Когда Ницше плакал & Опасный метод

Apr 30, 2012 23:59

Когда Ницше плакал (When Nietzsche Wept). Реж. Пинчас Перри по роману Ирвина Ялома. IMDb: http://www.imdb.com/title/tt0760188/
Опасный метод (A Dangerous Method). Реж. Дэвид Кроненберг по пьесе Кристофера Хэмптона. IMDb: http://www.imdb.com/title/tt1571222/

Оба фильма рассказывают об одном и том же времени: времени изобретения метода Психоанализа.
В первом фильме сюжет крутится вокруг отношений Йозефа Брейера, Фридриха Ницше и Лу Соломе. История, насколько я понял, является фантазией Ирвина Ялома. По крайней мере данных о правдивости этой истории я не нашел. В историю психологии я не лез и биографий не читал. 
Во втором фильме сюжет, как многим известно, построен на другом треугольнике: Карг Юнг, Зигги Фройд и Сабина Шпильрейн. Тут уже пишут, что фильм основан на реальных фактах.
Так вот что я хочу сказать, фантазия Ялома больше похожа на правду, чем реальность Хэмптона. Когда Ницше плакал Брейер переживал ряд инсайтов, которые в беседах с молодым Зигги позволили им заложить основы Психоанализа. А во время опасного метода Карл Густав отчаянно лупцевал Сабину ремнем по голой заднице, а параллельно размышлял о мистике и магии.
Неприятно выглядеть полным профаном в области, которой я таки занимаюсь, но вот вообще ничего не знаю про всех этих людей в плане подробностей биографии. А без этого сложно воспринимать эти фильмы. В таком случае буду писать о них, как будто это просто художественные произведения.
"Когда Ницше плакал" понравился. Простота съемки, но аккуратное воссоздание атмосферы создают ощущение реальности происходящего. Роковая женщина, разбитое сердце Ницше. Лечение беседой от Брейера вызывает катарсис - Фридрих плачет. Ницше, человек отчаяния, одновременно лечит беседой и самого Брейера, который освобождается от оков своей интроектированной жизни. Аминь.
"Опасный метод" не пришелся мне по нраву. Слишком антогонистично показаны Юнг и Фрейд. Юнг плохой, Фрейд хороший. Но зато Фрейда показали так, что всем понятно, почему он так отстаивал неизменность своего метода. Юнг паказан первертом, сексоголиком, изменником и предателем. Госпожа Шпильрейн жертва, которая благодаря своему сильному Эго таки освободилась от власти ОНО и Сверх-Я, познала свою сексуальность и стала успешным терапевтом.
Отдельно отмечу работу Майкла Фассбендера, он играет хорошо. Несколько, впрочем, похоже на фильм "Стыд", про который я писал ранее. Мистическое восприятие Юнга ему также удалось передать. 
В целом, удовольствие получено!

Секс, Психология, Кино

Previous post Next post
Up