А. Нилл: Школа Саммерхилл - воспитание свободой.

May 28, 2012 19:41


К зачету по педагогике было необходимо прочесть какую-нибудь книгу и написать по ней эссе. Там почти 1000 слов, так что под кат.



Вот, кстати, их официальный сайт: http://www.summerhillschool.co.uk/


Читая про Саммерхилл сложно было не увлечься идеями автора и не начать переживать целую гамму чувств и эмоций. Первая часть книги произвела на меня наибольшее эмоциональное впечатление. Начну с положительного эмоционального спектра. Истории из жизни были очень трогательными, поступки детей вызывали порой даже слезу, потому что ну никак не ожидал я от детей таких ответственных слов и поступков, как описывает Нилл. Детская мудрость потрясает! Успехи, к которым приводит обучение в школе Саммерхиллл, вызывали у меня трепет и возбуждение. В эти моменты я переживал веру в автора и его педагогическую концепцию. Я начинал верить, что это действительно возможно, вырастить свободно мыслящих и ярко чувствующих счастливых детей, это рождало во мне много надежд на будущее. Идеи Нилла сильно меня вдохновили, после прочтения книги я про нее всем рассказывал. Я просто восхищен наличием альтернативного пути и его эффективностью.

Были у меня однако и негативные эмоции. Их было меньше, но они таки были. Сначала это был какой-то дискомфорт, какое-то смущение, источник которого я не мог поначалу определить. Обнаружил я довольно неприятную вещь. Оказалось, что хоть я и восхищен идеями Саммерхилла, но для нашего российского общества я такого пути не вижу и не желаю. Оказалось, что я считаю, что школа должна штамповать одинаковых детишек, которые будут одинаковыми взрослыми. Обнаружив такое я почувствовал свою неполноценность и идеологическую ущербность. Эти переживания и еще рассказы Нилла о детях, которые не смогли, по тем или иным причинам, у него учиться, породили у меня много грусти и за себя и за других детей, которым никогда не видать подлинной свободы. Это грустно.

Теперь к основным положениям педагогической мысли, высказанным Александром Ниллом. Для него это как раз и была основная идея, идея Свободы с большой буквы. Он считает, что ребенка надо оставить в покое и не пытаться заставить его учиться. А нужно дать ему возможность играть, сколько и как ему захочется. Единственное, что двери класса для него открыты и он знает, где и когда можно получить знания. Захочет - придет. Для Нилла школа - это место где все равны, нет разницы в статусе между педагогом и ребенком. При этом педагог не несет ответственности за то, научится ребенок чему-то или нет, считается, что если ребенку надо - то он научится. Поскольку педагог ответственности не несет, то не несет он в себе и карающей функции. Педагог в школе Саммерхилл - совсем не страшный, он такой же как дети, обычный человек. Отсутствие давления системы на отдельного человека приводит в такому серьезному педагогическому и общепсихологическому выигрышу, как снижение уровня агрессии в коллективе, что позволяет выпустить из школы здоровых, а не невротизированных детей.

Поскольку в школе все равны, правила там принимаются на советах. В школе самоуправление. Педагоги имеют такой же голос, как и дети, но поскольку детей больше, то они, фактически, и решают. Таким образом в школе Нилла авторитетом является коллектив ровестников, равных тебе по статусу. Как показала практика, такой авторитет оказывается для детей куда более экологичным и оказывающим здоровое влияние, чем авторитет наделенного властью педагога авторитарной школы.

Одна из наиболее значимых проблем, поднимаемых автором, это то, что классическое образование отбирает у ребенка детство, лишает его счастья, творческости, психологического здоровья, делает из него индивида, а не индивидуальность. Обычная школа с большей вероятностью заставит ребенка заниматься всю жизнь не тем, что он хочет. Борьбе с этой проблемой А. Нилл и посвятил свою жизни. Его школа призвана дать ребенку вырасти здоровым и счастливым человеком. Заметьте, не «вырастить» ребенка, а «дать» ему вырасти самому. Принципиальная разница.

Решает он эту проблему предоставлением ребенку полной свободы выбора, а детскому сообществу право на саморегуляцию. Дети в основном играют, они отдают игре большую часть времени. Но когда они хотят что-то узнать, то делают это эффективно и быстро, потому что действительно этого хотят, потому что это им становится нужно.

Есть у меня аргументы и про и контра. Мой основной аргумент за свободное образование - это то, что оно дает возможность жить. Мой опыт таков, что за годы школьной жизни, с первого и по последний класс, у меня меньше воспоминаний, чем за один единственный год до школы. Время моего обучения в школе - это зря потраченное время. Из моей биографии его можно вычеркнуть, от этого нестерпимо горько. А обычная философия известна: в садик, чтобы нормально учиться в школе; школа, чтобы поступить в нормальный институт; институт, чтобы получить хорошую работу; работа, чтобы заработать на приличную старость; а старость... по статистике в России до нее не дожить. Вот и выходит, что вся жизнь лишена смысла. Единственная возможность для ребенка этого избежать полностью - это свобода жить так, как ему хочется и заниматься тем, что ему интересно. Саммерхилл дает главное - полное переживание жизни здесь и сейчас.

Есть у меня и возражения. Они скорее рациональные, не учитывающие и, даже, жертвующие счастьем. Мне очень не понравилось, что, судя по прочитанному, школа Саммерхилл выпускает в основном детей, которые в будущем выбирают рабочие специальности, как отмечает сам Нилл, гениев они не выпустили, известных ученых и художников тоже, или их единицы. Я не против плотников, среди них попадаются даже боги. Но я очень ценю человеческий разум и мне жалко, что школа Александра Нилла не помогает ему развиться полностью. Танцы, театр, столярничество, кружки вязания и прочая деятельность безусловно развивает. Но есть точные науки, есть гуманитарные дисциплины, которые невозможно представить в деятельности, в них сложно почувствовать потребность. Физика и философия не нужны в жизни ребенка, который всю школу занимался в автомобильной мастерской или в театральном кружке. А я считаю, что высшее проявление разума - это способность к обработке огромного количества информации, синтеза, анализа и построения новой формы. Синтез, анализ и создание - то приносит много удовольствия для меня, а вот накопление информации для этого - обычно скучно, но авторитарная школа скучные знания вбивать умеет, благодаря чему создает большой информационный багаж, которым разум может пользоваться для творчества в нематериальных областях человеческого знания.

Что важнее, простое детское счастье или научно-гуманитарный прогресс, я не знаю. Выборка из выпускников Саммерхилла все таки достаточно маленькая, чтобы можно было с уверенностью сказать, что свободное воспитание не дает гениев.

Учебное, Потрясающе, Педагогика, Психология

Previous post Next post
Up