105 лет со дня рождения Виктора Франкла и в Психологическом Институте РАО провели конференцию посвященную этому дню.
Я весьма далек от людей, что занимаются психологией не с практической, а с теоретической стороны, изобретают новое. Так что для меня видеть людей, читавших на конференции доклады было наверное, как для мальчика увидеть космонавта (в СССР) или рыцаря (в средние века). Это трепет и благоговение. Нет-нет, я не делаю из них небожителей. Просто они действительно формируют будущее российской психологии, они вдохновляют студентов. За их идеями идут, их идеи будут развивать; их идеи будут отвергать и развивать противоположные; но они действительно формируют умы. Я вот скорее вдохновился их словами и пошел бы за ними.
Я первый раз был на территории ПсихФака МГУ. Посетил здание ПИРАО - альма-матер отечественной психологии. Сказать что я понимаю историю и значение этого здания - ничего не сказать. Сам его дух пронизывает меня. (Это ведь важно - энергия места!)
Вообще я не знаю фамилий. Т.е. из бывших на "пленарном заседании" в президиуме я знал, т.е. хотя бы представлял значение и круг разрабатываемой проблематики, только Д.А. Леонтьева и Ф.Е. Васильчука.
Меня конечно ввели в курс, что декан факультета психологии МГУ тов. Зинченко Ю.П. и завкафедрой ОП Братусь Б.С. также важны и их надо знать.
Также я познакомился (в смысле увидел, послушал и записал имя) с завкафедрой психологии личности Асмоловым А.Г. Его приветственное слово было очень эмоционально, я испытывал огромное удовольствие и радость когда его слушал. Из его речи я записал про актуальность тематики: "Россия в поисках смысла. Потребность в логотерапии в современном обществе велика".
Еще я познакомился (в том же вышеуказанном смысле) с профессором Альфредом Лэнгле. Ученик Франкла, прямой ретранслятор его знания, рассказал основные биографические вехи в жизни Виктора Франкла.
Родился Франкл аж в 1905 году, еще при европейских монархиях, умер в 1997. Таким образом он застал и пережил все основные события новой истории. Его мать была мягкой, теплой и нежной женщиной. Отец же был ее противоположностью - он был строгий, темпераментный и порой даже жестокий человек, склонный к бережливости, в нем были очень сильны чувство долга и веры. Спартанский характер. Виктор Франкл любил и почетал обоих родителей не смотря на их такие разные характеры.
Характер Виктору передался от отца. Поразительная сила воли наблюдавшаяся еще с детства. По словам Лэнгле эти качества вылились потом в теорию мотивации и идею "воли к смыслу".
В подростковом возрасте пережил самоубийство товарища по учебному заведению. Тот покончил с собой держа в руках томик Ницше. На уроке биологии Виктор, когда учитель свел всю жизнь человека к "горению" элементов в нем, в возбуждении и с горячностью спросил преподавателя, а в чем же тогда смысл жизни? Уже в 14 лет у Франкла возник интерес к учению З. Фрейда. Он хотел идти к нему учиться, но его не допустили в силу возраста. Тогда она пошел учиться к Адлеру. С 16 лет (я сидел в шоке когда услышал) он вел переписку с Фрейдом. Лэнгле отметил, что Фрейд отвечал незамедлительно и это сформировало у Франкла сильное уважение к нему. Однажды Виктор встретил Фрейда на улице и познакомился с ним лично, когда Франкл представился Фрейд назвал его адрес по памяти. Воистину личность создателя определяет теорию - обладая феноменальной памятью, Фрейд занимался анализом воспоминаний.
Франкл выучился у Адлера. Но через некоторое время его исключили из сообщества психотерапевтов (психоаналитиков наверное). Причиной послужила методология, которую Виктор использовал. Он слишком уходил от общепринятых норм, углубляясь в смыслы.
Вскоре начались притеснения и гонения на евреев и Франклу было запрещено публиковаться, выступать, для него закрылись двери во все профессиональные сообщества психотерапевтов. Отрезанный от своего дела, от коллег, изгнанный в силу своего еврейства, но оставшийся в Вене Виктор Франкл попадает в черную полосу своей жизни. Он начинает искать смысл в удовольствиях, во власти. Пребывает в экзистенциальном вакууме, который заполняет чем может. В это время он занимается нейрохирургом в единственной больнице, куда допускали работать евреев. Позже он будет говорить, что удовольствие и власть - есть редукция мотиваций, компенсирование отсутствия более высоких смыслов.
Из черной полосы Виктора вывела любовь. Он встретил Тилли Гроссер, она была моложе его более чем на 10 лет. Они женились, но через год, в 1942 году Франкла, его семью и жену отправили в концентрационный лагерь. Дальше были распределения по разным лагерям. Его родители и жена не пережили их.
