http://orthodoxy.org.ua//tn/node/13213 16 Ноябрь 2010 13:52
Протоиерей Александр Авдюгин Недавно в потрепанной книжке прочел историю…
«Бабушка ставила по праздникам свечку перед образом Георгия Победоносца, а змею, изображенному на иконе, показывала завсегда «кукиш» и приговаривала: «Вот тебе, святой Егорий, свечка, а тебе, сатана, - дуля». Расстроила и рассердила нечистого так, что он не вытерпел - явился к ней во сне и стал стращать: «Попадись ты только ко мне в ад, натерпишься муки! Вспомню я тебя твои «шиши»». После этого пугающего сна стала бабушка по свечке и Егорию, и змию ставить. Прихожане недоумевают и спрашивают, мол, зачем она это делает?
- Да как же, родимые! Ведь не известно еще, куда попадешь: либо в рай, либо в ад!»
История давняя, известная, но далеко не архаичная, а абсолютно современна и к нашему церковному сегодня имеет самое прямое отношение.
Уже столько говорилось и писалось о том, что нельзя одновременно «налаживать отношения» и с Богом, и с теми, кто с Ним борется. А воз и поныне там. О бесах больше думаем и защиты от них ищем. Знаменитое украинское «пороблэно» в лексиконе и сознании не только сельских жителей. В городских храмах разговоры о порче и бесовском вселении отнюдь не редкость. Причем, тут с изысками технологическими подается, с современными мотивами и рассуждениями о космических силах, дискретных разнообразиях, с приправой восточной мистики и астрологических предсказаний.
Как будто не повторяем мы практически ежедневно: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Матфея 4:10)…
Почему же так?
Отчего проблема решается не по рекомендованному «плюнь и дунь на него», а посредством - каждому по свечке?
К сожалению, сами в этом виноваты. Не объяснили толком, что делать реверансы в сторону зла - абсолютно бессмысленное занятие, так как мы, человеки, для сатаны и его клевретов представляем интерес лишь в качестве жертвы. «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет 5:8).
Розовая сказочка о том, что когда-то один из святых заставил беса петь «Святый Боже», и сущность с рожками и злобой на третьем повторе превратилась в ангела, продолжает в разных вариациях пересказываться. А ведь подобное невозможно. Ненависть для бесов стала единственной формой отношений, для них даже собственное существование мучительно, а мы все пытаемся их ублажить и перевоспитать.
Может быть, все же лучше почаще рассуждать и каждому втолковать то, что бес без нашего желания и разрешения ничего сам сделать не может. Евангелие об этом четко и однозначно говорит. Давеча в храмах читали, как Господь бесов в свиней отправил. Не сами они вселились, а Он нечисть эту по их же просьбе туда и отправил. Нет у злых существ возможности самостоятельно «вселяться», не обладают они такой силой.
Мы их сами приглашаем, кормим и взращиваем. Как? Стремлением все свои проблемы, искушения и неудачи приписать каким-то внешним обстоятельствам. На любое наше «не вышло» - найдется внешняя причина, на собственную болячку - определится виновник. Оправдывать себя стало само разумеющимся состоянием, и нас даже не удивляет, когда ребенок, разбив чашку, не говорит «простите», а заявляет, что она на краю стояла…
От рукопожатия - до дружбы со злом
Нежелание видеть собственную несуразность и неумение, обрастает ворохом оправданий и претензий ко всем и ко вся. Тут обязательно и лукавый постарается подсуетиться, подскажет подходящее объяснение. Это начало рукопожатия со злом.
Далее вступает в силу артиллерия суеверий, предсказаний и прогнозов. Ведь с ними представить собственный грех, как вынужденный и единственно возможный выход, намного проще, да и звучит убедительнее. Ссылки на злой взгляд соседа, пустые ведра, неблагоприятный астрологический прогноз и отвратительную карму нынешнего дня не только убедительны для окружающих, но и собственную совесть убаюкивают.
Сотрудничество налаживается. От рукопожатия переходим к активной дружбе с теми, кто никогда не будет добр. И скоро они потребуют зажечь свечку и себе… приравнять свою нечистую сущность с Творцом, то есть отказаться от первой заповеди Божьей.
Практически на каждой исповеди приходится выслушивать сетование на злые силы, которые житья не дают. Они действительно очень злые и ненасытные, и избавиться от них не просто самостоятельно, без помощи Божьей практически невозможно.
Так почему же не заниматься профилактикой? Мы ведь в прошлом году все марлевые повязки одели, чтобы грипп не подхватить. И неудобно, и противно, и неловко, но одели. Аналогично и с защитой духовной. Через часто меняемую повязку покаяния, укрепленную огнем очищающего Причастия, ни один бес не проникнет…
Грязное по умолчанию намного быстрее к грязному прилипает, а «для чистых все чисто» (Тит.1:15).