Новая публикация в "Церковной православной газете" ПОМОЩНИК НА ПУТИ ДОМОЙ
Одной из удивительных особенностей нашей веры является реальное участие святых подвижников в духовной жизни каждого верующего. Святые в Церкви - это образцы христианской жизни. Используя их опыт, их молитвы, поучения, книги, мы можем правильно совершать свой духовный путь.
Но одновременно - они и помощники на этом пути. Своими молитвами к Богу, любовью, приобретенной в христианском подвиге, они поддерживают нас. И многовековой опыт Церкви подтверждает этот факт.
Молитвенное обращение к святым, повсеместно- и местночтимым, приносит нам великую пользу. В этом почитании на нас исполняются слова Божия обетования: «Кто принимает пророка во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника во имя праведника, получит награду праведника» (Мф. 10: 41).
Святые подвижники находятся вне времени. Если в любом храме (будь то кафедральный собор или деревенская церквушка) мы посмотрим на иконы святых с точки зрения времени, то увидим, что перед нами - все эпохи церковной истории. Но вместе с тем, в духовном смысле, они для нас - современники.
24 апреля (по н. ст.) Церковь чтит память одного из первых своих святых, ученика святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, епископа Пергамской Церкви (в Малой Азии), мужа апостольского, священномученика Антипы.
Именно о нем упоминает апостол Иоанн в своем «Откровении»: «И Ангелу Пергамской Церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч: знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа» (Откр. 2: 12-13). Епископ Пергамский Антипа жил, проповедовал, подвергся гонениям и мучениям в I в., который впоследствии определили как «апостольский век».
Проповедь епископа Антипы приводила в ярость языческих жрецов. Они упрекали его в том, что он отвращает народ от поклонения отечественным богам, и требовали прекратить проповедь о Христе и принести жертву идолам.
Святитель Антипа на эти обвинения спокойно отвечал, что не станет служить богам-бесам, которые бегут от него, смертного человека, лишь только он в молитве призовет в помощь Спасителя Иисуса Христа. На возражения жрецов, что их боги существуют издавна, а Христос появился недавно и был распят при Пилате как злодей, следовал ясный и четкий ответ святителя, что языческие боги созданы руками людей, и все сказания о них исполнены примерами беззаконий и пороков.
Эти дискуссии и споры всегда заканчивались молитвой епископа Пергамского, в которой Антипа твердо исповедовал веру в Сына Божия, воплотившегося от Пресвятой Девы.
Разъяренные жрецы, видя тщетность и недейственность своих попыток заставить святителя отречься от веры во Христа, повлекли священномученика Антипу в храм Артемиды и бросили его в раскаленного медного вола, куда обычно бросали жертвы идолам. Священномученик в раскаленной печи громко молился Богу, прося принять его душу и укрепить веру христиан. Он отошел ко Господу спокойно, как бы уснув.
Ночью христиане взяли не тронутое огнем тело священномученика Антипы и с честью похоронили в Пергаме. Гробница священномученика стала источником чудес и исцелений от различных болезней. В народе прибегают к священномученику Антипе при зубных болях. Почему именно так?
В начале XIX в., после войны с Наполеоном, тихие и спокойные времена наступили в Российской империи. Нет, войны были, но далеко. В центре же России наполнялись города, села, деревни и станицы людом православным, землепашеством и ремеслами занимающимся.
В это время помещики, особенно черноземных губерний, отправляли на Землю Святую, в Палестину, своих крестьян. С каждой семьи по человеку. По очереди. Как приходской поп благословил, а управляющий имением разрешил, или барин назначил.
Паломников собирали всем обществом. Наказов о молитвах, поклонах и литургиях с молебнами на Святой Земле, у Гроба Господня, было великое множество.
Прощались не без слез. Дорога дальняя, и не все могли ее одолеть. На исхоженном пути частенько бугорки с крестами попадались. Кто-то Богу душу отдал, к Его святыням направляясь, а другие, наоборот, из паломничества до дома не добрались. Преставились, отмолившись и за себя, и за весь род свой. Ведь полгода в одну сторону паломники шли и столько же времени пути - на Родину, да шесть месяцев молитвы и трудов по святыням, церквам и монастырям Святой Земли. Время немалое.
