Кураев в Донецке

Jun 02, 2008 07:24




Материал о концертном туре и крестном ходе, опубликованный в «Газете по-донецки» 22 мая 2008 г.

Иконы, мощи, и рок-н-ролл

В Донецке состоялся беспрецедентный крестный ход с концертом «ДДТ» и других команд

Очень оригинально отмечают сейчас на Украине очередной юбилей Крещения Руси. С апреля по городам страны возят чудотворные иконы и мощи святых, а одновременно там проходят приуроченные к этому концерты рок-музыкантов, перемежающиеся проповедями.

Со стороны может показаться, что организаторы празднеств перегибают палку и смешивают несовместимое. Однако сами они утверждают, что в беспрецедентном объединении таких разных мероприятий нет ничего кощунственного, наоборот, это позволяет вовлечь в орбиту праздника множество самых разных людей: старых и молодых, верующих и почти ничего не слышавших о православном христианстве.

Во вторник празднества, посвященный 1020-летию Крещения Руси князем Владимиром, докатались и до Донецка.

Утром в Свято-Преображенский кафедральный собор крестным ходом привезли несколько святынь: Зимненскую икону Божией Матери, Киево-Печерскую икону Богородицы «Успение», икону святителя Феодосия Черниговского с частицей его мощей, а также частицы мощей равноапостольного князя Владимира и преподобного Агапита Печерского. Целые сутки к храму стекались верующие со всей области, желающие приложиться к святыням.

А вечером народ (в основном уже другой - молодой) потянулся в парк имени А. Щербакова, где состоялся бесплатный концерт, который давали легендарная российская группа «ДДТ», а также украинские команды «Братья Карамазовы» и «С.К.А.Й». Впрочем, пришло туда и довольно много немолодых людей, а в толпе возле сцены были замечены даже некоторые заместители донецкого мэра.

Перед началом представления выступил местный батюшка - протоиерей Никита Панасюк, сам бывший рокер.




А потом дважды в перерывах между выступлениями к микрофону выходил известный московский диакон и богослов Андрей Кураев, который по популярности может дать фору многим артистам - он часто появляется на экранах телевизоров, написал множество книг, которые мгновенно раскупаются, постоянно курсирует с лекциями по городам СНГ, а последние пять лет стал часто выступать с проповедями на православных рок-концертах, в которых, кроме «ДДТ» и «Братьев Карамазовых», участвуют другие не менее известные группы. Но в Донецке подобных концертов прежде никогда не было.

Однако, вопреки нехорошим предчувствиям православных скептиков, юная публика, заполонившая площадь перед сценой, встречала выступления священнослужителей одобрительным свистом и даже аплодисментами. Так, бурную реакцию вызывали слова Кураева, говорившего о выборе между свободой и несвободой: «Самая главная SMS-ка, которую человек получит в своей жизни: «Проснись, Нео: Матрица имеет тебя!». Вслед за диаконом народ с удовольствием скандировал текст из песни Виктора Цоя: «Если есть стадо - есть пастух, если есть тело - должен быть дух, если есть шаг - должен быть след, если есть тьма - должен быть свет!».

Конечно, не вся собравшаяся молодежь откликнулась на проповедь, многие пришли лишь для того, чтобы на халяву послушать «ДДТ» или просто потусоваться и попить пива. Кстати, вход в парк со стороны пруда был заставлен несметным количеством пустых бутылок. Но те, кто увлекся пивом, не очень и спешил к сцене. Нашлись и такие, кто отдал предпочтение дискотеке на танцплощадке, которая своей тяжелой и мрачной музыкой безуспешно пыталась заглушить песни приезжих рокеров.

В промежутках между выступления на больших экранах показывали отрывки из анимационного сериала «Сказание о Крещении Руси». О том, по какому, собственно, поводу проводится концертный тур, время от времени напоминал и его ведущий Юрий Молчанов. По его словам, Крещение Руси князем Владимиром по сути, положило начало государственному образованию тех стран, который мы сегодня знаем как Украина, Россия, Беларусь. И поэтому концертный тур, и крестный ход напоминают об общих духовных корнях славян, о том, что их объединяет.

