Непрерывная, непрекращающаяся боль и глубокая тоска чувствуется в "Анне Карениной" Карена Шахназарова. Новом сериале, недавно прошедшем на "России". Это ощущение достигается довольно мрачноватой цветовой гаммой картинки, затемнённостью и затенённостью многих сцен, пугающим антуражем - прежде всего огромными квартирами с бесконечными комнатами, с уходящими в неведомую высоту дверями и потолками, с громоздкой, холодной, надменной мебелью в них, глубокочувственной игрой актёров, показом героев картины, у которых душевные страдания кажется не прекращаются никогда... Но главное - музыкой фильма - отстранённой до потусторонности, таинственной до метафизичности... Больше всего она даёт такой особый эффект ощущения...
И ещё перманентное чувство боли режиссёр усилил построением самого фильма - основополагающее в сюжете действие происходит тридцать лет спустя гибели А.К., на русско-японской войне в армейском госпитале, где встречаются сын Карениных и Вронский. Постоянные крики боли раненых сопровождают нас тут уже впрямую, без всяких метафор...
Шахназаров сосредоточил внимание на трагедии чувств, трагедии жизни чувственных людей, поэтому сюжетной широты и всестороннего разнообразия романа в картине нет. Но можно пахать шире, а можно глубже. Режиссёр выбрал второй путь. К тому же, переживания и умозаключения героев очень сложные, противоречивые, чисто русские - "непонятные".
На фоне явного снижения уровня русских сериалов в этом году (зарубежные я по-прежнему вообще не воспринимаю всерьёз и больше трёх минут не выдерживаю), глубокая, по-настоящему художественная восьмисерийка Шахназарова, снятая, не побоюсь сказать, в лучших традициях отечественных экранизаций с их размеренным, вдумчивым, тотально сочувствующим, ранимым, тоскливым повествованием, заметно выделяется в лучшую сторону.
P. S. Собственно, и в основном ругательное отношение публики и кинокритики к сериалу по этой же причине - для воспитанных в последние четверть века на скукоженном, схематичном, поверхностном, плоском, рече-примитивном, с иллюстративным психологизмом (в лучшем случае) кино Запада глубокие чувства и "скучность" повествования - вне зоны действия.