Я в последнее время не особо увлекаюсь политикой. Хотя когда-то было совсем по-другому.
Недавно один товарищ попросил поделиться некоторыми соображениями по поводу так называемой "правой темы". Для не увлекающихся политикой - под "правыми" принято понимать совокупность ультраконсервативных и националистических течений в современной политике.
Дабы не тратить время в реальной жизни я решил оформить свои тезисы по теме в виде поста. Под катом совсем не еврейское (а иногда и просто антисемитское) - не интересно - не лезьте. Я предупреждал.
Итак, для начала - все ниженаписаное это мое имхо, на истину в последней инстанции не претендую. В связи с широтой описываемой темой необходимые ограничения: то, что будет описано ниже, касается стран бывшего СССР. Никакого специального научного исследования - просто мысли и домыслы по теме. Никаких ссылок и библиографий не будет - пиарить подобные вещи я не собираюсь даже и неявным образом. Есть вопросы (это я тому, для кого изначально пишу) - лично или в почту, остальные - через личку или скрытые (если фигурируют ссылки) комментарии.
Для простоты разделил весь опус на две взаимодополняемые части - "мифы" и "факты". Никакого приоритета или важности в разделении по пунктам нету - как приходило на ум так и писал.
Поехали.
"МИФЫ".
1. И самый стойкий - в стране, победившей фашизм, фашизма нет, а есть отморозки и сумасшедшие. Есть и фашизм и нацизм, и много еще чего из той же оперы.
2. Наличие у "правых" единой идеологии. Таковой нет, а есть совершенно дикая смесь из всего со всем. Поклонники германского национал-социализма, белого превосходства, традиционного консервативного национализма, православные имперцы-черносотенцы, неоязычники, коммунисты - и это далеко не полный список наличных идеологических платформ. Дополняется все это винегретом из народных мифологий - славянская запросто соседствует со скандинавской и германской, а с другой стороны все это могут подпирать различные элементы христианской мистики. Замечу, однако, что им все это не мешает. Сосуществование различных группировок обеспечивается поиском общих точек в идеологии (как правило, на почве совместной ненависти, но есть и другие опции, например, ЗОЖ), однако конфликтов это не исключает.
3. "Альтернативная" история. Вплоть до полного абсурда - отрицание Холокоста запросто сосуществует с обещанием его повторить. Общее отношение нацистов к славянам, как недочеловекам подменяется героизацией различных коллаборационистов. Тот факт, что массовый коллаборационизм никак не противоречил нацистской доктрине уничтожения большей части славян (сами себя - так даже лучше), и расцвет его пришелся на время, когда военные успехи немцев были не столь ярки (мягко говоря) - попросту игнорируется. И это касается относительно недавней истории. С тем, что происходило раньше все еще хуже.
4. "Альтернативное" понимание реальности. Явление не такое массовое, как принято думать, но тоже есть. Вера во "всемирный еврейский заговор" ("все куплены", "кругом жиды" - и так еще много вариаций) неистребима. Идеи подобного толка стабильно культивируются наиболее маргинальной (в идеологическом плане) частью, но стабильно "уходят в массы".
5. Скинхеды. Далеко не все бреют налысо голову. И далеко не все "правые" - бритоголовые.
6. Они алкоголики и даже наркоманы. И снова нет. И в последнее время все больше и больше нет.
7. Туда же про патологическую склонность к насилию.
8. Субкультурность. А именно наличие определенной эстетики (внешней атрибутики, особой музыки, внутреннего поведенческого кода) - по мере взросления контингента спадает, хотя и является наиболее привлекательной частью для неофитов.
9. Противостояние с властью. Сложный момент и неоднозначный. Оно как бы есть. И иногда его даже видно, но с другой стороны имеется множество фактов сотрудничества (на взаимовыгодных основах) с властью со стороны весьма радикальных националистических структур.
"ФАКТЫ".
1. Их много. Гораздо больше, чем пишут в пресс-релизах правозащитников и органов правопорядка.
2. Количество реальных правонарушений также сильно отличается в сторону увеличения. В том числе и тяжких и особо тяжких. Логика проста - нелегал не пойдет жаловаться в полицию, потому как боится ее сам, тем более неопознанный труп скорее всего пойдет "глухарем", и никто не запишет это в преступления ультраправых.