Сергей ГОЛОХА

Интервью, опубликованное в «Газете по-донецки» 29 мая 2008 г.

Диакон Андрей Кураев:

«Не надо стилизовать современную жизнь под Апокалипсис»

В интервью «Газете по-донецки» популярный московский проповедник рассказал о том, что он думает о рок-концертах, Януковиче и вступлении Украины в НАТО

Самый известный в СНГ православный проповедник Андрей Кураев по своей популярности не уступает многим артистам и политикам. И темы его выступлений и статей уже давно переросли религиозные рамки - он часто высказывается по поводу злободневных вопросов культуры и политики, которые, понятное дело, комментирует с православной «колокольни». Своими соображениями о широком круге проблем диакон поделился и с «Газетой…» во время визита в Донецк, который он посетил на прошлой неделе вместе с участниками крестного хода, посвященного 1020-летию Крещения Руси.

Как мы уже сообщали, в рамках этих, еще продолжающихся празднеств в Донецка прошел рок-концерт российской группы «ДДТ», а также украинских команд «Братья Карамазовы» и «С.К.А.Й». В перерывах между выступлениями музыкантов отец Андрей выходил к микрофону, чтобы обратиться к молодежи со словом о Христе. Диакон уже пять лет таким вот образом гастролирует с православными рок-музыкантами по городам России и Украины. С этого и начался наш разговор, состоявшийся накануне донецкого концерта.

- Отец Андрей, Вы, наверное, первым из православных священнослужителей стали выступать с проповедями на рок-концертах?

- Нет. Еще раньше меня это сделал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (глава отдела внешних церковных сношений РПЦ - ред.). Когда губернатор Смоленской области попросил его выступить на концерте «Рок против наркотиков», то он увидел, что там собрались не деточки, которым можно рассказывать о Боженьке елейным голосом. Митрополит спросил у них: «Ребята, вы хотите, чтобы сборная России стала чемпионом мира по футболу?». Услышав в ответ «Да!», он задал еще один вопрос: «Скажите, а если футболисты будут пьяные, они смогут стать чемпионами?». «Нет!», - закричала молодежь. «Ну тогда и вы не пейте!», - призвал митрополит. Публика встретила его слова одобрительно. Но часто приходилось видеть, как собравшиеся на концерт молодые люди активно и агрессивно демонстрировала свое нежелание слушать тех архиереев и священников, которые пытались с ними сюсюкать о Боге. А некоторые батюшки, наоборот, полагали, что подготовка к рок-концерту заключается в том, чтобы быть на одном градусе с рокерами. Их тоже постигала неудача.

- А как прошло Ваше собственное «боевое крещение» на рок-концерте?

- Оно сбило с меня изрядную спесь. Ведь как модный и избалованный лектор, я надеялся на импровизацию и на то, что смогу почувствовать аудиторию. Но во время первого концерта в Петербурге, где выступали «Алиса», «ДДТ», Гребенщиков и Бутусов, я понял, что совершенно не готов к рок-проповеди и что импровизация тут недопустима, по крайней мере, на первых порах. Потому что давление непривычной аудитории таково, что нельзя ни на йоту ей поддаваться - иначе конец. Чтобы тебя не сбили с толку никакими выходками, которые часто случаются на таких концертах, нужно четко знать каждый свой жест, шаг, слово... И пока артисты пели, я за кулисами сочинял текст проповеди, потом его зубрил - что прежде никогда не делал. Это мне очень помогло. Поэтому я и до сих пор поступаю так же. Ведь каждый из этих концертов непредсказуем, на нем может случиться все, что угодно.




- В Ваших старых интервью Вы признавались, что не интересуетесь рок-музыкой. Но, может, за эти пять лет гастролей с рокерами успели полюбить ее?

- Когда я на концерте, она мне может нравиться. Но дома я не ставлю диски с музыкой. Дело в том, что у меня слепой отец, поэтому у нас все время играет радио - чтобы он по звукам мог ориентироваться. Так что шума в доме предостаточно. И когда я остаюсь один, например, если отец на даче, то я отдаю предпочтение не музыке, а полной тишине.

- Скажите, в чем главная задача вашего концертного тура, посвященного 1020-летию Крещения Руси?

