"Таланты и поклонники" А. Островского на сцене театра Маяковского

May 01, 2013 02:38

Сто лет уже не был я на драматическом спектакле. А тут по случаю дня рождения тётушка подарила пару билетов. Все таки из всех видов представлений больше всего я люблю драматический театр. Всё еще люблю, ибо поговаривают, что гештальтисты холодеют к театру после всего своего обучения.
Актерский состав был довольно приятный, играла Светлана Владимировна Немоляева. Были и другие известные личности, например Игорь Костолевский, которого моя мама терпеть не может.
История проста, как дважды два: актриса и ее жених-студент, к ней клеится местный князь, его отшивают, он начинает мстить, но залетный помещик всех покупает и отправляется вместе с актрисой домой. Fin. История архетипична до невозможности, что искупает мотивационные и прочие дырки в характерах. Ну может и не дырки, но характеры, как по мне, раскрыты были недостаточно. С другой стороны, может это ход такой, режиссерский, стимулирующий зрителя наполнить историю своими смыслами и мотивами - на то и архетипичный, что шаблон на все времена.
Первый конфликт, который бросился мне в глаза, и который я не раз наблюдал в жизни, это моральная дилемма между честной жизнью, но бедной, и жизнью богатой, но не по совести. У меня были два близких человека в жизни, которые выбрали второе. Третьего не дано, да? Это слишком сложно, так они отвечали. И этот ответ, я вижу, дают многие люди. Жить по совести и в достатке - прямо утопия какая-то!
Другой конфликт, до которого я сразу не дошел, но спасибо Ире - показала, это то, что первая дилемма изначально построена на самообмане. Потому как жених-студент - это тоже не по любви, а так, чтобы актрисе самолюбие потешил своим обожанием. Как выбрать между двумя ошибочными вариантами? Забавно, но ведь при выборе создается иллюзия движения к чему-то лучшему, хотя по сути личность осталась на месте. Почему же она тогда не выбрала князя или там еще какой-то шустрый чиновник был? А они просто честно сказали, без обмана, ай-да в кровать, содержанкой будешь! Тут уж совесть не смогла смолчать - слишком честно. Картинку с медведем, кричащем из кустов, постить не буду, но напрашивается.
Совесть можно обмануть, лишь обманув себя, причем на бессознательном уровне.

Теперь я уйду совсем в сторону от спектакля, и хочу поразмышлять о разнице между совестью и супер-эго (или назовите, как угодно). На мой взгляд супер-эго как раз и виновно в том, что личность начинает обманывать самое себя, так как супер-эго просто напросто запрещает осознавать часть желаний, часть представлений. Совесть же, на мой взгляд, совсем другого поля ягода - это просто компас, который показывает, какая ситуация вызовет меньший или больший моральный дискомфорт у личности. Мораль я тоже выделяю отдельно, так как считаю ее абсолютной (но она должна быть осознаваемой, а не интроецированной). Так вот, в результате давления супер-эго возникает много неосознаваемых драйвов, в такой ситуации совесть бессильна подсказать правильный путь.

Несколько цитат (может неточных):
"Они шли на такие компромиссы, которые иначе чем предательством не назовешь" - Гришковец.
"В ситуации "или-или" без колебаний выбирай смерть" - из Хагакурэ.
"Все пути одинаковы, только у одного пути есть сердце, а у другого нет" - Кастанеда.

Театр, Психология, Моя философия

Previous post
Up