Сочинение по трилогии "Детство. Отрочество. Юность". Л.Н. Толстой

May 27, 2011 01:18

Как раз это сочинение написал с помощью диктофона. Я бы за него поставил баллов 10 из 15, думаю это максимум.
Тема звучит так: "Эволюция самоотношения Николая Иртеньева в подростковом и юношеском возрасте".


Признаться, книга мне не очень понравилась. Читал я ее очень долго и через силу. Выбрал я такую тему по той причине, что именно самоотношение Николая меня больше всего и раздражало. Николенька мне не понравился.

На первый взгляд (мой первый взгляд) никакой эволюции вообще нет. Можно наблюдать, что Николенька очень разный в разных ситуациях. А именно в двух: Николенька в природной среде и как социальный индивид. Так как, когда он один, наедине с природой,  он совсем другой человек, чем когда он находится в окружении социума или просто в окружении мира людей.

Когда Николай находится в природе, то он как существо природное резвится и скачет, он такой романтик и так он все вокруг себя любит. А в социуме, в книге юность, например, он говорит сестре своего друга, что природа - это все полная чушь. Вот такая интересная дихотомия наблюдается. Очень сильное несоответствие двух форм поведения.

Вообще же Николай относится к себе весьма плохо, он не красив и не особенно умен. И он это понимает: достоинств у него особенных нет.

Мать говорила ему, что хотя он некрасив, но он может возместить это умом. Однако не похоже, что он ее послушал: учится он весьма посредственно, насколько я понимаю

У него очень сильно это ощущение социальности, того, как должно быть. Это понимание в нем очень сильно воспитано. Эта черта характера - главная черта, которую он в себе воспитывает с детства, называя ее “комильфо”. т.е. приличный и ведущий себя по всем правилам хорошего тона. Она появилась уже в книге Детство, была и в отрочестве, а в юности она достигла своего апогея и в конце книги он пришел к пониманию что “камильфо” не такое уж и “камильфо”, что найти товарищей, будучи с таких характером невозможно и вообще чувствовать себя хорошо нося в себе такое отношение к окружаеющим проблематично. Но это он понял только в самом конце книги, а до этого читать было весьма неприятно.

Думаю, что смерть матери в повести Детство сильно отразилась на будущем Николая. Потому что мать, как он сам отмечал, была человеком, который принимал его таким какой он есть. Причем была таким единственным человеком.

С окончанием детства он переехал в Москву и появилась необходимость выходить в свет, т.е. светская составляющая жизни сделалась очень важной, практически единственно важной. А ощущение, что он недостаточно хорош, сохранилось в отрочестве, даже стало более сильным. Николенька понимал, что он не очень хорош, манеры его оставляют желать лучшего, танцует он как-то не так и беседу светскую вести не может. Во всех контактах своих светских он чувствует себя не комфортно, воспринимая себя каким-то уродом, чувствуя стыд и смущение. В общем в этой обстановке совершенно нет места искреннему проявлению чувств, восторгов, которое было в детстве, когда они играли все вместе с детьми. В Москве в отрочестве не осталось место Николаю, таким как он есть. В отрочестве он уже не может так свободно общаться с близкими, как в детстве. Николенька чувствует, что в нем есть что-то запретное, недозволенное.

В тоже время, Николенька, на мой взгляд, весьма нарциссический парень, все время любуется собой, причем такими вещами, которыми вообще странно любоваться, поступками, которые у меня не вызывают приязни, а он ими гордится.

В юности, однако, у Николеньки появляется товарищ. Что примечательно, они дают друг другу обещание быть откровенными во всем, ничего друг от друга не утаивать, то есть фактически он находит некую фигуру, которая также принимает его, как когда-то мать. Но он по-прежнему странно себя ведет во многом.

Иртеньев начинает учиться в университете и перед ним встает дилемма, потому что с людьми “камильфо” не только не интересно, но и он себя чувствует не комфортно с ними, из-за не соответствия содержания форме, так сказать. Он начинает думать, что сам он не очень то “камильфо”, он говорит что у него нет природных задатков, что ему это все далось очень тяжелым трудом, позированием перед зеркалом. Это мне очень странным казалось: ради чего так вот корячиться, пытаться выглядеть неизвестно кем и для кого.

Но однажды он знакомится с группой студентов более низкого сословия, которых не считает “камильфо”, считает их низшими представителями человечества, но которые, почему-то, вызывают у него большой интерес к себе, может их непосредственность в выражении себя, даже ум, умение веселиться по настоящему.

Николай видит, что за этим “камильфо” может вообще ничего не стоять, говорит, что есть люди, которые прожив всю жить, на вопрос, как она жизнь прожили и чем занимались,  ответят, что прожили жизнь достойно и были в высшей степени “камильфо”. В то же время студенты из низших сословий предстают перед ним со своими уникальными, оригинальными мнениями, а не мнениями стандарта “камильфо”.

И он, наконец-то, приходит к мысли, что нужно отказаться от этого стандарта, что он хочет от него отказаться, чтобы быть в ладах с самим собой и вообще комфортно жить.

Дико раздражает в нем именно то, как долго и упорно он держится за этот стандарт. Ясно, что он был очень сильно обусловлен обществом. Светское общество требует соблюдения неких своих норм: ты должен быть одет с иголочки, у тебя должен так-то и так-то поставлен голос, ходьба, знание французского. Но уж очень крепко Николай держится за все это - до самого окончания юности. И это дико раздражает. А еще его извращенное самолюбование, совершенно не имеющее ничего общего с достоинством человеческим. Стоит вспомнить его мысли после второй исповеди, что, наверное, монах еще не встречал таких молодцов как он, и какой же он классный и чистый душой человек!

Книги, Творчество

Previous post Next post
Up