Попалась тут интересная статья в ВК. Она небольшая, так что процитирую ее целиком.
Синдром домохозяйки: чем обернулась американская мечта
Как выглядела американская мечта 50-х гг. XX века и какое место в ней отводилось женщине? Какую роль в формировании образа верной «домашней» жены сыграли СМИ и почему сегодня этот образ по-прежнему остается ключевым в рекламе разного рода товаров во всем мире? Наконец, что такое синдром домохозяйки, к каким психологическим последствиям он ведет и насколько он актуален сегодня? Разбираемся.
В послевоенный период мир столкнулся с демографическим кризисом, и каждое государство решало проблему по-своему. США попыталось вернуть женщину в семью, и это решение легло в основу нового, активно пропагандируемого сценария в СМИ и рекламе.
Несколько детей, собственный дом, оборудованная кухня, хорошо зарабатывающий муж и прилежная домохозяйка-жена - так выглядела американская мечта 1950-х. Образы, растиражированные СМИ, представляли собой абсолютно счастливых, широко улыбающихся людей. Но было ли все так на самом деле?
Пропаганда женского образа сработала: считалось, что женщина может реализоваться как личность, только став женой, матерью и … домохозяйкой. Женщины, которые стремились развиваться в карьере, встречались с сочувствием и непониманием. А американская мечта набирала обороты.
Согласно статистике, в 1950-х девочки поступали в колледж в основном для того, чтобы встретить там статусного мужа. После брака они, как правило, бросали обучение. В 1964 году 40% американских первокурсниц стремились реализовать себя в браке. В конце 60-х большинство женщин с высшим образованием стремилось бросить работу после рождения ребенка и ждать, пока не повзрослеет самый младший отпрыск.
В то время был популярен миф о том, что работающие матери негативно влияют на психику дошкольников. На деле все оказалось иначе: женщины с высшим образованием, выполняющие ежедневную монотонную работу и не видящие иного будущего, стремились полностью погрузиться в детей. Автор книги «Загадка женственности» Бетти Фридман, проведшая собственное исследование, описывает матерей, которые делали макияж к приходу детей из школы и выполняли каждый каприз отпрысков. В итоге американское общество столкнулось с одним из самых инфантильных поколений. Эти данные подтвердил психиатр Дэвид Леви. Он описал 20 историй болезней детей, чьи матери довели их до патологического поведения «чрезмерной материнской заботой, потворствуя их слабостям и желаниям, воспитывая в них инфантилизм».
В одном из интервью Бетти Фридан и психиатра доктора Спока тот отметил:
«…русские дети, матери которых всегда имеют в жизни какую-то цель помимо материнства - они работают врачами, научными работниками, учителями, инженерами, государственными служащими, артистами,-выглядят более стабильными, зрелыми, легче адаптируются к окружающей среде, чем американские дети, чьи матери все свое время посвящают только заботе о них. Не означает ли это, что русские женщины потому хорошие матери, что у них есть цель в жизни?»
Помимо трудностей с детьми, американское общество получило так называемую «проблему без названия» (термин Б. Фридан). Неожиданно все больше женщин стали обращаться к психологам и психиатрам. Они жаловались на постоянную усталость, чувство никчемности, депрессию, суицидальные мысли. Многим из них были прописаны антидепрессанты и транквилизаторы, которые те принимали, чтобы заглушить боль от неосознанной или сознательной нереализованности.
Первые несколько лет СМИ никак не реагировали на проблему домохозяек и продолжали тиражировать статьи о том, как уберечь дом, соблазнить мужа и вырастить детей. На примере одного из журналов Фридан пишет:
«Таков был образ американской женщины в тот год, когда Кастро осуществил революцию на Кубе, и люди готовились к выходу в космос, в тот год, когда на Африканском континенте появились новые государства и создание сверхзвукового самолета расстроило встречу в верхах…Но этот журнал, печатавшийся более чем пятимиллионным тиражом для женщин, которые почти все окончили среднюю школу, а половина из них - колледж, не содержал почти никакого упоминания о мире за пределами их дома».
Так как СМИ содержали информацию об уходе за собой и семье и поддерживали популярный, ставший традиционным образ домохозяйки, то общество не оставило выбора другим женщинам. Те, кто не вписывался в канон, просто не понимали, что с ними происходит, и почему улыбающийся образ на обложке топовых журналов не совпадает с реальностью. Многие начали искать решение проблемы в алкоголе, были зафиксированы случаи особо жестокого обращения с детьми.
В конце концов общество заметило, что многие женщины находятся в сложной ситуации, и проблема получила не только огласку в СМИ, но и весьма специфические решения.
«Но вдруг средства массовой информации, начиная с «Нью-Йорк таймс» и «Ньюсуик» и кончая журналом «Правильное домоводство» и телекомпанией Си-би-эс («Домохозяйка в ловушке»), стали говорить о том, что американская жена действительно несчастлива, хотя почти каждый выступавший находил этому какое-то поверхностное объяснение, чтобы закрыть вопрос. Причину несчастья связывали с некомпетентными ремонтниками бытовой техники («Нью-Йорк таймс»), с тем, что в пригородах детей приходится возить на слишком большие расстояния («Тайм»), или с тем, что Ассоциация родителей и учителей слишком давит на родителей («Редбук»)».
