - биометрические паспорта, трансплантация органов (позиция церкви в этом вопросе должна быть выражена), ювенальная юстиция и доставший всех вопрос ИНН - идентификационные номера.
- Ну, ювенальная юстиция нас пока не касается - это больше российский вопрос.
- Зато по биометрическим паспортам уже подписан указ Президента. Уже идут слухи о вживленных чипах. Сначала ИНН, потом вот биометрические паспорта. Это один из главных вопросов для верующих Украины. Биометрические паспорта - очень неоднозначная вещь. Насильственное их внедрение, хоть я и не хочу быть пророком, но может вылиться в массовые протесты и пикетирования государственных и церковных структур.
Архиерейский собор уже принял постановления по этим вопросам. Довольно жесткие по существу, но все же, насколько становится ясным, дискуссии продолжаться…
- То есть позиции никакой нет. Ну, вот у вас, отец Александр, идентификационный код есть?
- У меня есть. У храма - нет. Сделав храм юридическим лицом, я введу в смущение часть своих прихожан. Но с кодами уже все утихло, в общем-то. Есть закон: не хочешь - не бери.
Но на любую проблему находится множество маргиналов. Сайты, газеты, выступления - крик на весь интернет. Привести это может к самым разнообразным последствиям.
Вот в Северодонецкой епархии в прошлом году правящий архиерей наказал на севере области целую группу священников . Они царя Иоанна Грозного в купе с Распутиным считали святыми, а последнего царя искупителем объявили…
Так что маргинальные группы существуют везде и имеют влияние на людей. Есть они и в Луганске.
- Это, наверно, и стало одной из причин перевода Агапита из Северодонецка?
Только не это.
Владыка Агапит очень добрый человек, молитвенник, таких поискать надо, это монах из монахов. Однако рядом с ним появились люди, которые давно служили в церкви и начали соединять светское и духовное. Там были священники, которые одновременно являлись депутатами районных и городских советов. Они являлись членами партий, что вообще запрещено. Они подняли эту волну так называемого «протеста». И письма-жалобы писали в форме «приходской совет и администрация доводит до вашего сведения»… Это нонсенс, это противоречит принципам отношений государства и церкви, и, в конце концов, есть синодальные постановления о невозможности политических пристрастий в Церкви.
- А какие-то вопросы, связанные с УПЦ Киевского патриархата рассматривались архиерейском соборе?
- Возможно, но сегодня это не самые актуальные вопросы. Уже все сложилось. Эти три ветви - УПЦ КП, УАПЦ и наша УПЦ - мы сами потихоньку разберемся, главное, чтобы политики уняли свой зуд руководить церковью, а он у них, к сожалению, постоянно «зудит». У меня в блоге сегодня пару десятков священства из КП в постоянных читателях. Спорим частенько, но и ведь и молимся друг за друга.
Все станет на свои места. Если, конечно, нас политики вообще не разорвут в разные стороны. Обрядовых различий и богословских не существует. Раскол произошел из-за амбиций. Филарету нужно было сделать шаг назад, а он не пережил то, что его не избрали патриархом..
Владыка Митрофан, архиепископ Луганский, - председатель рабочей группы по диалогу с УАПЦ. Если бы никто не вмешивался, если бы сюда не привносили политику…
Я лично уверен, что если бы в Украине лет десять не было выборов, то сегодня бы мы имели единую православную Церковь.