Троица Святая, Слава Тебе!

Jun 12, 2011 06:19

С Праздником Святой Троицы!




Предлагаю Вашему вниманию статью игумена Феогноста (Пушкова) abbatus_mozdok опубликованную в нашей епархиальной газете "Православие Луганщины".

Пятидесятница - день Рождения и Единства Церкви




Существует два образа, с которыми неразрывно связан настоящий праздник: один образ исторический, другой - нравственный.

Сегодняшний Праздник уходит своими корнями в глубокую древность, в древность Ветхозаветной Церкви. В церковном песнопении на День Крестовоздвижения есть такие слова: «Неплодящей прежде Церкви ныне процвело древо Креста» . Так вот, «Неплодящая Церковь» - это Церковь ветхозаветная, которая состояла из ветхого Израиля. И образовалась она именно в день Пятидесятый после Пасхи, исхода из Египта. Образовалась она у подножия Синая. Об этом подробно описывается в книге Исход, поэтому не будем особо уделять внимание исторической канве событий, а остановимся на их смысле.

Позже, когда ветхий Израиль войдет в Землю Обетования, Господь часто будет повторять: «Когда вы были еще не народ, люди многочисленные, я избрал вас, освятил и сделал Своим народом». В наше время странно слышать такие слова, ведь для нас народ это и есть «люди многочисленные». Но на языке Библии люди многочисленные - это толпа, а народ, это люди, принявшие определенную структуру. Народ Божий - это люди, принявшие Божию структуру, вошедшие в Его область, признавшие Его Своим Господом, то есть Господином. Структура Божия - это Церковь. Наши современники часто уверяют, что верят в Бога, но не испытывают нужду в Церкви. Да, они могут действительно верить в Бога. Но и бесы веруют, только любви не имеют. Для тех, кто возлюбил Бога, пожелал стать Его народом, Его Церковью одной веры в Бытие Божие недостаточно. Нужно еще и доверие и покорность. Это возможно лишь при наличии Любви. Если есть любовь, то есть и доверие к Тому, Кого любишь.

Стать народом Божиим - значит, войдя в «Тело» Церкви в качестве ее живого и реального члена, признать и ее нормативные требования, отказаться от своих эгоистических амбиций и всю жизнь превратить в служение Богу. Это относится не только к священникам и монахам: это относится ко всем, кто принял крещение в Церкви и стал православным Христианином. Христианин - это человек, который становится причастником Христа, следует за Ним везде: и на Голгофу и - как итог Голгофы - в Царство Небесное.

Тема народа Божьего неразрывно связана со святостью. Святость - это не безгрешность. Все люди - согрешают. Святость - это открытость для Бога, которая позволяет вмещать силу освящения, которую нам дает Бог. Парадоксально, но мы, часто говорящие о своих грехах, забываем о том, что в нас есть сила освящения, сила Святаго Духа. Есть два парадокса: мы святы святостью Божией (в той мере, в какой мы ее вмещаем, как члены Церкви), и другой факт - мы грешники, и грехи эти наши. То есть с одной стороны - святость Божия, с другой - наши грехи. Святым сам стать никто не может: только Бог может сделать человека святым, то есть освятить человека.

У подножия Синая толпа выходцев из Египта. Еще толпа! - Она становится народом Божиим. Господь освящает этот народ, очищая его грехи и скверны.
В 24 главе книги Исход описано рождение ветхозаветной Церкви: Господь предлагает условия вступления в союз с Ним, для того, чтобы эти люди стали Церковью Божией. Народ, принимая это условие, приносит священную жертву и окропляется кровью со словами: «Вот кровь завета, который заключил Господь с вами» (Исх.24:8). Совершается священнодействие, богослужебный обряд. Народ стал Господним.

Перейдем к новозаветной Пятидесятнице. Рождение Святым Духом новозаветной Церкви совершилось в день памяти Рождения Церкви ветхозаветной: в день Пятидесятницы. Это не случайно. Бог показал преемство двух Заветов - Ветхого и Нового. Ветхий Завет достиг своей полноты, своего смысла в Новом. «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе» (Деян.2:1). Греческая фраза «эпи то авто», которая здесь переведена как «вместе», обозначает так же и Евхаристию. Община, объединенная верой, собралась, чтобы явить в себе Присутствие Христа, и Дух Святой сошел на эту Единую и Единственную на земле общину.