В лагере его воля к жизни подкреплялась его любовью к матери, любовью к жене, надежда снова их увидеть. Надежда и очень сильное желание вновь обрести любимую работу, закончить теорию, логотерапию. Вера в Бога, высший смысл. В концлагерях, где он пребывал до 1944 года, Франкл не прекращал работу на ниве психотерапии. Стремился помочь окружающим заключенным, читал им лекции.
После освобождения из лагеря Виктору было очень тяжело. Возможно ему удалось пережить это время лишь благодаря друзьям, которые у него были в Вене.
Франкл очень любил Вену, он был гражданином этого города. Это был человек полный юмора, на любой случай жизни у него была история, анекдот. Он излучал темперамент, в нем была огромная сила духа. Виктор был очень внимателен к деталям, доходило до курьезов. Но его всегда выручал юмор. Слова, что произносил Франкл, обладали удивительной силой, были наполнены содержанием, порой было достаточно нескольких его слов, чтобы изменить терапевтическую ситуацию и открыть клиенту путь к выздоровлению.
Это был доклад Лэнгле о том, какой был Виктор Франкл. Я восстановил его по конспекту. Много что-то, в конспекте всего страничка =). Замечу еще, что Лэнгле рассказывал на немецком, и его переводили. Это наверное первый раз когда я так много слушал на немецком.
Далее Братусь дал слово Дмитрию Алексеевичу Леонтьеву. У него оказался очень приятный голос. Однако говорил он очень быстро, много, ловко используя не очень мне еще привычную терминологию. Я начинал читать его книгу "Психология смысла", очень сложная для неподготовленного читателя вещь. Да и тема более чем не простая.
Леонтьев прочел доклад (прочел - это условно, он рассказывал) о логотерапии Франкла. Что это, проблематика и т.д. Тут у меня записи не очень стройные. Однако что есть, то есть.
Итак, логотерапия есть теоретическая и онтологическая система воззрений, а также это форма психотерапевтической практики. Тем не менее Ирвин Ялом ставит под сомнение, а можно ли назвать логотерапию - психотерапией, или же это нечто совершенно другое?
Бьюдженталь выделял 2 критерия, 2 этапа психотерапии. Далее цитирую Леонтьева дословно: "Первая фаза - это аналитическая фаза, содержанием которой является работа с тем, с чем пришел непосредственно клиент, с тем, что психологически калечит его, препятствует полноценному осознанию и мешает жить. Задача аналитической фазы - раскрытие и устранение сопротивлений, то есть способов, которыми пациент стремится избежать экзистенциальной тревоги. Эта фаза, конечно, не полностью, но во многом основана на психоаналитической методологии. Когда эта фаза завершена, наступает вторая фаза, которую Бьюдженталь обозначил введенным им неологизмом "онтогогика".
(Собственно сейчас загуглил и обнаружил что этот доклад Леонтьев уже постил в 2001 году.
psylib.org.ua/books/_leond02.htm)
Онтогогика, как научение клиента, научение его жить дальше и входить в контакт с жизнью самостоятельно.
Психотерапия есть деятельность гетерогенная. Она включает в себя многое. Это и информирование - педагогика, порой воспитание и т.п. Можно сказать, что лейтмотивом экзистенциальной психотерапии является идея наставничества.
Однако, то что в экзистенциальной психотерапии экзистенциально - то далеко от рамок классической психотерапии, а то что терапия - это общая база любой психотерапии и странно это приписать именно этому подходу.
Одним из важнейших элементов логотерапии, методом, является сократический диалог. Франкл выделяет две формы работы - первая это работа переноса, а вторая это работа убеждения (тут у меня была такая ассоциация - когнитивная, объяснительная психотерапия).
Франкл: Человек это больше чем психика, это дух. Как телесное не равно душевному, так и душевное (равно психическое, по-видимому) не равно духовному. Франкл не говорит, что логотерапия возможна как самостоятельная терапия, но как дополнительная - она необходима.
На этом закончился доклад Леонтьева, и первая часть конференции. Обед! Ура! Макдоналдс!
После-обеда-замерзшие-но-сытые.
Конференция разделилась на две части. В большой аудитории была, скажем так, практическая часть, а в малой - теоретическая. Несколько странное разделение на мой взгляд, потому как хотелось бы и то, и то, а пришлось выбирать. Я выбрал теорию. Потому что там были вышеупомянутые господа. И их хотелось слушать.
На вопрос об актуальности логотерапии в наши дни отвечала С.В. Кривцова. Логотерапия в свое время родилась в условиях когда в обществе наблюдалась смысловая депривация. И единственным смыслом, который можно было осуществлять в жизни - был смысл практический. Для Франкла же выходом из такого отсутствия смысла стали внутренние ценности и вера в Бога, философия Макса Шеллера и любовь к женщине. Не возникает возражений, что сейчас Россия также находится в условиях смысловой депривации: Идеология уничтожена, Религия не восстановлена, существует лишь практический смысл - рыночный.
