киевские встречи, экзамены и прочие...

Mar 11, 2010 21:34

О киевской девятидневке немного расскажу, вот только без фотографий повествование получится, что печально и огорчительно. Решил в предпоследний столичный день на Майдане немного поснимать и для более качественной съемки хотел перевести свой «Olimpus» в иной формат, да вот кнопочку нажал не ту что надо. Результат - катастрофический для тех фото, что в аппарате уже были. Отформатировал я всю свою гигабайтную память…

День первый жилищно-определительный получился.
Отец Иона, наместник Ионинского монастыря, любезно благословил пожить у него, так как нас всех, в преддверии визита патриарха, однозначно и беповоротно из Лаврских гостиниц попросили…


архимандрит Иона

Гостиница в монастыре нет, просто в домике с трапезной, вверху под крышей мансарда, с несколькими маленькими кельями, в одной из которых живет fr_spyridon с кем мы и провели за разговорами удивительный вечер. На второй день ко мне под крышу поселили двух сербов, а на третий я переехал в иное жилище, которое мы сняли с однокурсниками.
Архимандрит Иона утреннее правило в храме читает, полностью, а канонник открыт только на начальной странице, причем за полным сводом утренних молитв следует еще набор каких то молитвословий…
В кельях гостиницы и во всех помещениях монастыря, а также на улице радиоточки висят и службы транслирует. Поют греческим распевом.
Соборование в монастыре ежедневно
Службы в 7 утра и четыре вечера.

Интернет с этим модемчиком киевстаровским работал отвратительно. Оказалось, что это в Ионинском только так плохо с модемным соединением (как и с телефонным), когда перебрался в иное жилище, он вполне прилично законектился.

Экзамен по каноническому праву.
Препод о.Сергий Вейго (в обиходе «Ленин») всю лекцию посвятил разъяснению вопросов церковного суда (так и не разъяснилось), да абсолютным и условным препятствиям на брак.



о Сергий Вейго

У меня на экзамене спросил, какие существуют органы епархиального управления? Я ответил, что их два: владыка Иоанникий и секретарь отец Яков. Ответ приняли к сведению.

Лекция по церковной археологии практически вся посвящалась доказательству, что данная наука с археологией как таковой контачит, но не сильно и более тесно связана с литургикой, поэтому и считалась долгое время составной частью именно литургики и лишь благодаря двум именам, а конкретно Голубцову и Покровскому смогла стать самостоятельной величиной, то бишь - «наукой». По моему грешному мнению, пусть бы она там и оставалась, а церковное искусство вкупе с архитектурой, иконографией и пением вынести в отдельный предмет.
На экзамене - вопросы о барокко, московских периодах зодчества, да стилях новгородских, киевских и т.д., а название «археология».
Хотя надобно заметить преподаватель на лекции много толково-интересного поведал. И еще попросил не брать дипломную работу связанную с катакомбными вопросами первых веков христианства. «Уже столько написано, что катакомбы не вместят»

Второй день: Византология и Основное богословие.
Изложить полугодовой объем любого предмета за полтора лекционных часа естественно невозможно и каждый преподаватель пытается сконцентрировать внимание на особо важных вопросах предмета.
В истории Византии, один из таких пунктов - цезарепапизм. Начинался он с императора Юстиниана, помните, наверное, его слова: источником всех богатств церкви является щедрость императора
Именно этим «золотым» годам Византии и уделил больше всего времени в своей лекции отец Николай Данилевич:


В образовавшемся «окне» между экзаменом по Основному богословию и Византологией, в редакции интернет-портала вновь заговорили, в ракурсе грядущего визита Святейшего в Киев о Юстиниане и его политике.
Общем, попрощался я с гостеприимными журналистами портала и заявил, что пошел сдавать цезарепапизм. Накаркал (напророчествовал?). Именно билет о императоре Юстиниане вкупе с событиями вокруг V Вселенского собора мне и попались. Вопросов у отца Николая по существу моих архизнаний в Византологии не возникло, а вот огорчить я его все же умудрился.
Да кто же знал, что так получится?
Поставил мне хорошую оценку отец Николай, побеседовал с кем то по телефону на греческом, а потом возьми и спроси:
- Там в вашем регионе священник есть, Роман Киндрат, учились мы вместе с ним, не знаете такого?
Знал я его. Хорошо знал. Да вот погиб он, три года назад. Рукоположили батюшку далеко от мест родных. В екатеринбургской епархии, на Урале. Приход дали. Машину он купил. Волгу 24-ую, подержанную уже. На ней, считай сразу после покупки, и разбился….
Рассказал я все это отцу Николаю, он не поверил даже. Всё уточнял, о том ли отце Романе мы говорим. О том оказалось. О том.

«Основное богословие» сдавал о.Владимиру Савельеву.


Знакомы мы с ним давненько. Изначально встреча наша тут в ЖЖ произошла.
Билетик я все же взял, а там два чрезвычайно интеллектуальных вопроса.
Первый, насчет Божественного бытия и отношения его миру тварному, а второй еще интеллектуальней, а именно: «Джихад». С Божьим бытием и мире тварном мы разобрались четко и оперативно, а вот насчет джихада повздорили немножко. Я все твердил, что «джихад» это не всегда лишь только «убей неверного», а о. Владимир был более склонен к тому, что нравственное понимание данного столпа ислама, обычно лишь исключение.

Догматическое богословие дня следующего прошло как то незаметно, за исключением того, что вместе с нами сдавали данную науку наук должники с четвертого курса и параллельной группы, на которых игумен Аристарх и заострил свое внимание. Мне же попались назореи с евиомитами вкупе с тринитарными спорами времен Григория Нисского. Можно сказать легко отделался, так как с этими ипостасями, омисиусами и омусиосами сколь их не объясняй и не разъясняй ошибиться элементарно, тем более при конвейерном экзамене.

