Для того чтобы ответить на вопрос о том, необходимо ли проведение референдума по вопросу переименования города Кирова необходимо обратиться к следующим нормативным правовым актам:
- Федеральный закон от 18 декабря 1997 года № 152-ФЗ «О наименованиях географических объектов»;
- Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;
- Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ;
- Закон Кировской области от 29 июля 2003 года № 186-ЗО «О референдуме Кировской области и местном референдуме в Кировской области»;
- Закон Кировской области от 02 декабря 2005 года №387-ЗО «Об административно-территориальном устройстве Кировской области».
Статья 9 Федерального закона от 18 декабря 1997 года № 152-ФЗ «О наименованиях географических объектов» определяет перечень субъектов, которые могут инициировать изменение наименования географического объекта. К ним относятся: органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также общественные объединения, юридические лица, граждане Российской Федерации.
Данная инициатива направляется в Законодательное Собрание Кировской области вместе с документами, обосновывающими указанное предложение, а также вместе с расчетами необходимых затрат на переименование.
Далее указанная статья содержит положение, в соответствии с которым Законодательное Собрание Кировской области рассматривает указанное предложение, информирует население соответствующих территорий о необходимых затратах и выявляют его мнение об указанных предложениях в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.
Вот здесь уже начинается интересное - каким образом выявляется мнение населения?
Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - ФЗ №67) определяет референдум как форму прямого волеизъявления граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме. Ч.3 и 4 ст. 12 ФЗ №67 закрепляют, что «На местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения».
А также, что «федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования могут быть определены вопросы, подлежащие обязательному вынесению на местный референдум».
Вопросы местного значения определены в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ. В частности, вопросы местного значения городского округа закреплены в статье 16. Среди них нет вопроса о наименовании географических объектов. Следовательно, это не вопрос местного значения.
Кроме того, закон Кировской области от 29 июля 2003 года № 186-ЗО «О референдуме Кировской области и местном референдуме в Кировской области» не содержит положений, в соответствии с которыми по вопросу переименования города необходимо проводить референдум.
Тогда мы обращаемся к тексту Закона Кировской области от 02 декабря 2005 года №387-ЗО «Об административно-территориальном устройстве Кировской области».
Именно статья 16 (2) «Выявление мнения населения по предложению о присвоении наименования или переименовании административно-территориальных единиц и населенных пунктов» данного закона содержит необходимую нам информацию.
Она устанавливает, что Законодательное Собрание Кировской области обеспечивает проведение учета мнения населения по предложению о присвоении наименования или переименовании административно-территориальных единиц и населенных пунктов (если данное мнение населения выявлено не было) в порядке, установленном Регламентом Законодательного Собрания Кировской области.
Выявление мнения населения соответствующих территорий по предложению о присвоении наименования или переименовании административно-территориальных единиц и населенных пунктов может осуществляться органами местного самоуправления путем проведения конференций, собраний, сходов и опросов граждан.
Таким образом, для переименования города не требуется проведения референдума, т.к. этот вопрос не относится к вопросам местного значения.
Необходимо, чтобы решением Кировской городской Думы был назначен опрос, либо организована конференция граждан.
Итоги выявления мнения населения по предложению о переименовании города Кирова должны быть размещены на официальном сайте Законодательного Собрания области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.
Автор: ПИБАЕВ И.А., преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Волго-Вятского института (филиала) Университета имени О.Е.Кутафина
13.07.2017