Далее выступила госпожа Старовойтенко, которая представляла ГУ ВШЭ.
После нее слово дали Анатолию Николаевичу, фамилию которого мне не удалось записать. Поэтому непонятно кто это. Он изъяснялся в том ключе, что еще большой вопрос, должны ли вообще заниматься "духовным" психологи, да и "душой" спорно. Видимо он был критичен, во мне его слова вызывали много сопротивления, видимо поэтому я ничего не записал. Зато записал, что Леонтьев был очень недоволен его словами, в смысле несогласен. Спорить он не стал, но головой качал очень активно.
Слово взял Леонтьев, он ответил на вопрос о разнице гуманистической и экзистенциальной психологии, и позитивной психологии. По его словам, гуманистическая психология не есть определенная школа, это социальное движение, "народный фронт", философская концепция, фундамент для будущих идей. Экзистенциальная же психология - это конкретная школа со своими конкретными методами работы.
И позитивная психология - это также не школа, а новый "народный фронт", новое движение. (Насколько я правильно записал не знаю, но кажется он сказал что позитивная психология в большой степени стремиться к научности).
Слово взял Вадим Артурович Петровский, профессор кафедры психологии личности. Он произвел на меня очень приятное впечатление. Он отвечал на вопрос о смысле, осмысленности поиска.
Для Франкла созидать смысл не равно находить смысл. Для Франкла смысл ПРЕсуществует, и надо его найти. Но существует ли смысл, как нечто пресуществующее? Это важный вопрос. (Кажется большинство ученых мужей в аудитории склоняется к мысли что не существует).
Петровский говорит, что отнюдь не все в мире подлежит теологизации, сомневается в существовании смысла для всех. И в тоже время, отсутствие смысла невыносимо. Эту пустоту надо заполнять, даже приписывая смысл пустоте или чему-либо, в чем смысл априори отсутствует.
Должно ли универсировать смысл? Не стоит ли идти по пути создания, творения личных, индивидуальных для каждого смыслов?
Дав больше вопросов, чем ответов Вадим Артурович задал некое проблемное поле темы.
Братусь отметил, что у Франкла выделяется два вида смыслов, смыслы экзистенциальные - и их можно вынести к психотерапевту. И смыслы онтологические - и они находятся в ведении Бога.
После этого Леонтьев логично перешел к вопросу, а может духовное быть предметом психологии? Он поднял важную проблему, а вообще есть ли у нас понимание что такое духовное, когда у нас нет религии уже почти столетие. И духовное - это некая мистерия. По сути форма, ограничивающая пустоту, ничто. Неопределенное слово, которым можно назвать многое. И тогда совершенно не ясно, может ли это быть предметом вообще чего либо.
Тем не менее, духовное в его понимании (не записано в каком именно), познаваемо при помощи психологии. Но познаваемо не полностью, как и искусство нельзя понять научно на 1оо%. Духовно трансцендентно.
Ф.Е. Василюк немного охладил пыл своих коллег, вернув их с небес на землю, заметив что в тех облаках где они витают люди не живут, а мы все таки говорим о терапии, о том, что полезно для людей.
Профессору Лэнгле задали вопрос об истине, что для него истина, истинное? Речь Лэнгле была очень эмоциональна, и полна ощущения присутствия этого Смысла, который научно не познать. Меня она очень тронула.
Лэнгле говорит, что истина, это фундамент его существования, это формообразующая субстанция и она очень индивидуальна, более того - она субъективна. Объективные смыслы от нас не зависят. Но духовное - как субъективное, как познание субъективных причин, следствий, истин. Духовное не существует в массе, оно единственное для одного человека, индивидуально для него, субъективно. Субъективная истина, это только моя истина, это то, что делает меня именно мной, а не кем то еще.
То, что изучает научная психология - это не один человек, это популяция, индивидуализм тут не появляется. И тогда мы работаем не с конкретным человеком, а чем то другим, чуждым. Альфред противопоставил такому подходу, систематизирующему, обобщающему - феноменологический подход, в котором есть личность терапевта, личность клиента, их эмпатия, их интуиции и всем остальным, что существует в отношениях двух людей. И в этом духовное, в этом истина.
И эта часть конференции закончилась.
Было продолжение, презентация книги Альфреда Лэнгле, но я на нее не пошел.
Текст еще сыроват, я его даже не перечитал еще, ошибок наверное тьма. И надо бы структуру выделить более отчетливо. Но спать хочется уже ппц как. И я еще не записал свой, так сказать, отклик, набросал свои мысли в тетрадь пока в метро домой ехал. Столько всяких мыслей, аналогий, параллелей. Ох-ох-ох, моя голова, сколько в ней всякой-всячины!