3. Субкультурность (о которой упоминалось в "мифах") - очень важный аспект. В последнее время претерпел существенные изменения, но так и не сошел с арены. Начинался с копирования иностранных образцов, постепенно обрастая национальными особенностями. Преобладание военизированной эстетики, символики различных "правых" группировок (вне зависимости от времени и географии), откровенное подражание эстетике Третьего Рейха, царской России, славянская и скандинавская мифология. Стали появляться рок-группы соответствующего профиля. Дополнительной особенностью был так называемый "околофутбол" (а в простом понимании - фанатские группировки футбольных клубов, являвшиеся благодатной базой для ультраправых). Наличие небольшого количества организаций с четкой структурой и и организацией оставляло более мелким группировкам пространство для фантазии. Для неофитов внешняя атрибутика зачастую заменяла идеологию. Со временем откровенная субкультурность стала уступать место более четким стилевым отличиям - по мере увеличения количества легальных политических группировок. К тому же броскость во внешнем виде и поведении стала откровенно мешать - органы правопорядка вычисляли потенциальную клиентуру, да и народ в целом далеко не всегда положительно относился к свастике и имперским орлам.
В настоящее время ультраправые заметно "окультурились" внешне. Новая эстетика базируется на одежде определенных (зачастую популярных и совсем недешевых) брендов. И это выглядит совсем не так брутально и вполне респектабельно. Внешняя символика мимикрировала в сторону различных народных и мифологических образов, откровенная свастика заменена языческими символами. Одновременно с этим поменялась и внешняя сторона идеологических платформ - от открытых призывов к насилию и пропаганды доктрин нацистов к возвращению к своим корням, истории народа, борьба за здоровый образ жизни и прочее. Пантеон "идолов" сместился от коллаборационистов и германских нацистов в сторону русских полководцев прошлого. Подобная мимикрия, впрочем, не изменила изначальных идеологических предпосылок, просто внешне это стало более приятно. Но все эти косметические изменения - дымовая завеса, зачастую банальный популизм - для тех, кто "не в теме". Больше нет страшных и пьяных скинхедов - есть вполне респектабельные националисты. Есть даже националистический рэп (да да, та самая музыка "черных"). Спрятан подальше от посторонних глаз бытовой антисемитизм, замененный на неприятие нелегальных мигрантов. И т.д.
3. Время "диких" банд практически ушло. Отчасти роль сыграли правоохранители, которые в определенный момент занялись неонацистами, и без особого труда "завели на посадку" активную часть движения, не желавшую отказываться от уличного насилия. Те, кто был умнее - вполне устроились в жизни и избежали тюрьмы, легализовавшись в политические движения, либо найдя себя в бизнесе (зачастую полукриминальном, но на фоне лихих 90-х - практически легальном). Даже та часть, которая не отказалась от принципов насилия - имеет чисто внешне мало общего со своими соратниками в прошлом. До кучи имеет серьезную легальную поддержку, даже на случай попадания в руки полиции.
4. Активная пропаганда ЗОЖ, борьба с наркоманией и алкоголизмом. На смену "качалкам" в грязных подвалах пришли вполне респектабельные спортивные и фитнес-клубы (немалая часть легального дохода, кстати). А также множество военно-патриотических кружков. Регулярно проводятся вполне легальные и довольно крупные турниры по боевым единоборствам.
5. Легальная верхушка движения занимается активной работой. Начиная с помощи "узникам совести" (тут надо отметить - мало кто из них сидит за разжигание межнациональной розни, как правило фигурируют тяжкие и особо тяжкие преступления), заканчивая детскими утренниками. На фоне прочих действующих политиков ультраправые не выглядят сильно хуже, а учитывая популистские лозунги - намного лучше.
6. Некоторое количество представителей нетитульной национальности - не только в легальной части движения, но и в нелегальной.
7. И в том числе евреев и людей с еврейскими корнями.
8. Он же девятый в "мифах". Совершенно очевидно, что некоторое количество ультраправых находится в тесном контакте с властными структурами. Причем как из легальной части движения, так и из нелегальной. Истинный размер этого взаимодействия определить трудно. Но такое положение вещей выгодно обеим сторонам - власть имеет в своих руках отличный инструмент давления на общество, националисты - "крышу" и возможность продолжать активную деятельность.
ПС. (немного личного и еврейского). Зажигать ханукию на Красной площади - очень плохая идея. Градус ненависти зашкаливает.