Одни «лекари» предлагали решить проблему принудительными работами в приютах для стариков, другие, такие как журналист из «Харперс Базар», предлагали лишить женщин права голоса в 1969 году. По их мнению, именно политическая нагрузка делала жизнь женщины слишком тяжелой.
Постепенно домохозяйки осмеливались говорить. В 1961 году прошла первая массовая демонстрация за мир, в которой именно они приняли главное участие, в 1963 году вышел первый документальный фильм о домохозяйке, чувствовавшей себя в ловушке, а еще позже семейный журнал «Redbook» создал рубрику «Почему молодые матери ощущают себя пленницами» (Why Young Mothers Feel Trapped) и получил в ответ более 24 тыс. писем от американок.
Миф о жене-домохозяйке как идеальной ячейке общества был выгоден не только с репродуктивной точки зрения. В 50-е и 60-е гг. наблюдался бум продаж бытовой техники, основными потребителями которой были женщины. И изменить образ в рекламе означало потерять покупателя.
Фридан вспоминает речь интервьюера в рекламном агентстве:
«Клиент будет очень напуган. Он хочет продать полуфабрикат торта. Для этого женщина должна оставаться на кухне. Производитель желает, чтобы женщина вернулась на кухню заинтригованная, а мы показываем ему верный способ добиться этого. Если он скажет ей, что единственное, кем она может быть, - это женой и матерью, она плюнет ему в лицо. Мы же объясняем ему, как сказать женщине, что находиться на кухне означает проявлять свое творческое начало. Если мы предложим ей стать астрономом, она может уйти от кухни слишком далеко».
Однако женское сопротивление оказалось сильнее, и именно в 60-е тысячи домохозяек стали говорить о своей проблеме. Сейчас «проблема без названия» именуется синдромом домохозяйки и нередко встречается и в наши дни.
К ее основным симптомам относятся депрессивные, суицидальные настроения, равнодушие, ощущение потери радости и интересов, апатия, чувство бессмысленности жизни. Кандидат психологических наук Светлана Шишкова утверждает, что «проблемы со здоровьем, с мужем и детьми возникают в 90% случаев, после того как женщина бросает работу». По ее словам, «80% антидепрессантов, которые потребляют женщины, приходятся именно на долю домохозяек» .
Другие отечественные исследователи напоминают, что «для домохозяек характерный высокий уровень тревожности, а для работающих - средний». Помимо этого, домохозяйки менее удовлетворены эмоциональной насыщенностью жизни, самореализацией, больше страдают от внутренней конфликтности.
Безусловно, речь не идет о том, что домохозяйственная сфера должна быть табуирована. И в 50-е находились женщины, искренне любящие свою домашнюю работу, однако этот процент невелик. Современное общество движется в сторону эгалитарных ценностей, когда работа по дому выполняется обоими партнерами. Такая модель отношений является здоровой и позволяет женщинам избежать двойной нагрузки, внутренних проблем и приема медикаментов.
_______________________________________________________
Современное состояние и будущее института семьи вызывает много вопросов и тревог.
С одной стороны - дремучий "Домострой", с другой - семьи, состоящие из двух мужиков и собаки. Куды бечь - непонятно.
Увы, Россия движется в сторону христианского фундаментализма - у нас хотят запретить аборты и женское образование. Правда высокие ипотечные кредиты запретить не хотят, а наоборот, цены на жилье растут. Как в таких условиях быть домохозяйкой - загадка. Быть домохозяйкой могут позволить себе только обеспеченные женщины, у которых хотя бы есть собственное жилье, которое не может быть отобрано банком в любой момент.
Мой период относительно образцового домохозяйства продлился около года в общей сложности, когда в городе-герое Нижневартовске я испытывала трудности с поиском работы. И тогда да, я следила за домом и ждала своего тогдашнего мужа с вкусняшками и в красивом платье. Почему? Потому что он работал и содержал нашу семью, а я, следовательно, должна была это уважать и вносить свой посильный вклад. НО! Во-первых, никто меня к этому не принуждал. Во-вторых, квартира, где мы жили, принадлежала мне. В-третьих, я могла устроиться на любую работу, но супруг настоял, чтобы я не разменивалась по мелочам и работала по специальности. Так-то я могла хоть продавцом в "Магнит" пойти и получать какую-то зарплату, но обоюдное решение было другим. И в-четвертых, когда я наконец-то нашла работу по своему профилю, никто не посмел меня осуждать за то, что я "бросила семью ради карьеры". Ну а антураж и мое увлечение джазом и стилем нью-лук - это внешняя шелуха и элементы игры, как историческая реконструкция - никто не играет в смерть при родах, чуму и прочие радости средневековой жизни.
Вот и получается парадокс - западные женщины, досыта накушавшиеся феминизма, снова хотят быть женами и матерями, а российские женщины, задолбашиеся требованием круглосуточных борщей и минетов, с тоской глядят на прогрессивный Запад.
(небольшая оговорка, а то начнется - не все российские мужчины требуют круглосуточных борщей и минетов)
Хотя весьма интересно, что именно российских женщин приводят в пример в статье. Все же, несмотря ни на что, у нас в последние 100 лет было куда больше прав и свобод, чем у жительниц страны победившей демократии. Для сравнения - первая американка полетела в космос на 20 лет позже Терешковой.
Выводы? Выводов нет. Только размышления на тему "Кто мы? Откуда? И куда мы идем?"