Должно заметить, что уже вторую сессию мы сдаем в подвале 55-го корпуса, в аудитории именуемой «расстрельная». Она действительно практически во всем похожа на тот подвал, в котором содержали молодогвардейцев и который я очень даже хорошо знаю, так как живу в городке, где этот каземат находится.
«История западных конфессий», что конкретно в данном случае означает католиков, прошла незаметно и в какой то мере «по быстрому». Да и неудивительно, с утра Святейшего встречали, вкупе с президентом нашим новым.
Официоз рассказывать не буду, сами читали, а вот особенность одна была, как по мне - знаковая. Патриарху местный политический «бомонд» пытался приписать политические составляющие его приезда. Не вышло.
Не было политики.
Было благословение святителя своему чаду. Вот и весь сказ.

Пятый день, экзаменационно последний с философским уклоном и не только потому, что «История Философии» в очереди на сдачу стояла. Дело в том, что по иному проходят две последние сессии. Все друг друга знаем, появились довольно близкие отношения с однокурсниками и банальное осознание того, что очередная яркая неделя встреч, переживаний и общения уходит в прошлое, наложило немного грустный штрих даже на солнечный, по сути, весенний киевский день.
На консультации Тарасий Борозинец долго нам рассказывал о вопросах отношений между собой различных философских систем. Мы его усиленно внимательно слушали, а в конце полуторачасовки объяснили, что у нас вообще то билеты в ином тематическом ракурсе расположены, а именно в «истории русской философии» от Сковороды до Ульянова с Ильиным и парижской школой.
Тарасий Анатольевич не огорчился и задал нам в расстрельной аудитории полтора десятка тестовых вопросов сплошь о русских философах с тремя вариантами ответов, на что мы и ответили к вещему и общему удовольствию. Сильно ошибиться было сложно, так как аудитория сия больше 12 душ не вмещает, а нас там два десятка было….

Распрощались… и разъехались.
Все, кроме меня.

Нужно было ждать вторника, когда на базе академии проводилась конференция по Сравнительному богословию и мне, как преподавателю наших луганских училищ было рекомендовано (читай: указано, приказано, благословлено) в ней принимать деятельное и непосредственное участие.

Суббота, естественно, на Петровку. За книжками и дисками. Себе ЖЗЛ, матушке - нового Акунина, внучке очередное дополнение к Симам, матушкиному начальнику книжку с кулинарными опытами Макаревича.

С Петровки старый друг забрал, обедом домашним накормил и помог новую Noki-ю подобрать, старая совсем прохудилась.

Вечером сходил на всенощную, в уголочке Ильинской церкви постоял, помолился и нескончаемому потоку исповедников порадовался.

Воскресный день начинался по-киевским меркам, в восемь утра, так как служба на «Гласе» в храме архангела Гавриила в девять, то есть тогда, когда она у меня на приходе заканчивается. В храм приехал раненько. Вместе с пономарями.
Литургию возглавлял отец Георгий Коваленко, глава пресс-центра и пресс-секретарь Блаженнейшего, он же и настоятель. Служил вместе с о.Андреем Дудченко (webpadre ) и прочими сотрудниками телеканала «Глас» в сане пребывающими. Второй раз в этом храме служу и удивляюсь новизне восприятия Литургии. Трудно сразу определить почему такое волнение и особый молитвенный настрой, но богослужение действительно захватывает. Казалось бы знакомые до буковки молитвы и прошения, а звучат по-иному, все известно и понятно, но как будто впервые.
Две проповеди. Первая о.Георгия, связанная с Евангелием, вторую я говорил, насчет того, что скопом к Богу не идут, а каждый по своей тропиночке к Нему топает.
Пообщались о делах наших поповских и событиях церковных, да и разъехались.

Погулял немного по Киеву, промерз от холодного ветра и неубранных столичных сугробов, и пошел готовиться к встрече гостей.
Вечером одинокого луганского попа любезно проведали juliaoz, izverg_men, monarxistka, и примкнувший к ним heruvim_m, ждали и webpadre, но он заболел.
Под креветки хорошо рассуждалось о делах наших бренных, общем, вечер удался.

Понедельник - первый день весеннего марта записали на «Гласе» две телепрограммы. Одна, к Лазаревой субботе, вторая - об особенностях времяпровождения Страстной Седмицы. В студии телеканала я уже и раньше был, а вот гримировали меня впервые. Чудно…
Телебеседы, надеюсь, получились интересные, впрочем, посмотрим скоро…

В день отъезда решил утром пораньше, что бы в Лавру успеть на семинар по сравнительному богословию, из-за которого лишние дни в Киеве пробыл, отвезти вещи на вокзал. Много их за неделю накопилось, да и три иконы киевский мастер-иконописец изготовил. Упаковался. Такси вызвал и поехал.
Утро. Солнышко. Домой скоро. Красота.
А на вокзале аврал. По радио раз за разом повторяют: «Увага! У зв'язку із загрозою вибуху просимо звільнити приміщення вокзалу», что по-нашему означает: «Вокзал заминировали. Тикайте» И, соответственно, никого никуда не пускают, но так как камера хранения под землей, то бишь в «безпечному приміщенні», то вещи мои все же приняли и я быстренько ретировался от терроризма в Лавру.

О семинаре по сравнительному расскажу, в другой раз… Тут отдельный разговор.

друзья, сессия, встречи, Лавра, Киев

Previous post Next post
Up