Второй образ, который неразрывно связан с настоящим праздником - это Вавилонская Башня, смешения языков. «Когда сошел, сливая наречия, разделил народы Всевышний, а когда огненные языки раздал, к соединения всех призвал, и в согласии славим Всясвятаго Духа» (кондак Пятидесятницы).
Что означает это чудо смешение языков в Вавилоне?
Язык - это основа общения. У языка есть свой духовный подтекст, своя система понятий. Понятийный аппарат в языке важнее грамматического. Когда люди разных национальностей общаются в мире и взаимопонимании, мы говорим: «Они нашли общий язык» или «Они общаются на одном языке», и для нас не важно, что один из них француз, другой араб, а третий - русский.

Понятийный аппарат первичнее грамматического. Именно он создает различия в грамматике разных языков. Знать грамматику - не означает знать язык. Знание языка это обладание его духовным, культурным корнем, его историей и теми условиями, которые повлияли на формирование его смысловой базы, базы формулировок и определений.
Подобное языковое единство может распасться, если его цели и методы каждый видит по-своему, если люди начинают оперировать разными понятиями, что тоже самое, что «говорить на разных языках». В Вавилоне произошло именно смешение языков общения, а не даны были новая фонетика, грамматика и стилистика иных языков.

Что означает смешение языков в Вавилоне?
Всякое предприятие держится на единстве, а истинное единство возможно только в Боге. Там же, где основой является грех, Бог помощником быть не может. Господь покинул тех, кто воодушевил себя лукавым начинанием и оно распадается, как дом, построенный на песке. Невозможно сообща построить общую Башню теми, у кого потоки человеческой страсти, гордости и эгоизма создали в душе собственное сооружение. Ни о какой одной общей цели уже и речи не могло быть. Каждый видел в создаваемом сооружении только средство утверждения своего личного эгоистического «Я». Так грех разделяет людей, раскалывает общество.

В своей Первосвященнической молитве Христос просил Отца: «Да будут все едино в Нас» (Ин.17:11,21). Не просто единение ради чего угодно, но - Едины в Господе, в Котором только и возможно всякое подлинное, настоящее единство. Всякие другие принципы единства - призрачны, так как построены на непрочном временном фундаменте, который разрушается и здание рушится. Единство в Боге - это единство вечное. Единство Истинное - это союз, это общение. Дух Святой нам дарует благодать общения, благодать единства. Пятидесятница - это обновление общения. Того общения, которое расстроено грехом, но восстановлено силой Святаго Духа во Христе Богом.
Нам дана и благодать диалога.

Общение - это одновременно и талант и ответственность. Мы можем погубить человека и можем его спасти. Все зависит от общения с ним.
Общение - это не только умение говорить, это еще и умение слушать, точнее - вслушиваться в глубину сердца, в глубину души человеческой.
Особое умение - слышать тишину. Внимать безмолвию - это качество святости. У Рильке (англ. поэт) есть такие удивительные слова: «Святой стоял, держа осколки слов, разбившихся о созерцание».

Созерцание - тоже общение, но уже поверх слов. Созерцающий, общается с той глубиной, которую мы пытаемся выразить словами. Именно нам, христианам, дана благодать - в Таинстве Евхаристии созерцать и ощущать Христа, живущего в Церкви, в членах тела Церкви, но для этого нам нужно быть реально едиными Христовым Телом, объединенными общей верой, любовью и единомыслием. Всякое отпадение от Тела Церкви в расколы - есть отпадение от единства и любви. Дух Святой сошел только на одну общину учеников, объединенных вместе. Он не сходит на разрозненное и враждующее. Возможность получить дар Духа Святаго открывается только в перспективе нашего реального вхождения в Единую Святую Православную и Апостольскую Христову Церковь.

Троица, статья, Церковь, газета

Previous post Next post
Up