Есть 2 вида топлива, на которых мы можем ехать. Желания и нежелания. Желание жить и тревога перед тем, что несёт в себе жизнь.
Тревога - это страх жизни, страх страданий, которые она несёт, страх испытывать боль, переживать «негативные» переживания, быть чувствительными в них, страх свободы, возможностей, ответственности (вины и стыда) за все это, страх неопределённости, страх того, что все это закончится, что закончусь я. С этими страхами мы начинаем сталкиваться с самого раннего возраста.
Но тревога может не осознаваться, и эмоции, наполняющие ее, могут не переживаться. Тогда не вырабатывается устойчивость к тревоге. Тогда она еще меньше осознается и еще меньше переживается. Мышца не развивается. Задержки в психоэмоциональном развитии создают такие же сложности как и задержки в физическом или когнитивном развитии при отсутствии достаточных нагрузок. Мало того, в нашем теле все связано. Проблемы в психоэмоциональном метаболизме неизбежно влекут проблемы в метаболизме тела и интеллекта.
Когда психика получает задачу защищаться там, где нужно адаптироваться, сохраняться там, где нужно развиваться, появляется замкнутый круг. Вместо созидания устойчивости организм сопротивляется тому, что пугает. А пугает то, в чем организм не устойчив. Из-за страха неприятных переживаний появляется неустойчивость в переживаниях вообще, а значит с приятными переживаниями и переживанием счастья тоже засада.
Сопротивление тревоге может выглядеть как побег от «плохо» к «хорошо». Энергии тут много и с ней можно сделать много положительного и для себя, и для социума. Важно понимать, что это попытка двигаться не к чему-то, а от чего-то, что в фокусе тут не предполагаемое «хорошо». В фокусе предполагаемое «плохо», фокус застрявший, «плохо» по сути становится целью. По-настоящему перестать бояться тюрьмы можно только оказавшись в тюрьме. А чтобы быть на свободе, нужно выдерживать (переживать) страх тюрьмы (ограничений) и хотеть чего-то кроме пальто свободы от страхов и ограничений.
Энергия движения от тревоги - это энергия борьбы, с тем, что есть внутри и вокруг меня, с тем, что победить по-настоящему может лишь смерть. И это всегда движение на напряжении, оно приводит к коротким замыканиям и перегрузкам в нервной системе. Еще оно создает много проблем с детьми и у детей, которые оказались встроенными в функциональную живую систему взрослых, бегущих от каких-либо переживаний. Одно из главных условий развития (хорошего метаболизма) детей - это взрослые, устойчивые к переживаниям всего спектра существующих у нас переживаний (взрослые с хорошим метаболизмом).
Либидо - это желания и потребности, не обслуживающие тревогу. Здесь цели важны, здесь они в фокусе и мозг дает энергию на их достижение. Все переживания, связанные с целью, обслуживают наш внутренний метаболизм в процессе поездки. И приятные, связанные с достижением цели, и неприятные, связанные с рисками и трудностями во время движения. Приятные переживания подкрепляют мозг создавать новые цели, неприятные переживания помогают организму вырабатывать устойчивость, а значит опору движения.
На самом деле, когда появляется устойчивость в переживаниях, они перестают быть неприятными в полном смысле этого слова, устойчивый человек перестает делить свои переживания на хорошие и плохие, дифференциация становится шире, тоньше, интереснее.
Чем сложнее цель/потребность, тем глубже и продолжительнее переживания. Недоразвив устойчивость в переживаниях, можно не добраться до жизни, в которой есть желания и их удовлетворения, а быть в вечном побеге и власти нежеланий. Возможно поэтому у нас есть 3 встроенных потребности. Инстинктов нет, то есть нет программ достижения чего бы то ни было, а сами задачи есть.
Три важных, сложных и питательных потребности, встроенные в нас природой:
1. Потребность в интегрированности в социум, встроенности в метаболизм функциональной живой системы более высокого порядка, чем мой организм. Чем выше уровень системы (чем больше она затрагивает индивидов) и чем больше человек приносит пользы другим индивидам этой системы, тем больше «ток переживаний» он пропускает, тем больше у него энергии, тем к большему ресурсу этой системы он подключен.
2. Потребность в близости, в доверительных отношениях с другими. Люди устроены биологически, физиологически и психологически так, чтобы быть вместе с другими, быть в отношениях, стремиться к ним и быть в них функциональными (переживающими), наполненными желаниями, а не страхами. И это не только про любовные и романтические отношения.
3. Потребность в честности, в точности движения (грех - это промах), в доверительных отношениях с собой, в состыковке внутренних и внешних процессов, решении внутренних и внешних конфликтов и противоречий, в хорошем само чувствие. Хорошее само чувстве - это и есть, по сути, хорошая рефлексия и устойчивость в переживании различных переживаний.