Стокгольм по сути расположен на архипелаге из множества островов, соединенных мостами, тоннелями, паромами. А учитывая его имперское прошлое, было бы странно, если бы в нем не развивалось судостроительство. Это сейчас все дерево в Швеции себе забирает Икеа, а раньше из него строили мощные корабли. Настолько мощные, что флагманский корабль, построенный в 17 веке сохранился до наших дней и теперь стоит в собственном музее.
Корабль долго строили и торжественно спустили на воду 10 августа 1628 года в присутствии многочисленных горожан.
А дальше начались проблемы. Сначала в гавани был "неправильный" ветер и корабль пришлось вытаскивать на открытую воду с помощью якорей. Это еще как-то им удалось, но затем пройдя меньше 1,5 км и обогнув пару островов, от сильного порыва ветра корабль начал сильно крениться... Довольно быстро он завалился на бок, черпнул воды бортом и пошел ко дну.
С помощью водолазного колокола с корабля удалось поднять значительное число дорогих бронзовых пушек, но больше его решили не трогать. А потом сгорел деревянный дворец Тре Крунур. Придворные были настолько заняты спасением короля, что кроме его ничего практически не спасли. В том числе - архивы и летописи Шведской империи. Поэтому история о затонувшем корабле стала превращаться в легенду, а уж информация о том, где он затонул, исчезла очень быстро. И лишь в середине 20 века энтузиаст Андерс Франсен стал изучать эту историю и исследовать окрестности островов Стокгольмского архипелага. Неожиданно в 1956 году корабль был обнаружен и за его подъем со дна взялось государство. Но пока нашли средства, пока все изучили, пока подняли, прошло очень 5 лет. И лишь в 1990 году был открыт музей.
Здание музея узкое и высокое. Из-за этого рассмотреть корабль целиком практически невозможно. Как следствие, и без того большой корабль (шутка ли, флагманское судно одного из мощнейших государств на тот момент) выглядит просто огромным. Вспоминая картинку корабля из "Пиратов Карибского моря", пиратские корабли кажутся размером с современные речные трамвайчики.
Большинство деталей на корабле - подлинные. Это не восстановленный по чертежам полноразмерный макет, а настоящий корабль, построенный три с половиной века назад. Секрет довольно прост. Вода на стыке озера Меларен и Балтийского моря оказалась несоленой в нужной степени, чтобы в ней не водились черви-древоточильщики. После того, как корабль подняли со дна, его покрыли специальным средством для защиты древесины и регулярно проводят осмотр.
Для того, чтобы вы могли оценить размах, приведу точные размеры: длина 69 метров, ширина 11,7 метра, высота 52,5 метра (с учетом мачт).
В музее 7 этажей, окружающих корабль. 1 этаж соответствует самому дну корабля, 7 этаж - примерно уровню палубы над каютой капитана. На саму палубу, к сожалению, не пускают. Но с точки зрения сохранения всего этого для следующих поколений я полностью эту меру поддерживаю.
...
Это задняя панель с высоты, наверное, 6 этажа (а может, и 7). В реальности она должна быть раскрашена (как именно - показано на макете), но краски пребывания в воде не выдержали.
А ведь еще есть мачты. Мачты, кстати, единственная часть корабля, не сохранившаяся в воде. При крушении они просто сломались, поэтому их пришлось восстанавливать.
Примерно так выглядит корабль с 7 этажа. Можете поискать людей на заднем плане и сравнить масштабы.
Но снимать в музее - сущая пытка. Недостаток света в таком пространстве вспышкой не компенсируешь, выдержки не хватает.
Давайте лучше на улицу пойдем, там тоже есть на чем поплавать и что посмотреть.
Даже зимой вокруг островов Стокгольмского архипелага ходят вот такие кораблики с экскурсиями на английском и шведском (более широкий пакет языков, включающий русский, бывает только летом). Зато там обещают всем теплые одеяла и глёг (он же глинтвейн). Это, конечно, не трехсолетняя "Васа", но лет сто им есть.
Но покататься на чем-то подобном нам не удалось, зато мы прокатились на паромчике от острова Юргорден доГамластана.
Как и год назад, возвращаясь с Суоменлинны в Хельсинки, я простоял все это время на улице, любуясь суровой красотой видов.
Вот это темнокоричневое здание и есть музей корабля "Васа". Вообще-то в музее еще представлен плавучий маяк (его красная башенка видна между мачтами в левой части кадра) и еще какие-то корабли, но до них добираются считанные единицы туристов.
А это уже не экспонат музея, хотя корабль построен в 1888 году. Это один из хостелов в центре Стокгольма. В этой роли корабль выступает уже 60 с лишним лет (до этого он работал как торговое судно и корабль, на котором тренировались матросы). Те, кто придумал сделать из него хостел, - красавцы, я считаю.
Санта-Клаусов, карабкающихся на балконы или в окна домов, я уже встречал раньше. Но такого - лезущего вверх по снастям корабля, встречаю впервые.
Закрытый на зиму луна-парк на берегу.
За день, прошедший со времени поездки на смотровую на Сёдермальме, Швеция из нейтралитета не вышла, раз флаг продолжает развеваться над Кастельхольменом.
А это уже из числа более современных "замков".
А вот и высокий скалистый берег самого Сёдермальма.
Стоянка кораблей у шлюзов и одного из самых известных подъемников на Сёдермальме.
Нормальм и возвышающийся над всем вращающийся знак крупнейшего магазина в Стокгольме - NK.
Мимо проплыла какая-то экскурсия.
Гамластан.
Шпиль Тускачюркан.
Главная рождественская елка Швеции.
Стокгольм:
Стокгольм. Обзор. Гамластан. "Васа" и другие корабли. Музей "Скансен". Метро Стокгольма Ночной Стокгольм