Одна из таких паломнических групп, где-то в середине позапрошлого века, решила с нахоженного паломнического пути свернуть, дабы сократить путь к родным домам и хатам. Были это крестьяне Богучаровского уезда Воронежской губернии, то есть северные соседи земель нынешнего востока Украины. Шли летом, торопились к жатве, поэтому и решили «срезать» часть пути, идти напрямки, через Миллерово к Богучару, а там уже и до родных деревень рукой подать.
Вечером остановились у начала сильно заросшей лесом и кустарником балки. Услышали шум воды и поняли, что Сам Господь привел их к ночлегу. Когда немного спустились, увидели небольшой водопад из бьющего из-под камней полноводного родника. Вода образовала озерцо и бежала в темную глубь, затянутую водорослями, тиной и небольшими камышами.
Расположились на склоне, предварительно окружив место ночевки толстой меховой веревкой, преградой для змей, которые всегда расселялись на границе между сухой ковыльной степью и водой. Отмывшись от дорожной пыли, наелись горячей похлебки и, поблагодарив Бога за хлеб насущный и ночлег удобный, улеглись спать. Умаялись паломники: путь нелегкий.
Утром, с зарею, как и положено, первым поднялся староста. Удивившись легкости тела и тому, что от короткого сна полностью пропала столь долго копившаяся усталость, решил еще подождать, не будить ходоков-молитвенников, и спустился к кринице умыться.
Встающее солнце играло в падающей воде разноцветными всполохами. Староста залюбовался красотой, перекрестил лоб со словами «Вся премудростию сотворил еси…» (Пс. 103: 24) и тут же замер в изумлении: из водопадных струй живительного родника на него смотрел человек в епископском облачении.
Староста хотел было крикнуть, позвать сотоварищей, но смог лишь сдавленно произнести, часто крестясь:
- Господи, что же это??? Господи, как же это???
Но его услышали. Спустились еще несколько богомольцев-крестьян и с благоговением уставились на водопад. В падающей воде стоял епископ. Сколько продолжалась это видение - неведомо, только сильнее заиграло солнце, брызги утратили свои радуги, и чудесное видение растворилось в воде.
В те времена народ был не только богобоязненный, но и знающий Закон Божий. Любимыми рассказами в долгие зимнее вечера были жития святых. Знали наши предки на перечень не только подвиги мучеников и преподобных, но и как многие из них выглядят. В церковь-то все ходили, а там образа на стенах да аналоях.
Когда отошли немного от восторгов, то спели молитву благодарственную и тут же начали судить да рядить, кого это они в роднике увидели, кто им знак подал и для чего явился на зорьке?
Но тут никто не мог сказать, что же это за святой был, из криницы на них смотревший. Не встречался никому из богомольцев этот образ. Пока размышляли да спорили, время подошло путь продолжать, и тут другие странности определились. С изумлением смотрели паломники на свои чистые, без царапин, ссадин и больных мозолей ноги. Ведь вчера вечером крутило стопы от дороги дальней, болело тело, покрытое незаживающими ранками… А нынче - пропали болячки.
Особенно радовались те, кого зубы донимали. Где его выдернешь, без коновала? Сейчас же улыбались богомольцы, чудесно освобожденные от изнуряющей боли. Не болели зубы! Всю оставшуюся дорогу (а шли еще больше двух недель) только и разговоров было, что о чуде у криницы. Воду же из источника каждый в котомке домой нес, сберегая тщательно вместе со святынями палестинскими.
К уездному Богучару пришли через несколько дней к вечеру. Заночевали во дворе церковном, под навесом. Хотя то уже и не сон был - так, передохнули немного, дома-то родные рядом - день-два пути. Да и многие из местных жителей пришли посмотреть на ходоков-молитвенников, рассказы о святых местах послушать, узнать, что за морями делается, да как иноземный и иноверный люд живет. Когда же наши богомольцы о чудесном явлении, с ними недавно приключившемся, рассказывали, то многих сомнения одолевали: как это в наших краях да в такое время грешное чудеса происходят?
Но слова те об удивительном источнике в памяти крестьян отложились, а наутро, когда перед дорогой паломники зашли в храм Божий, чудо недавнее и подтвердилось. В притворе храма, с левой стороны, со стены смотрел на них тот же епископ. В нимбе над ним упавшие на колени богомольцы прочитали: «Святой священномученик Антипа, епископ Пергамский»…
Протоиерей Александр Авдюгин