- Этот концертный тур - событие многоуровневое.

Во-первых, он является свидетельством внутрицерковных перемен. Мероприятия проходят по благословению патриарха, с участием митрополита Киевского и всея Украины Владимира, местных архиереев и священников. Значит, рок-проповедь наконец перестает быть маргинальной - это уже не просто чудачества диакона Кураева. Церковь сняла табу на миссионерский эксперимент, она готова выйти за пределы кадильного занавеса, чтобы обратиться к своим детям

Во-вторых, благодаря таким концертам многие церковные люди меняют свой стиль мировоззрения, видя, как тысячи молодых ребят на площадях отзываются на слово о любви и о Христе, они начинают понимать, что не надо стилизовать всю современную жизнь под Апокалипсис, что есть поводы для жизни, для улыбки, для оптимизма, для творчества.

В-третьих, мы воспринимаем наш концертный тур как народную дипломатию. Например, Юрий Шевчук из «ДДТ» перед исполнением своей песни «Попса» объясняет, что попса это не только те, кто поет под фанеру, но еще и сектанты, у которых вместо Бога доллары в глазах, и политики, которые ссорят наши братские народы... В некотором смысле наш тур это еще и ответ на выпад одного галицийского депутата, который пару лет назад заявил, что российский язык - «мова криминала та попсы». Вот мы и решили приехать: думаю, Юрий Шевчук это точно не попса, надеюсь, что и я довольно далек от криминала.

Наконец, наша главная цель - пояснить ребятам, что если они любят рок-музыку, то это еще не повод считать себя врагом христианства. Потому что и рокеры, и просто молодые могут быть православными, и не надо откладывать вхождение в Церковь до выхода на пенсию по интеллектуальной недееспособности.

- Часто приходится слышать о том, что якобы Москва всеми силами стремится увеличить свое влияние на украинских верующих и что нынешний крестный ход - еще одно тому подтверждение…

- По четным дням Москву обвиняют в том, что она выкачивает церковные деньги с бедных приходов Украины и на эти деньги золотит московские купола. А по нечетным дням говорят, что Москва, напротив, закачивает огромные деньги в украинскую Церковь - для того, чтобы ей управлять. На самом же деле нет ни того, ни другого. Например, нынешние крестный ход и концертный тур проводятся не на российские деньги, а на средства двух украинских народных депутатов из фракции Партии регионов.

- Кстати, в 2004 году Вас обвиняли в том, что во время президентской предвыборной кампании Вы ездили по Украине с лекциями, во время которых агитировали за кандидата от этой партии Виктора Януковича. Как Вы сейчас относитесь к этому несостоявшемуся православному президенту?

- Так же, как и все.

- То есть, как и очень многие, испытываете разочарование?

- Конечно.

- Почему?

- Каждые новые выборы в Украине кончается одним и тем же - когда электоральная буря успокаивается, представители двух половинок страны встречаются в парламенте и, поскольку им надо работать вместе, начинают понятный поиск компромиссов. При компромиссе же всегда жертвуют второстепенным - ради главного. Но если для ребят с Запада главное - национальная идея и идеология, то для ребят с Востока - бизнес. Поэтому компромисс всегда достигается за счет русского языка и всего того, что с этим связано. То есть за счет тех идей, которые сделали Януковича привлекательным. А ведь надо честно сказать, что мало кто голосовал именно за Януковича, люди только поддерживали те идеи, которые он олицетворял, либо просто были против «оранжевых».

- Сейчас электорат Януковича, который называют пророссийским, выступает против вступления Украины в НАТО. Вы это поддерживаете?

- Знаете, это мечта России - чтобы Украина была в НАТО.Во-первых, сколько сразу наших шпионов заполонит натовские штабы! Во-вторых, в НАТО есть принцип консенсуса, когда для принятия любого решения нужно согласие всех союзников. То есть лучший способ кастрировать НАТО - это сделать нашу братскую Украину членом этого союза. Это, конечно, при условии, что элита Украины будет действительно отражать чаяния своего народа, а не спонсоров демократического процесса. Так что при честной политической игре для России было бы хорошо, если бы Украина была в НАТО.

Сергей ГОЛОХА

Кураев

Previous post Next post
Up